Занятие по профилактике агрессивного поведения в группе раннего возраста "Зайка и Мишутка учатся дружить"
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Султанаева Светлана Анатольевна

Во время сопровождения адаптационного процесса детей раннего возраста в нашем детском саду, стало ясно, что одна из основных проблем межличностных отношений детей данного возраста - это проблема детской агрессивности.

Повышенная агрессивность детей очень часто проявляется в детском коллективе, и особенно часто – в раннем возрасте, когда большинство детей ещё не в полной мере владеют речью, как инструментом социального взаимодействия. Малыш, приходящий в детский сад, испытывает стресс от новой обстановки, отсутствия родителей рядом и постоянной потребности отстаивать свои интересы в новом для себя мире. Если нет возможности объяснить свои потребности с помощью слов, то при столкновении интересов, или на эмоциональном подъёме легко запускается «язык» простейшего средства достижения цели – агрессия.

Плохо то, что опробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребёнок решает, что этот способ наиболее эффективен.

С усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место социально приемлемым формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Для предотвращения развития поведенческих паттернов ребёнка по подобному сценарию необходимо заниматься профилактикой с самой ранней из возможных точек запуска агрессивного поведения – вхождение ребёнка в коллектив ДОУ.

Именно на это и направлено данное мероприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 91 городского округа  город Уфа Республики Башкортостан

E:\Фото и видеоролики\Работа\21-22\Ранний возраст 2021-22\Адаптация 2021\WhatsApp Image 2022-01-24 at 09.12.06.jpeg

Занятие по профилактике агрессивного поведения в группе раннего возраста

«Зайка и Мишутка учатся дружить»

                                                       

   

                                                                Автор - составитель:

                                                             Педагог-психолог

                                                                                          Султанаева Светлана Анатольевна

Уфа 2024

Введение.

Во время сопровождения адаптационного процесса детей раннего возраста в нашем детском саду, стало ясно, что одна из основных проблем межличностных отношений детей данного возраста - это проблема детской агрессивности.  

Повышенная агрессивность детей очень часто проявляется в детском коллективе, и особенно часто – в раннем возрасте, когда большинство детей ещё не в полной мере владеют речью, как инструментом социального взаимодействия. Малыш, приходящий в детский сад, испытывает стресс от новой обстановки, отсутствия родителей рядом и постоянной потребности отстаивать свои интересы в новом для себя мире. Если нет возможности объяснить свои потребности с помощью слов, то при столкновении интересов, или на эмоциональном подъёме легко запускается «язык» простейшего средства достижения цели – агрессия.  

Плохо то, что опробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребёнок решает, что этот способ наиболее эффективен.

 С усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место социально приемлемым формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.  Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Для предотвращения развития поведенческих паттернов ребёнка по подобному сценарию необходимо заниматься профилактикой с самой ранней из возможных точек запуска агрессивного поведения – вхождение ребёнка в коллектив ДОУ.  

Именно на это и направлено данное мероприятие.

Занятие по профилактике агрессивного поведения в группе раннего возраста «Зайка и Мишутка учатся дружить».

Автор-составитель:  Султанаева Светлана Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 91, высшая квалификационная категория.

Цель занятия:  профилактика негативных проявлений социально – эмоционального развития ребенка (агрессивность, тревожность, низкий уровень эмпатии), обучение детей навыкам экологичного общения, социально приемлемым формам поведения.

Занятие адресовано детям раннего возраста, посещающим детский сад, рассчитано на детей второй половины третьего года, первой половины четвертого года, группе в количестве 6-8 человек.

Занятие проводится в групповой комнате или в кабинете педагога-психолога. Входит в цикл из 15 занятий, длительностью не более 20 минут.  

Используемое оборудование: стулья по количеству детей, мягкие игрушки - медведь и заяц, набор кубиков по количеству детей.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия  (1,5 минут)

Цель – настроить детей не предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии.

Педагог:

Дай ладошечку, моя крошечка. (Дети протягивают ладошку)

Я поглажу тебя по ладошечке. (Взрослые гладят детей по ладошке)

  1. Расслабляющее упражнение (45сек.)

Выполняется для снятия физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей и большую эффективность занятия.

Педагог:

Мы сейчас потрём ручки, погреем их. (Дети трут ладошки)

Тёплыми ручками «полепим» волосы. (Дети нажимают подушечками пальцев на корни волос)

«Полепим» лоб, носик – чтобы хорошо дышал, щёчки, губки, чтобы улыбались, ушки – чтобы хорошо слышали, погладим глазки, чтобы хорошо видели. (Дети повторяют движения за педагогом)

Погладим себя по голове «Я хороший!». (Ребенок поглаживает себя по голове)

При повторении можно попросить погладить по плечу или коленям соседей.

  1. Игра «Ласковый ребенок» с игрушкой  (2,5 мин.)

Учит детей подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед педагогом. Он демонстрирует детям игрушку-зайца и показывает, как можно его обнять, смотреть ему в глаза и улыбаться. «К нам пришёл в гости Зайка. Ах, какой хороший Зайка, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Зайку, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем педагог приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. Педагог подчеркивает, оценивает действия ребенка: «Ваня обнял Зайку, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!».
Затем педагог поочередно вызывает других детей и игра повторяется.
При повторении игра может проводиться с ребёнком вместо игрушки.

  1. Игра «Вот Я!»  (2,5 мин.)

Учит выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого. 

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед педагогом. «Зайка хочет поиграть в прятки. Вот так, — говорит он и присаживается вместе с игрушкой за спинкой стула. — Зайка спрятался, я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Зайка и Я». (Дети повторяют движения). Затем педагог выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я!», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

  1. К нам в гости пришёл Мишка  (2,5 мин.)

Игра направлена на демонстрацию детям последствий негативных форм поведения и знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.

Педагог:

Сюда пришёл Мишка (демонстрирует игрушку) и зарычал на Зайку. ( В этот момент дети часто проявляют агрессию по отношению к негативному персонажу, вскакивают, пытаются ударить, что выявляет детей, применяющих агрессию для выхода из конфликтной ситуации) Нет-нет, мы не будем драться. Когда Мишка плохо себя ведёт, мы погрозим ему пальчиком и скажем «Ай-яй-яй!» (дети повторяют движения за педагогом). Мишка хочет поиграть, но не знает, как сказать об этом. Давайте, научим Мишку быть ласковым? (Дети по очереди обнимают Мишку, показывая тому, как вести себя ласково)

  1. Релаксация (45сек.)

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей. Регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

Педагог: Теперь Зайка и Мишка будут играть дружно, а мы давайте отдохнем.

На спину легли ребятки.

Руки в сторону и пятки.

Пальчиками поиграли.

Пятки дружно поплясали.

Улеглись мы на живот.

Ручки тянем мы вперед.

Хватит, хватит отдыхать.

Будем снова мы играть.

(Дети ложатся на спину)

(Расставляют руки и ноги в стороны)

(Перебирают пальчиками, постукивая по полу)

(Поворачивают ступню влево-вправо)

(Поворачиваются на живот)

(Вытягивают руки вперед перед собой)

(Перебирают пальчиками, постукивая по полу)

(Встают и хлопают в ладоши)

  1. Игры с правилами (2,5 мин.)

Направлены на формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения, научение детей примам «гашения» вспышек агрессии, переведения их в мирное русло.

Педагог: Посмотрите, какие у Зайки есть кубики. Я дам каждому из вас по кубику. Посмотрите, какие они красивые и разноцветные. Мишке они тоже нравятся. Он хочет посмотреть на ваши кубики. Давайте, научим Мишку просить ласково. Если Мишка рычит, прячем кубики за спиной. А если он ласково просит, показываем ему кубик. Игра повторяется  2- 3 раза. (В конце игры дети складывают кубики в корзину  Мишке, тот благодарит их).

  1. Релаксация  (45сек.)

Веселились мы, играли,

Все мы ласковыми стали,

Мишке кубики давали, (Дети на каждое названное действие загибают палец на руке)

Ох, как сильно мы устали! (Дети разводят руки в стороны, наклоняются вперед.)

  1. Ритуал прощания (45сек.)

Цель – «переключить» детей с занятия на повседневную жизнь.

Дружно хлопнули в ладоши.

Вместе топнули ногой.

Все, во что мы здесь играли…

Мы запомнили с тобой.

До свидания сказали.

Помахали мне рукой!

(Все хлопают в ладоши)

(Все топают ногой)

(Дети гладят себя по голове)

(Все машут рукой)

Список использованной литературы:

  1. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2006. - 72 с. (Психологическая служба)
  2. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. И.В. Ковалева. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 48 с. (Дошкольное воспитание и развитие)
  3. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Арцишевская И.Л. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 64 с. (Психологическая служба.)
  4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной . -- М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по профилактике агрессивного поведения в группе раннего возраста «Зайка и Мишутка учатся дружить» Педагог-психолог Султанаева Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 91 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Слайд 2

Мы себя сейчас погладим тёплыми ладошками … 120

Слайд 3

«Катя обняла Зайку, посмотрела ему в глазки, улыбнулась. Вот какая Катя, ласковый ребенок!» 200 8 120

Слайд 4

«А теперь вы спрячьтесь, как Зайка и Я.» 120

Слайд 5

«Вот Я!» 200 8 30 120

Слайд 6

К нам в гости пришёл Мишка 200 8 30 50 70 120 Мишка рычит Нет-нет, мы не будем драться. Здравствуй, Мишка!

Слайд 7

«Погрозим ему пальчиком и скажем «Ай- яй - яй !!» 200 8 30 120

Слайд 8

«Давайте, научим Мишку быть ласковым!» 200 8 30 120

Слайд 9

Играем с кубиками 200 8 30 50 70 120 Показываем кубики Мишка говорит: «Спасибо!» Прячем кубики

Слайд 10

Дружно хлопнули в ладоши! 200 8 30 120

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников

Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...

Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.

Материал содержит рекомендации для воспитателей и родителей, которые способствуют снижению детской агрессивности, а так же как в игре научить детей общаться со сверстниками....

Игра как средство профилактики агрессивного поведения у детей раннего и младшего возраста.

Что такое агрессия, каковы причины агрессивного поведения у детей. Игра как средство профилактики агрессии....

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»....

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»....

Статья для родителей в газете «Меридиан» «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста

Статья для родителей в газете «Меридиан» «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста...

Программа по внеурочной деятельности по профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста "Будем дружить"

Программа по внеурочной деятельностипо профилактике агрессивного поведения для детей 5-6летнего возраста  "Будем дружить"...