Родительский университет. Сказкотерапия как средство подготовки к школе.
консультация по психологии (старшая группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Родительский университет. Сказкотерапия как средство подготовки к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Сказкотерапия как средство воспитания положительной мотивации к школьному обучению"

Подготовила педагог - психолог Шаповалова Л.А.

 Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только и прежде всего детям, причем дошкольного возраста. Все же нужно отметить, что возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Сказкотерапия - это и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия - процесс всестороннего образования и воспитания.

Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории, которые копились в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто ошибочно полагаем, что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказку и вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. Сказки помогут в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к ЖИЗНИ сформировать важнейшие ценности.

Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, усваивая сказку, удовлетворяются в определенной степени наши потребности:

- потребность в автономности (независимости); герои сказок действуют самостоятельно на протяжении всего пути, делают выбор, принимают решения, полагаясь на самого себя и собственные силы;

-потребность в компетентности (силе, всемогуществе); герои преодолевают самые невероятные препятствия и становятся победителями, достигают успеха;

-потребность в активности; герои всегда активны, находятся в действии.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: автономности, активности, социальной компетентности ( ее составляющим являются мотивационный компонент: проявления доброты, внимания, сочувствия и содействия другому; когнитивный компонент: познание другого человека, понимание его особенностей, интересов, потребностей, изменений в настроении; поведенческого компонента, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими).

Важнейшим условием готовности к школе как раз является потребность в познании, в том числе и познании себя, что позволяет ребенку становиться субъектом саморазвития. Сказка позволяет достичь ребенку некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Сказка является одним из сильнейших развивающих и психотерапевтических средств - прежде всего за счёт своей метафоричности!

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них на пороге школы и в дальнейшем по мере взросления.

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми старшего и подготовительного в школе возраста позволит педагогу-психологу скорректировать психологические проблемы мотивационной сферы личности детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Cценарий родительского собрания в подготовительной группе "Игра как средство подготовки к школе"

Зачем ребёнку необходимо играть?В игре ребёнок познаёт окружающий  мир.В игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается.Игра-это максимально свободная деятельность, ограничения возн...

Родительское собрание " Игра-как средство подготовки к школе"

Родительское собрание " Игра-как средство подготовки к школе"...

программа "Детско-родительский клуб как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе"

Организация Детско-родительского клуба "Готовимся к школе" в детском саду является интересной формой работы и  для родителей, и для детей, и для педагогов. Пользу получают все....

Сказкотерапия как метод подготовки к школе

Многие родители, у которых есть дети школьного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него...

Родительское собрание "Игра-как средство подготовки к школе"

Родительское собрание в подготовительной группе...

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе детского сада на тему «Игра - как средство подготовки к школе»

Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовность к обучению в школе – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в...