Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по логопедии

Скиданова Александра Владимировна

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения.

 

Задачи мастер-класса:

обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения;

• систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета;

• пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

 

Актуальность: низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_skidanova_a._v._1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста».

Подготовила и провела: учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок»

Скиданова А.В.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию будет представлен мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения.

Задачи мастер-класса:

обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения;

• систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета;

• пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

Актуальность: низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.

 Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается, прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Этикет – (в переводе с фр. – ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.  Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

 Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет?»

  •  Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
  •  Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

Практическая часть.

Разминка:

 — Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

 — Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по галактике вежливых слов.

Планеты «Добрых слов»

 — Перед вами три пазла с добрыми словами. Необходимо собрать фразу из двух частей.

  1. Добрым быть совсем непросто___не зависит доброта от роста.
  2. Не зависит доброта от цвета____доброта – не пряник, не конфета.
  3. Если доброта, как солнце светит____радуются взрослые и дети.

 

— Вот мы и собрали первые три планеты. А сейчас мы узнаем, насколько наши участники внимательны и как хорошо знают «волшебные слова». Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово»:

- встаньте пожалуйста

- руки вперед пожалуйста

- повернитесь

- будьте добры руки вверх

- руки в стороны

- присядьте пожалуйста

Четвертая планета «Заколдованная»

 — Мы должны выполнить кейс-задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.

Задание 1.

 

Шестилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавил коробку, чтобы узнать, что внутри. Мама: «Миша, прекрати, ты испортишь подарок. Что нужно сказать?» Миша сердито: «Спасибо. Мама: Вот, хорошо».

 Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?

 Задание 2.

 Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то, как правило, получают в ответ – «Не мешай! Взрослых перебивать нельзя! Это не вежливо, отстань!». Как бы вы ответили ребенку в такой ситуации? Например, «Я хочу сначала закончить свой рассказ, а потом будешь говорить ты!»

 Задание 3.

 Продавец овощного магазина гневно кричит: «Не такой лук, не нравится? Ну и не берите!» Как бы вы ответили, чтобы сгладить ситуацию? – «Раз вы так рассердились, видимо я в чем – то виновата. Извините меня».

 — Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «Загадки с мячом»

 

— Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами», я буду бросать вам мячик, а вы называть слово:

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

 Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

 Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

 Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

 Когда бранят за шалости, говорят (прости пожалуйста).

 Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

 

— А наше путешествие продолжается.

Пятая планета «Сказочная»

 — Все вы любите сказки, а в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут себя вежливо, хорошо, и злые - не вежливые.

 Игра «Добрый – злой».

 — Я буду называть героя, если герой добрый вы поднимаете добрый, весёлый смайлик, а если называю злого – поднимаете злой, сердитый смайлик:

 -Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит.

(изображения героев сказок помещаем на подготовленный шаблон планеты).

—Наше путешествие подходит к концу. Давайте посмотрим, сколько планет у нас получилось, назовем их (три планеты «добрых слов», «заколдованная» и «сказочная»).

Рефлексия.

— А сейчас я бы хотела представить вашему вниманию «волшебный сундучок», в котором вы можете оставить свои впечатления от сегодняшнего мастер-класса, понравилось вам или не очень, что нового узнали, полезна ли была вам информация. Пожелания оставляете на шаблонах-звёздочках. А из «волшебного сундучка» получаете сладкое угощение.

— Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста

Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43         Выступление на педагогическом совете:«Формирование речевого этикета детей дошко...

Мастер класс для педагогов "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Эффективные технологии речевого развития дошкольника»Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна, так как форм...