Дисфункциональные семьи.
консультация по психологии

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_disfunktsionalnyh_semey.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТИПЫ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ

        К дисфункциональным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи, и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.

        Словосочетание «дисфункциональная семья» произошло от лат. dis — «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо», и functio — «деятельность».

Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия препятствующие  их личностному росту. Таким образом, дисфункциональные семьи — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям в которых члены семьи имеют между собой теплые , наполненые любовью отношения.

        Дисфункциональная семья может иметь и  иное название, такое как : неблагополучная семья , деструктивная семья, проблемная семья,  семьи группы риска, негармоничная семья.

        На данный момент не существует единой  классификации дисфункциональных семей, поэтому в научной литературе выделяют проблемные, кризисные, асоциальные, аморальные и антисоциальные семьи.

Проблемная семья – это семья, функционирование которой нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это неконфликтная семья с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарный, гипо- или гиперопекающая).

Кризисная семья – это семья, переживающая внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документы, средств к существованию и т.д.)

Асоциальная семья - семья, в которой имеется наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе)

Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни.

Антисоциальная семья – семья, в которой наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Она характеризуется противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

        Так же  четыре типа неблагополучных семей выделяет Б.Н. Алмазов

1) Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем.

2) Конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3) Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

4) Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.

        Г.П. Бочкарева отмечает:

1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

2) семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

        Особенности проблемных или дисфункциональных семей которые выделяет     С. С. Минухин:

1. Отрицается существование проблем в семье.

2. Существует недостаток интимности в отношениях.

3. Чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения.

4. Семейные роли являются ригидными.

5. Индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи.

6. Общение между членами семьи находится на низком уровне, мало проявляется забота друг о друге.

7. Конфликты протекают в скрытой форме, присутствует боязнь открытого общения, редкостью является юмор

8. Возможна хроническая неприязнь одних членов семьи к другим.

        Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие: экономическую и психологическую причину.

        Экономические проблемы возникают из-за низких доходов семьи — часто в неблагополучных семьях взрослые не работают совсем или работают, но зарабатывают очень мало. Из - за этого в семье копятся долги за коммунальные услуги. Кроме того, семья не может позволить себе продукты, которые нужны детям. Рацион ребенка должен быть сбалансирован по белкам, жирам и углеводам, а в семьях с экономическими проблемами основная детская еда  — это макароны.

Также в семьях с экономическими проблемами дети часто плохо одеваются — носят одежду не по сезону, размеру или полу. Особенно тяжело это переносят подростки, потому что в это время они осознают себя, сравнивают со сверстниками, ищут свою роль в социуме. Их самоуважение — это важное условие положительного развития и социальной адаптации.

        Психологические проблемы в неблагополучных семьях возникают и у детей, и у взрослых. К ним приводят жестокость, агрессия, грубость, чрезмерная конфликтность, равнодушие и непонимание, которые встречаются в таких семьях.

Часто в неблагополучных семьях дети наблюдают эмоциональную, психологическую или физическую изолированность других членов семьи. Например, взрослые могут перестать реагировать на ребенка, замечать его, игнорировать его потребности, запретить ему обнимать их или ограничить его в пространстве — к примеру, закрыть в отдельной комнате.

Из-за этого у ребенка теряется чувство привязанности к семье, он не знает, что такое сочувствие другому человеку, если тот, например, болеет. Такие дети часто жестоко дерутся между собой или жестоко относятся к животным.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Проявления семейной дисфункциональности в поведении и развитии ребенка»

Деловая игра«Проявления семейной дисфункциональности в поведении и развитии ребенка»Подготовила:Михайлова Т.В., педагог-психолог ГБОУ №2074Использованная литература: А.И.Захаров. Предупреждение отклон...

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

Из семинаров: "Роли ребенка в дисфункциональной семье".

Психолог-Савостина Мария о том,какие роли могут закрепляться у ребенка  в несчастливой семье и как найти подход к нему,чтобы решить его проблемы в общении....

Психологические роли, которые выбирают для себя дети в дисфункциональных семьях

Описывая проблемные отношения, психологи часто используют такое определение, как дисфункциональная семья. «Дисфункция» переводится с латинского как нарушение или утрата способности к...