программа "Детско-родительский клуб как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Майорова Людмила Павловна

Организация Детско-родительского клуба "Готовимся к школе" в детском саду является интересной формой работы и  для родителей, и для детей, и для педагогов. Пользу получают все. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_drk.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 15 с.Кабанск»

Программа

«Детско-родительский клуб

как эффективное средство подготовки детей

 к обучению в школе»

Майорова Л.П.

 Педагог-психолог

с.Кабанск

2018г.

Пояснительная записка

       В современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС приоритетным направлением  является  работа с родителями и взаимодействие с семьей.  Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому в настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.

   Повышение   педагогической  культуры  родителей  разрешает  сложившиеся  противоречия  между имеющимся воспитательным  потенциалом  семьи  и  его  не достаточным использованием.

   Решением данной проблемы может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».

   Решение проблемы сплочения  семьи, сближения взрослых   и детей   невозможно  без  участия  ребенка и родителей, как  двух равноправных и равновеликих сторон. Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями происходит  более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания  детско – родительского клуба «Готовимся к школе». Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я- концепции».

   В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений.  

Цель:

организация работы  детско – родительского клуба «Готовимся к школе» для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам психологической готовности ребенка к обучению в школе. 

Задачи:

1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями;

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах  психологической готовности детей к обучению в школе;

3. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

Критерии:

  • Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
  • Инициативность и активность родителей в работе клуба «Готовимся к школе»
  • Способность рефлексии родителями собственных возможностей. 

Особенностью данной работы  является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Готовимся к школе». Особую практичную ценность проекта представляют сценарии заседаний клуба, перечень форм работы. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении.   В процессе реализации этого проекта будут проведены: анкетирование, созданы газеты и информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба. Целесообразно провести анкетирование  родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба.

3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей. 

   Клуб «Готовимся к школе» - это ежемесячные  мероприятия, информационные встречи, выпуск памяток, буклетов, консультации, практическое обучение родителей. Заседания клуба «Готовимся к школе» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 50-60 минут, половина занятия посвящена теоретической части обсуждаемого вопроса с родителями и 30 минут совместное практическое занятие с детьми и родителями. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.

   Заседание клуба  носит  форму  нетрадиционного  общения  с  родителями,  например: «Круглый  стол», беседа, дискуссия, «Педагогическая  гостиная», тренинговые занятия. Тема  заседаний  ставится  проблемно,  например:  «Нужно ли специально готовить ребенка к школе?», «Здоровье ребенка – здоровые отношения» и т.д.  Родителям  не  навязывается  готовая  точка  зрения, проблемная  постановка  вопроса  вынуждает  их  думать,  искать  собственный  выход  из  сложившейся  ситуации,  опираясь  на  свой  опыт. В  ходе  заседания  находится  ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная  форма  применялась  и раньше,  однако  сегодня  изменились  принципы, на  которых  строится  общение  в триаде «педагог – родитель – ребенок». К  ним  относится  общение  на  основе  диалога,  открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А также нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогом и родителем, и доверительным отношением между родителем – детьми.

Методы

  • Метод проблемной постановки вопроса.
  • Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.  В качестве домашнего задания родителям предлагается проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических  задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
  • Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
  • Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

    Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию.     Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.

  • Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Готовимся к школе».  Беседа, легкий музыкальный фон, атмосфера игр,  все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться  успехами и трудностями семейного воспитания.  

Ожидаемые результаты

   Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.   От участия родителей в работе клуба выиграют все. Дети дошкольники будут с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретут опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами.     Педагоги в процессе общения получат бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.  Ценный опыт социально-значимого поведения получат дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба, направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи.      Благодаря клубу родители станут активными участниками совместного процесса воспитания. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша, вырастающего в доброте  и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».

План работы

Тематика занятий

ответственный

сроки

1

«Психологическая готовность к обучению в школе»

- знакомство (тренинговые упражнения)

- деловая игра «Компоненты психологической готовности к обучению в школе»

- заполнение дневников «Наши достижения», анкетирование родителей.

Ноябрь

2

«Речевая готовность к школьному обучению»

- «Речь как важный компонент готовности к школе»

- «Речевые игры в семье»

- практическое занятие с детьми и родителями по развитию речи

Майорова Л.П.

Сокольникова Г.И.

Кашина Е.А.

Декабрь

3

«Интеллектуальная готовность к школьному обучению»

- Развитие познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

- практическое занятие с детьми и родителями

Майорова Л.П.

Бушкова Т.О.

Январь

4

«Коммуникативная готовность к обучению в школе»

- «Влияние родительских установок на коммуникативное развитие ребенка»

- детско-родительский тренинг «Позитивное взаимодействие  в семье»

Сокольникова Г.И.

Майорова Л.П.

Февраль

5

Развитие мелкой моторики. Формирование творческих способностей детей.

Практическое занятие с детьми и родителями по развитию нестандартного мышления, фантазии. «Нетрадиционные техники рисования»

Майорова Л.П.

Швейкина Е.А.

Март

6

Итоговое занятие. КВН «Готовы ли мы к школе?»

Майорова Л.П.,

Сокольникова Г.И.

Апрель

 

  Главным результатом реализации проекта станет удовлетворение запросов родителей, развитие детско – родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».

Об эффективности  данного проекта можно говорить по результатам численности посещения  и активизации родителей на заседании клуба, для этого будет проведено  анкетирование, по разнообразию тематик выставок, при наличии отзывов в книге « Книга отзывов»

 

Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребёнка. 26.01.1990г.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 18)
  3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования  и  науки Российской федерации №665 23.11.2009г.)
  4. Устав МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 7».
  5. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968г.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. №8, 1997г.
  7. Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 1996г.
  8. Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.
  9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
  10. Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
  11. Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997г.
  12. Немов Р.С. «Психология» Книга 1. М., 1998г.
  13. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. «Развитие и воспитание в играх». М.,2010г.
  14. Ткачева В.В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998г.
  15. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Хрестоматия по возрастной психологи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.

Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.        При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С пер...

Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.

Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. такие качества, которые необходимы для д...

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.»

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.» ...

Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»

Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»...

Мастер- класс " Конструирование- как средство подготовки детей к обучению к школе". Тема: " Петух - символ 2017 года"

Заитересовать выполнением игрушки к новогоднему празднику, передача опыта путем прямого и комментированного показа....

.Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы ...