Консультация для педагогов «Формирование у ребенка уверенности в себе»
консультация по психологии

Обухова Татьяна Анатольевна

Уверенный в себе ребёнок, внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_rebenka_uverennosti_v_sebe.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

Консультация для педагогов

«Формирование у ребенка

уверенности в себе»

Педагог-психолог

Обухова Т.А.

Апрель 2022

             Самоуважение – одно из социальных чувств человек, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребёнка.

             Уверенный в себе ребёнок, внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Уверенные в себе ученики начальной школы, считающие, что они должны учиться на четвёрки и пятёрки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что всё равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются прикладывать усилий к выполнению домашнего задания.

             Уверенность, неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.

            Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней границе их возможностей, требуют существенных усилий, но вместе тем доступны. Они хотят хорошо учиться в школена четвёрки и пятёрки.

           Неуверенные в себе дети обычно либо мечтают о недостижимых для них в существующих условиях результатах, либо наоборот, не стремится к сколько-нибудь значимым успехам. Нередко такие дети считают, что будут учиться на тройки.

                  Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоциональный фон любой деятельности, давя ей позитивную или негативную окраску.

           Ребёнок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.

           Неуверенные в себе дети бояться, что не смогут выполнит задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

           Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для них достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенность в себе.

            Для достижения этих качеств у ребёнка педагог может задействовать различные источники и механизмы.

             И в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей- те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов. Например: «какой интересный у тебя рисунок!» или «Что это нарисовано? Разве это рисунок?». Другими словами, направленные ребёнку слова, взгляды, жесты, движения, интонации- всё это обратная связь. Ребёнок впитывает, присваивает эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны – низкого. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно, с кем он часто общается.

             Следует помнить, что позитивные связи с ребёнком должны подчиняться трём условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Например: «Мне нравится твой рисунок, особенно то, как ты подобрал цвета для листьев». Такие оценки побуждают ребёнка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи.

             Именно самоанализ и самонаблюдение являются ещё одним источником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребёнок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растёт или, наоборот, падает.

            Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа - принцип меры и принцип системы. В основе принципы меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у воспитанника самомнения, не критичности к себе. В таком случае он видит только достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.

            Принцип системы основан на том, что ребёнок должен уважать не только себя, но и других людей, т.е. воспитываться в системе «Я -другие». Последствие наблюдения — это принципы могут быть весьма плачевными. Существует вероятность вырастить заносчивого зазнайку, который не может контактировать с окружающими.

            Все тонкости воспитания дошкольников самоуважения необходимо учитывать в ежедневном общении с ним. Но помимо этого имеет смысл проводить целенаправленные занятия в ДОУ.

    На занятии ставятся следующие задачи:

   - Развивать средства личной эмоциональной экспрессивности: мимики, пантомимики, жестов, интонации.

   - Развивать самоуважение и уважение к окружающим через осознание личных достоинств товарищей; восприятие эмоциональной поддержки, согласия со стороны других детей.

           Основной его целью является развитие самоуважения детей на основе использования их собственной способности к самоанализу и самооценке.

Для того, чтобы плавно подвести дошкольников к упражнению, которое направлено на достижение этой цели, детям предлагается работа по тексту русской народной прибаутки. Они проигрывают различные экспрессивные этюды- специализированные упражнения, которые целесообразно с развитием эмоций и чувств. Эти упражнения помогают детям, изображающим персонажей, овладеть экспрессивными средствами, а у наблюдающих вырабатывают способность адекватно воспринимать экспрессию других.

           Нужно отметить, что использование каждого этюда должно вознаграждаться аплодисментами, благодаря которым будет укрепляться позитивная связь между детьми и, соответственно расти самоуважение.

           После выполнения всех упражнений, педагог даёт последнее задание. Каждый ребёнок должен рассказать о своём умении, которым он гордится. При этом важно обратить внимание ребят на то, что гордиться можно знаниями и умениями, приобретёнными собственным трудом, а не полученными от природы.

                  В конце занятия можно попросить детей нарисовать рисунок «Я горжусь тем, что научился» и оформить соответствующий стенд. Материал стенда может быть интересной основой для взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование фонематического восприятия дошкольников".

В данной консультации раскрыты приемы формирования фонематического восприятия дошкольников....

Консультация для педагогов и родителей "Как реализовать себя в различных видах деятельности"

Консультация поможет осознать к какому типу профессии вас подталкнут ваши индивидуальные качества и способности....

Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект,...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»

Определение "коррупции". Виды, история, направления антикоррупционной работы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « Формирование и развитие элементарных математических представлений как основа формирования саморазвивающейся личности»

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждени...

Консультация для педагогов и родителей "Как вести себя с агрессивным ребенком?"

Практические рекомендации  родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или  сверстников....

Консультация для воспитателей Консультация для педагогов «Формирование элементов экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К. Д. Ушинский называл природу «великой воспитательницей: побудит...