Консультация для воспитателей "Саморегуляция поведения дошкольников" (советы и рекомендации)
консультация по психологии

Фомичева Елизавета Викторовна

В данной консультации мы рассмотрим, что такое саморегуляция, определим ее основные особенности. дадим характеристики каждой сфере развития ребенка. Более подродно изучим этапы развития саморегуляции и ее компоненты, а рекомендованные игры и игровые упражнения позволят в практической работе применить все полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_samoregulyatsiya_povedeniyadoshkolnikov.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Саморегуляция поведения дошкольников»

(советы и рекомендации)

Разработала педагог-психолог Фомичева Е.В.

У многих современных детей наблюдается склонность к импульсивным формам поведения, неадекватному реагированию на трудности в обучении, требования педагогов и родителей. Другими словами, у детей налицо все признаки нарушения саморегуляции.

  Саморегуляция – это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам. Обычно в это понятие включают умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек, умение быстро успокоиться и взять себя в руки. Особенно важно уделять внимание развитию саморегуляции у детей дошкольного возраста, так как эта способность во многом определяет способность слушаться родителей и успешность обучения ребёнка в школе.

Основными особенностями саморегуляции являются:

  1. Осознанность действий -  для чего, зачем надо выполнять это задание.

   2. Активное включение в деятельность -  С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.

  3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.

 4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.

По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции эмоций в сравнении с движением еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
  • одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
  • произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:

  • управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения:

Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:

  • определять конкретные цели своих поступков;
  • искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
  • проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
  • предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
  • брать на себя ответственность.

Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, необходимо использовать основной вид деятельности – игру. Правила игры – основной метод развития саморегуляции. Развитие саморегуляции в игре проходит по определённым этапам.  

Этапы развития саморегуляции дошкольников в игре.

Этапы

Игра

I этап

Игры с запрещающими правилами действия.

II этап

Игры с запрещающими правилами общения.

III этап

Игры, сочетающие оба типа:  запрещающими правилами и действия и общения.

IV этап

Детям самим предлагаем ввести новые правила.

Компоненты саморегуляции и этапы их развития.

Этапы

Характеристика

1 этап - выбор цели

Ребёнок учится воспринимать словесную инструкцию.

2 этап – план деятельности

Ребёнок учится планировать свою работу, намечать логическую последовательность действий и способов их осуществления.

3 этап – коррекция деятельности

Ребёнок учится видеть свои ошибки, самостоятельно исправлять их по ходу деятельности. Виды самоконтроля: контроль по результатам; контроль за способом действия; предвосхищающий контроль; поэтапный контроль. 

4 этап – оценка результатов деятельности

Ребёнок учится оценивать свой результат в сравнении с образцом, находить причину, почему не получилось.

 

Для формирования саморегуляции в группе необходимо создавать условие, использовать разные методы, проводить эту работу во всех режимных моментах.

Ниже представлен ряд игр, способствующие формированию саморегуляции у дошкольников. Эти игры включают различные компоненты регуляторных способностей:

  • контроль импульсивного поведения, следование правилам;
  • целеполагание и создание замысла – это умение действовать согласно внутренне поставленной задаче, а не внешне заданному стимулу (по инструкции, указанию);
  • планирование: постановка цели, обдумывание шагов для ее достижения, сохранение последовательности действий, их выполнение и сравнение с изначально задуманным;
  • оценка своего действия;
  • способность длительное время удерживать информацию и оперировать ей;
  • умение переходить от одного вида деятельности к другому, от выполнения одной инструкции к другой.

Игры и игровые упражнения

"Улыбка".

Инструкция.

Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек: Дышите и улыбайтесь: Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

"Солнечный зайчик".

Инструкция

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

"Качели".

Инструкция

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела.

"Снежинки".

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие - легкие - это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки: (пауза - поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает:

Упражнение "Что рассказало море".

Цель: упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.

Ход упражнения: Данное упражнение проводиться, как упражнение разговор с лесом".

Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают настроения, какой берег, кто обитает в море.

Дети закрывают глаза и представляют себя на берегу моря: слушают, как "разговаривает" песок, волны, ветер. Затем педагог просит детей рассказать о том, что каждому из них сообщило море, ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи шума моря).

"Шишки".

Инструкция

Вы - медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам:

"Зеркало".

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят в глаза друг друга. Один начинает выполнять какое-либо движение- другой повторяет его в зеркальном отображении и другие игры.

Важным приемом с точки зрения воспитания эмоциональной саморегуляции у ребенка является принятие и проговаривание его чувств в какой-либо проблемной ситуации: "Я вижу, ты сердишься", "ты расстроилась", "Тебе стало грустно", при этом необходимо наблюдение за ответной реакцией ребенка.

С целью развития эмоциональной саморегуляции мы использовали также игры-драматизации, игры-перевоплощения, игры-инсценировки, обязательно с участием взрослых, в которых дети самостоятельно учились управлять своими эмоциями.

С детьми также рекомендуется применять методику "Я- высказывания". Она состоит из четырех этапов..

1 этап. Описание ситуации. Например, воспитатель говорит: "Маша и Алсу, вы разговариваете во время моего объяснения"

2 этап. Проговаривание чувств и потребностей самого взрослого с употреблением местоимения "я", "мне": "Мне это неприятно, меня это раздражает"

3 этап. Объяснение, к каким последствиям у взрослого это приводит: "Потому что я не могу сосредоточиться и правильно объяснить задание группе". Последствия должны быть реальными, и связанными не с чувствами, а с конкретными обстоятельствами для самого взрослого (воспитатель не может верно объяснить задание)

4 этап. Просьба. "Пожалуйста, прекратите разговаривать".

Все 4 этапа должны быть высказаны быстро, но твердо. Нельзя вовлечь себя в дискуссию или допустить, чтобы ребенок прокомментировал какое-либо высказывание. Как правило, такая методика приводит к желаемому результату. Этой методикой злоупотреблять не стоит, эффект ее может снизиться.

Таким образом, педагогической поддержкой развития способностей старших дошкольников к саморегуляции является: культивирование эмоционально насыщенной атмосферы внимательного, доброжелательного отношения к ребёнку в процессе его воспитания; овладение педагогами навыками построения игры; создание разнообразной предметной среды в группе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

Консультация для воспитателей "Особенности поведения ребенка в период адаптации"

Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу....

Консультация для воспитателей "Культура поведения дошкольника"

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА     Педагогика, в том числе и дошкольная, реализуя это общественное требование, опирается на принцип двусторонней активности — активности воспитателя...

Консультация для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Памятка для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"...

Консультация для воспитателей "Саморегуляция поведения дошкольников – что это?"

Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.Саморегуляция – это процесс управления ребёнк...