Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"
статья по психологии

 Тихова Марина Владимировна

Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.В. Тихова  4ППОм-01-21зп

Научный руководитель: М.А. Виноградова

Череповецкий государственный университет

Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова. Психолого-педагогическое сопровождение, детские страхи, индивидуально-дифференцированный подход, дошкольный возраст.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью  [1].

Каждый ребенок, а особенно тот, у кого в жизни случаются непредвиденные ситуации, приводящие к стрессу, испытывает страх, возможно, даже несколько его разновидностей. У ребенка дошкольного возраста еще нет достаточного опыта для того, чтобы справиться со своими страхами, разобраться в причинах их появления. Именно поэтому взрослый человек должен уметь понять, в чем заключается страх ребенка, какова причина его появления, а также помочь малышу правильно реагировать на него. Детские страхи относятся к специфическим расстройствам.

Исходя из возрастных особенностей ребенка, страхи могут проявляться в виде тревог, переживаний и беспокойства. В дальнейшем страхи могут привести к различным сбоям в организме ребенка, таким как ускорение ритмов сердца, эмоциональной трансформации, сбои в работе дыхательной и мышечной систем [1].

Любые беспокойства и тревоги переходят в страх постепенно, в первую очередь, при отсутствии своевременной коррекции. Некоторые страхи могут со временем затихать, а другие – оставаться с ребенком в течение всей жизни. Дело в том, что ребенок не в состоянии понять, из-за чего появляется его страх, и не может попытаться самостоятельно справиться с ним.

В дошкольном возрасте ребенок имеет такое же восприятие мира, как и его родители. Соответственно, родители зачастую переносят свои переживания и боязни на ребенка, тем самым, сами того не замечая, внушают своему малышу чувство тревоги, которое в дальнейшем способно перерасти в страх.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть те или иные страхи, необходимо разобраться в причинах их возникновения. Детский страх – это серьезная проблема, провокатором которой могут стать несколько причин [2].

В зависимости от причин и характера проявления существуют различные пути преодоления детских страхов. Работа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие психолого-педагогические условия:

  1. Использование  комплексного сопровождения объединяющего деятельность субъектов образовательного пространства в ДОО;
  2. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода (учет причин возникновения страхов).

1. Комплексное сопровождение — это система взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленная на оптимизацию процесса социализации и индивидуализации развития личности ребенка в образовательном учреждении.

Преодоление страхов у старших дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения требует комплексного подхода к решению проблемы. При этом должны быть вовлечены в работу все субъекты образовательного процесса: родители, педагоги, психологи и дети.

По мнению А. М. Прихожан работа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста подразумевает пять взаимосвязанных направлений:

1. Психологическое просвещение родителей. Оно состоит из трех блоков.

Первый блок посвящен отношениям, которые складываются в семье, то есть типу детско-родительских отношений.  Наиболее эффективным методом предупреждения развития страхов у детей будут являться обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье и внимание к его чувствам и переживаниям. Особое внимание отводится развитию у ребенка чувства уверенности, защищенности. Показывается влияние на формирование этих чувств особенностей предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют. Демонстрируется значение конфликтов в семье (между родителями, родителями и другими детьми, родителями и прародителями) и общей атмосферы семьи.

Второй блок касается влияния на детей дошкольного возраста страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.

Третий блок касается значения развития у детей старшего дошкольного возраста уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в преодолении детских страхов.

2. Психологическое просвещение педагогов.

3. Обучение родителей конкретным методам преодоления страхов у детей дошкольного возраста, а также помощи детям в овладении средствами преодоления страхов.

4. Непосредственная работа с  детьми дошкольного возраста по преодолению страхов.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы преодоления страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:

игра со страхом;

рисование страха;

вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

5.Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации. Необходим перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости - некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги [3].

Индивидуально-дифференцированный подход

Индивидуально-дифференцированный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

Индивидуальный подход к ребенку – важнейший принцип образовательной работы в ДОО. Он ориентирует воспитание на развитие своеобразия и неповторимости каждого человека. Отвечает потребностям личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Педагогика индивидуального подхода имеет ввиду не приспособление цели и содержания образования (они едины для всех) к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм воспитания и обучения к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности.

Индивидуально-дифференцированный подход способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуально- дифференцированного подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

Индивидуально-дифференцированный подход к детям осуществляется поэтапно:

1) изучение индивидуальных особенностей детей;

2) выявление причин этих особенностей, природы их появления;

          3) составление характеристик на отдельных детей или на подгруппы со сходными характеристиками;

4) разработка программы воспитания и развития в соответствии с этими характеристиками;

5) реализация этой программы с помощью различных средств, форм и методов;

6) внесение коррективов в образовательный процесс [4].

Таким образом, своевременная диагностика, комплексное сопровождение объединяющее деятельность субъектов образовательного пространства в ДОО и  индивидуально-дифференцированный подход (учет причин возникновения страхов), являются необходимыми условиями преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Астапов В. М. Тревожность у детей: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004.

2. Артемьева А. Чего боится малыш // Энциклопедия здоровья. 2009. №4. С. 24‒26.

3. Белоусова А. К. Возрастная психология: учеб. для вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2012.

4. Володина Н. Г. Детские страхи днем и ночью: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения : учеб. пособие. М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».

Настоящая  рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада  показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....

Психолого-педагогические условия профилактики и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы проявления страхов, а также выделены психолого-педагогические условия профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста...