«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Степынина Наталья Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете:

«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Н.С. Степынина

 

 

 

 

 

 

П. Покровский городок

2019 г.

 

 

Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.

В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.

Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.

Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения.

Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компететность.

Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят: культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.

Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия, например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.

Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника.

Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:

– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;

– доступные способы «развертывания» вежливых формул;

– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.

Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевого общения предусматривает:

– обучение детей способам их «развертывания»;

– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;

– развитие доброжелательности интонации и мимики.

Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах: занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.

Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя, по ее мнению речь педагога должна быть:

1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:

– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;

– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;

– как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив.

Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации.

Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.

Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей.

Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.

Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - основной фундамент воспитания культуры общения.

В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста эффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.

 

 

 

 

 

Литература

1. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – С. 43-46.

2. Куатаева Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – С. 61-66.

3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.

5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.

6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.

7. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 250 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация общения

Инициативные формулы р.э.

Ответные формулы р.э.

Примерные фразы для развёртывания.

Приветствие

- Здравствуй (-те)

- Доброе утро!

- Добрый вечер!

- Добрый день

Аналогичны инициативным формулам

- Очень рад (-а) видеть тебя (Вас)

- Как хорошо, что Вы пришли (мы увиделись)

Прощание

- До свидания

- Всего доброго

- До встречи

- До завтра

- Спокойной ночи

 Аналогичны инициативным формулам

 

Просьба

Просьба – разрешение:

- Можно я…

- Разреши (-те) …

- Разреши (-те), пожалуйста

Просьба – побуждение:

- …, пожалуйста

- Если не трудно…

- Если можно

- Очень тебя прошу…

 

- Ты не можешь?

- Вы не смогли бы?

Положительные ответы

- Пожалуйста

- Да (ДА-да)

- Ладно

- С удовольствием

 

 

- Охотно

- Я не против

- Не возражаю

- Сейчас

Отказы

- Я не могу…

- Я хотел (-а) бы, но…

- К сожалению…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отказ сопровождается извинением

Благодарность

- Спасибо

- Большое спасибо

- Спасибо Вам (тебе)

- Я благодарен Вам

- Пожалуйста

- Не за что

- Не стоит

- На здоровье

- Мне было приятно помочь

За… (указывается причина благодарности)

Предложение (приглашение)

- Давай (-те)…

- Прошу…

- Возьмите…

- Садитесь, пожалуйста,

- Хотите (хочешь) я помогу?

Согласие:

 - Ладно, я согласен

- Спасибо (и др.)

Отказ:

- Спасибо, не беспокойтесь

- Спасибо, я сам (-а)

- Извините, но…

 

 

 

Желательно, что бы все отказы мотивировались

Извинения

- Простите меня

- Простите (извините), пожалуйста

- Не обижайся (-тесь)

- Я виноват (-а)

- Пожалуйста

- Ладно

- Ничего

- Не стоит извинений

- Я не сержусь

- Ну что Вы (ты)!

- Да что Вы (ты)!

За…(мотивируется извинение:

я нечаянно… я не подумала…)

Сочувствие

Сорадость:

- Я рад (-а) за тебя

- Я рад (-а), что ты…

- Ты молодец, что…

- У тебя здорово получается

Утешение:

- Мне очень жаль…

 

- Я не могу чем-нибудь помочь

 

- Не переживай

- Я сочувствую тебе

- Это не самое страшное, крепись (терпи, не плач)

 

 

 

- Мне приятно

 

- Я рад (-а), что тебе нравится

 

 

- Спасибо (за сочувствие)

Принятие помощи:

- Спасибо, если можешь

 

 

Отказ от помощи:

- Спасибо, но…

 

 

 

Комплимент

- Ты такой (-ая) весёлый (-ая) (добрый, хороший, замечательный и т.п.)

- Ты так хорошо строишь (лепишь, играешь…)

- Ты лучше всех (что-то делаешь…)

- У тебя добрые глаза (хорошая улыбка, красивое платье…)

- Спасибо

- Спасибо за комплимент

- Вы (ты) меня смущаете

- Спасибо за доброе слово

 

- Не смущай (-те) меня

 

 

 

Знакомство

- Как вас (тебя) зовут?

- Меня зовут…, а вас?

- Давайте познакомимся?

- Я могу узнать, как тебя зовут?

- Очень приятно. Я -…

- Пожалуйста

 

- Приятно с вами познакомиться

- Да, конечно

 

 

Таблица предоставлена по материалам книги:

Малетина Н.С. Развитие речевого общения

дошкольников /   Нижневартовск, 2005.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43

Выступление на педагогическом совете:

«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Н.С. Степынина

П. Покровский городок

2019 г.

Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.

В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.

Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.

Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения.

Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компететность.

Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят: культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.

Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия, например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.

Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника.

Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:

– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;

– доступные способы «развертывания» вежливых формул;

– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.

Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевого общения предусматривает:

– обучение детей способам их «развертывания»;

– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;

– развитие доброжелательности интонации и мимики.

Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах: занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.

Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя, по ее мнению речь педагога должна быть:

1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:

– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;

– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;

– как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив.

Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации.

Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.

Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей.

Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.

Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - основной фундамент воспитания культуры общения.

В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста эффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.

Литература

1. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – С. 43-46.

2. Куатаева Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – С. 61-66.

3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.

5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.

6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.

7. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 250 с.

Ситуация общения

Инициативные формулы р.э.

Ответные формулы р.э.

Примерные фразы для развёртывания.

Приветствие

- Здравствуй (-те)

- Доброе утро!

- Добрый вечер!

- Добрый день

Аналогичны инициативным формулам

- Очень рад (-а) видеть тебя (Вас)

- Как хорошо, что Вы пришли (мы увиделись)

Прощание

- До свидания

- Всего доброго

- До встречи

- До завтра

- Спокойной ночи

 Аналогичны инициативным формулам

Просьба

Просьба – разрешение: 

- Можно я…

- Разреши (-те) …

- Разреши (-те), пожалуйста

Просьба – побуждение:

- …, пожалуйста

- Если не трудно…

- Если можно

- Очень тебя прошу…

 

- Ты не можешь?

- Вы не смогли бы?

Положительные ответы

- Пожалуйста

- Да (ДА-да)

- Ладно

- С удовольствием

- Охотно

- Я не против

- Не возражаю

- Сейчас

Отказы

- Я не могу…

- Я хотел (-а) бы, но…

- К сожалению…

 

Отказ сопровождается извинением

Благодарность

- Спасибо

- Большое спасибо

- Спасибо Вам (тебе)

- Я благодарен Вам

- Пожалуйста

- Не за что

- Не стоит

- На здоровье

- Мне было приятно помочь

За… (указывается причина благодарности)

Предложение (приглашение)

- Давай (-те)…

- Прошу…

- Возьмите…

- Садитесь, пожалуйста,

- Хотите (хочешь) я помогу?

Согласие:

 - Ладно, я согласен

- Спасибо (и др.)

Отказ:

- Спасибо, не беспокойтесь

- Спасибо, я сам (-а)

- Извините, но…

Желательно, что бы все отказы мотивировались

Извинения

- Простите меня

- Простите (извините), пожалуйста

- Не обижайся (-тесь)

- Я виноват (-а)

- Пожалуйста

- Ладно

- Ничего

- Не стоит извинений

- Я не сержусь

- Ну что Вы (ты)!

- Да что Вы (ты)!

За…(мотивируется извинение:

я нечаянно… я не подумала…)

Сочувствие

Сорадость:

- Я рад (-а) за тебя

- Я рад (-а), что ты…

- Ты молодец, что…

- У тебя здорово получается

Утешение:

- Мне очень жаль…

- Я не могу чем-нибудь помочь

- Не переживай

- Я сочувствую тебе

- Это не самое страшное, крепись (терпи, не плач)

 

- Мне приятно

- Я рад (-а), что тебе нравится

- Спасибо (за сочувствие)

Принятие помощи:

- Спасибо, если можешь

Отказ от помощи:

- Спасибо, но…

Комплимент

- Ты такой (-ая) весёлый (-ая) (добрый, хороший, замечательный и т.п.)

- Ты так хорошо строишь (лепишь, играешь…)

- Ты лучше всех (что-то делаешь…)

- У тебя добрые глаза (хорошая улыбка, красивое платье…)

- Спасибо

- Спасибо за комплимент

- Вы (ты) меня смущаете

- Спасибо за доброе слово

- Не смущай (-те) меня

Знакомство

- Как вас (тебя) зовут?

- Меня зовут…, а вас?

- Давайте познакомимся?

- Я могу узнать, как тебя зовут?

- Очень приятно. Я -…

- Пожалуйста

- Приятно с вами познакомиться

- Да, конечно

Таблица предоставлена по материалам книги: 

Малетина Н.С. Развитие речевого общения

дошкольников /   Нижневартовск, 2005.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста

Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...

Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста

Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном с...