Семинар-практикум с элементами тренинга Тема: «Формирование у педагогов мотивов качественной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
материал по психологии

Казакова Анна Юрьевна

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей  к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентности в работе с детьми с ОВЗ.

 

Задачи:

• Развивать умение учитывать особенности детей с ОВЗ при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи

Семинар-практикум с элементами тренинга

Тема: «Формирование у педагогов мотивов

 качественной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

                                  Подготовила:  Казакова Анна Юрьевна

                                                              педагог-психолог высшей

                                                                     квалификационной категории

2024 год

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей  к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентности в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

• Развивать умение учитывать особенности детей с ОВЗ при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Оборудование: мольберт, альбомы, фломастеры, схематичная фигура мальчика, стикеры 2-х цветов

Ход мероприятия:

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, об отношении к ним и о коррекционной работе с ними.

      С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах образовательного учреждения, в коллективе сверстников, в прямом взаимодействии с педагогом.

   

Обратите внимание: у нас гость и зовут его ОсобОВоЗейка!

t1653285423ab.png

(схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья)

 Упражнение «Проникновение»

Родился долгожданный и желанный ребенок. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, не видит, много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему хочется этому научиться и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким непонятным и сейчас он с нами.

Какое чувство родилось у вас при встрече с ОсобоОВоЗейкой?

(или с похожими детьми?)

Психолог: Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.

Упражнение «Трудности»

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.

- Назовите определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (Ведущий записывает на мольберте все предлагаемые варианты ответов).

Итак, подведём итоги.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Психолог: Чтобы испытать на себе, что чувствует ребенок с ОВЗ при не совсем удачном выполнении заданий, предлагаю превратиться в ребенка и поиграть упражнение «Художник»

Упражнение «Художник». / Рассогласование тела и интеллекта/

Инструкция: Упражнение выполняется в положении альбом на голове, придерживать не ведущей рукой, взять фломастер и четко выполнять инструкции. Не разговаривать.

Нарисуйте в верхней части листа маленький ровный круг – это будет голова снеговика.

В нижней части листа нарисуйте большой круг – основание снеговика.

Теперь вернитесь к голове снеговика и нарисуйте на ней черный цилиндр.

В промежутке между маленьким и большим кругами нарисуйте круг среднего размера –туловище снеговика.

Теперь снова вернитесь к голове и в правой её части нарисуйте глаз снеговика.

С левой стороны туловища нарисуйте руку снеговика, чтобы она заканчивалась в виде пальцев, держащих метлу.

В том месте, где соприкасаются маленький и средний круги, нарисуйте шарф, обмотанный вокруг шеи снеговика, чтобы его концы развевались по ветру вправо.

Нарисуйте второй глаз в левой части снеговика и точно посередине между глаз нарисуйте нос - морковку.

С правой стороны туловища нарисуйте ещё одну руку, чтобы на ней сидела птичка ровно посередине ветки.

Нарисуйте улыбку на лице снеговика. Теперь нарисуйте маленькую ёлочку, стоящую слева от снеговика. Прекратите рисовать.

Рефлексия.

Легко было выполнять задание?

Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение.

Какие чувства, испытывали при работе?

Что мешало?

Как отражался на работе быстрый темп и «сухость» ведущего?

Какие чувства вызвал результат работы?

А дети с ОВЗ, с которыми мы работаем, находятся в таких ситуациях и испытывают такие чувства каждый день.

Педагог-психолог проводит упражнение «Мои ресурсы при взаимодействии с детьми с ОВЗ». Ресурсы бывают разные: материальные, умственные, эмоциональные. Какими ресурсами обладаете вы, чтобы эффективно работать с такими детьми.

Итог: При работе с детьми ОВЗ неизбежно возникают негативные чувства, такие как раздражение, гнев, беспомощность и т.д. Таким образом, мы можем найти решение задачи и трансформировать препятствия в виде негативных чувств в ресурс, который придаст нам сил чтобы продолжить взаимодействие с детьми с ОВЗ.

  Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

 - игровые ситуации;

 - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ.

 1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха:

Приемы социально-педагогической поддержки ребенка:

  Снятие страха - «Ничего страшного...»

  Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

  Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»

  Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»

  Педагогическое внушение - «Приступай же...

 Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» «Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»

 5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Приемы:  Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

  Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

  Формируйте веру в успех.

  Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас). Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Психолог: Вернемся к нашему ОсобОВоЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из нас? (Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной)

Запишите на розовых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги можете дать ребёнку с ОВЗ?

А на голубых стикерах напишите свое пожелание этому ребенку.

Теперь по очереди зачитайте, что Вы написали и наклейте стикеры на фигуру мальчика ОсобОВоЗейки в виде одежды.

Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки. Я думаю, что нашему ОсобОВоЗейке понравилось с нами общаться! (приклеивается улыбка мальчику)

 Упражнение «Поблагодари себя»

Ведущий: Молодцы! Хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. И погладим себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того, чтобы снять стресс, можно погладить себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. И будьте здоровы!

                           

                             Спасибо Вам за внимание и за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в  помощь педагогам - психологам ДОУ....

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Использование нейропсихологических методов и приемов в междисциплинарном взаимодействии педагогов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов.Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает опреде...

Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие  ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...

Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие  ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...