Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"
консультация на тему

Скочилова Наталья Тарасовна

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_kultury_pedagoga.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1847

(дошкольное отделение ул. Черняховского, д.15, кор.3)

Консультация для педагогов

Тема: Формирование коммуникативной культуры педагога

Подготовила:

Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1847

Скочилова Н.Т.

Москва, 2015

В происходящих изменениях в системе образования особое значение приобретает сегодня культурологический подход, обусловливающий интегративные и гуманитарные явления в содержании образования, диалогичный характер развивающих технологий, появление модульных и игровых моделей образовательного процесса развития личности педагога.

Коммуникативная культура выступает одним из ведущих и стержневых образований личности и понимается как составная педагогической культуры, которая характеризуется единством личностных и профессиональных ценностей, обусловливающих направленность педагога на другого субъекта взаимодействия. Основными ее составляющими являются способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого; потребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникации; готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности.

Современный этап развития общества выдвигает требования к подготовке педагогов, ориентированные на формирование продуктивной педагогической деятельности, творческой направленности личности, на развитие духовно - нравственной культуры, где важнейшей составляющей определена коммуникативная культура. Педагог выступает не только посредником в передаче культурно - исторических и духовно - нравственных ценностей ребенку, но и транслятором коммуникативной культуры от одного человека к другому; тем самым коммуникативная культура выступает как индикатор ценностей и как способ передачи их от одной личности к другой в процессе общения. Наряду с этим коммуникативная культура характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка. Коммуникативная культура в профессиональной сфере выступает и требованием к личности педагога, и показателем уровня организации им педагогической деятельности.

Понятие коммуникативная культура

Эффективность общения зависит, прежде всего, от коммуникативной культуры участников общения.

Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Можно выделить три группы правил, составляющих коммуникативную культуру.

Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Этикетные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.

Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимноличностное и т. д.

Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации). Они не определяют тип общения и не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

Для педагогической науки и практики важно развиваемое в философии и психологии представление о том, что внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это - два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.

Культура - это результат проявления креативного начала в человеке. Гуманистическая направленность и творческий потенциал - самые важные характеристики общественной и индивидуальной культуры. С этой точки зрения, коммуникативная культура педагога - это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач профессионально-педагогической деятельности.

Наряду с культурологическим подходом к пониманию и исследованию коммуникативной культуры педагога плодотворным является и системный подход. Речь идет о концепции самоорганизации сложно структурированных систем, возникшей в рамках синергетики и кибернетики. С этих общенаучных системных позиций, коммуникативная культура педагога является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом. Одновременно она имеет имманентную структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления самоорганизации и развития. Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры педагога имеет сложное строение:

  • личность педагога - ее индивидуальные и социальные «образующие»;
  • коммуникативная деятельность педагога - ее сложная мотивационная и предметная структура;
  • предмет коммуникативной деятельности - осознанная цель, ее аксиологическое содержание.

Формирование коммуникативной культуры педагога

Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога как системы, имеющей собственную структуру, и ее вхождение в систему более высокого порядка происходит в реальной жизни, во всеобщем «хаосе» активности социальных явлений, во взаимодействиях и столкновениях интересов и целей различных коммуникантов.  В поле общественных деловых отношений и общественного сознания, в практической и познавательной активности людей складывается целеустремленная, предметно-мотивированная деятельность человека и его индивидуальное мировоззрение.

Культурологический и системный подходы к исследованию коммуникативной культуры педагога взаимодействуют с современными психолого-педагогическими концепциями. Особое значение в данном контексте приобретают основные положения теории деятельности, теории социализации, представления о самовоспитании.

Формирование коммуникативной культуры необходимо начинать с ее детальной диагностики. Определены показатели коммуникативной культуры, которые полно ее характеризуют с результативной и процессуальной стороны: успешности коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей, умений и навыков, в том числе - общительности и речи. Они сопоставлены со значениями факторов, отражающих условия и особенности формирования коммуникативной культуры. К ним относятся проявления гуманизма и этической ответственности, характеристики аксиологического потенциала, акмеологической интенции, самоорганизации и самопознания, технологической коммуникативной вооруженности.

Развитие представлений о личностной коммуникативной культуре как о системе, совершенствующейся в активном взаимодействии с другими коммуникативными системами, необходимо для того, чтобы сформировать у педагога сознательную самотворческую позицию и стремление к расширению содержания и форм коммуникативной деятельности, к преодолению замкнутости, к участию в деловой и духовной общественной коммуникации.

Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога с детьми.

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт, а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.

Общение выступает в трех аспектах:

  • как средство решения учебных задач;
  • как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
  • как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание;
  • как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений педагогической техники.

Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению - понимать других (детей, педагогов, родителей). В совокупность перцептивных умений включаются такие частные умения, как глубоко проникать в личностную сущность других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять, к какому типу личности и темперамента относится человек и др.

Умения педагогического общения связаны с умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость, устанавливать психологический контакт с детьми, способствующий эффективной передаче и восприятию учебной информации; умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выбирать по отношению к классу и отдельным детям наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались в той или иной ситуации; устанавливать эмоциональную обратную связь.

К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

  • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
  • умения управлять своими эмоциями;
  • наблюдательность и переключаемость внимания;
  • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
  • умение «подавать себя» в общении с учащимися;
  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

Отдельно следует отметить речевую культуру педагога. Под культурой речи подразумевается владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием. Для педагога язык - прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия и средство воспитания, в том числе и формирования языковой культуры детей.

Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности педагога.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Обобщая вышеизложенное, определим профессионально коммуникативную культуру как часть профессионально-педагогической культуры будущего педагога, включающую мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Таким образом, коммуникативная культура педагога – это качественная характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной  деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет ее успешность.

Заключение

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре.

Анализ современных специальных исследований позволяет определить сущность и содержание профессионально-педагогической культуры, основные направления ее формирования, структуру и компоненты; обозначить профессионально-педагогическую культуру как часть общей культуры педагога. Однако, несмотря на всестороннюю изученность проблемы формирования профессионально-педагогической культуры педагога, многие ее аспекты представлены фрагментарно, в частности коммуникативный аспект.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с детьми, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Формирование у педагогов коммуникативной культуры связано с решением комплекса педагогических задач, среди которых на первый план выдвигается коммуникативная задача. Можно обозначить коммуникативную задачу как заданный в конкретной ситуации общения ориентир, реализация которого связана с отбором педагогами учебной информации предметно-объектного содержания, соответствующего осознаваемой педагогом педагогической задаче и системе выбираемых методов педагогически оправданного влияния на личность. От овладения детьми способами постановки и решения коммуникативных задач зависит эффективность коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры педагога во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства во взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением педагога  знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.

Профессионально-коммуникативная культура формируется также при условии освоения педагогом технологической стороны коммуникативного взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести педагога  к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе и личностно-профессиональному совершенствованию с учетом параллельного овладения педагогм технологиями обучения, воспитания, развития, управления, коррекции как системой педагогических знаний и способов деятельности, обеспечивающих процесс целесообразных отношений педагога и детей.

Технологический компонент профессионально-коммуникативной культуры педагога включает в себя владение детьми интегральным комплексом обобщенных психолого-педагогических, коммуникативных умений и навыков; владение диагностикой реальных результатов уровня сформированности у детей коммуникативных умений; готовность к творческому использованию форм, методов, средств коммуникативного воздействия; наличие потребности к непрерывному пополнению знаний, умений и навыков, опыта коммуникативной деятельности.

Коммуникативная культура как часть профессионально-педагогической культуры будущего педагога, включает мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъект-субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

                                                   Литература

  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов - М., 2005. - 380 с.
  2. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. общество России, 2001. – 289 с.
  3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 2002. – 265 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология коммуникативных способностей. М., 2005. – 341 с.
  5. Журавлев А.А.  Коммуникативная культура. М., 2011. – 265 с.
  6. Зеленовский Я. Коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 2011. – 233 с.
  7. Бодалев А.А. Личность и общение. М., Педагогика, 2007. – 372 с.
  8. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. / Е.Н. Кабанова-Меллер - М., 2009. - 402 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная культура педагога

В статье говорится о том, что в настоящее время увеличивается число специалистов которые не владеют навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне.Коммуникативная культура яв...

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди...

Консультация для воспитателей: "Коммуникативная деятельность педагогов – как фактор профессионального успеха"

Коммуникативная культура педагога тесно взаимосвязана с процессом культурно – творческого развития, что отражается на осознании своей профессии, развитии творческого воображения, обогащении знаний, эс...

Развитие коммуникативной культуры педагога как средство повышения качества образоания в детском саду

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ как одно из требований к профессиональной деятельности современного педагога...

Требования к коммуникативной культуре педагога ДОУ (презентация)

Коммуникативная культура педагога очень важна для воспитания нового поколения. Педагог является примером для воспитанников. Поэтому даже его собственные требования к своей культуре общения должны быть...

Консультация для воспитателей «Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья»

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности педагога и влияет на его имидж. В результате позитивного, эмпатийного отношения педагога к окружаю...

Буклет-памятка "Коммуникативная культура педагога"

Коммуникативная   культура  педагога  является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость  ее формирования обусловлена тем, что педа...