«Техники работы с метафорическими ассоциативными картами в ДОУ»
консультация по психологии

Алексеева Ольга Валерьевна

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehniki_mak.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Техники работы с метафорическими ассоциативными картами в ДОУ»

Общие техники (самопознание):

«Какой Я»

Цель: развитие представлений о себе, закрепление позитивного образа «Я».

Колода (на выбор): «Персонита», «Совы» (или любая другая детская с изображением каких-либо героев)

Перед ребенком в открытую лежат карты из колоды. Психолог предлагает выбрать карту, которая больше всего напоминает ребенку его самого («Выбери того, кто больше всех похож на тебя»), после чего просит описать эту карту («Скажи, какой ты?»). Предлагается делать акцент не на внешнем описании (так как ребенок может уйти именно в это), а на внутренних качествах. Если ребенок захочет поменять карту или выбрать другие в дополнение к первой – психолог не препятствует этому.

Для детей 4-7 лет набор вопросов минимальный, акцент на положительной стороне.

Для детей старше 7 лет можно добавлять «негативные» вопросы («А что тебе не нравится?»).

«Моя сказка»

Цель: развитие самопонимания, коррекция эмоционального состояния Колода: «Персонита»

Перед ребенком в открытую лежат карты из колоды. Психолог предлагает ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт- портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (конкретно  –  гнев,  злость,  обида  и  так  далее). От имени выбранной карты предложить ему рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас.

Для детей 4-7 лет набор вопросов минимальный.

Для детей старше 7 лет можно добавлять вопросы на перспективу («Что было бы, если…?», «Как бы себя чувствовал герой, если бы..?»).

«Два полюса»

Цель: развитие самопонимания

Колода (на выбор): «Персонита», «Морена», «Мурчастье»

Психолог рассказывает ребенку о том, что явления окружающего мира можно разделить на два полюса: «светло – темно», «холодно – горячо» и так далее. Затем психолог вместе с ребенком подбирает подходящие примеры. При работе с младшими школьниками можно провести аналогию с полюсами Земли.

Затем психолог предлагает рассмотреть такие полюса, как «нравится – не нравится», «приятно – неприятно», «уютно – неуютно» и так далее. Для каждого из полюсов ребенок выбирает карту из набора и рассказывает о своем выборе – что именно в карте нравится / не нравится, приятно / неприятно и так далее.

Для детей 4-7 лет достаточно трех «полюсов».

Для детей старше 7 лет можно добавлять «полюса», а также работать не с одной, а с двумя и более колодами.

«В каком доме ты хочешь жить»

Цель: развитие рефлексии, понимания себя Колода: «Мой дом»

Психолог предлагает ребенку в открытую выбрать карту: дом, в котором ты хотел бы жить. Ребенок описывает, что это за дом, как он выглядит, что внутри, где дом находится, кто еще в нем живет, какие эмоции связаны с этим домом и так далее.

Можно дополнить технику выбором второй карты: дом, в котором ты живешь сейчас. Ребенку нужно описать этот дом и сравнить, в чем разница между двумя выбранными домами.

Для детей 4-7 лет достаточно описания дома (двух домов).

Для детей старше 7 лет можно добавлять портретные колоды и предложить развить историю: как бы ребенок чувствовал себя, если бы жил в этом доме (сделать акцент на эмоциях и качествах).

Работа с эмоциями:

«Эмоциональные полюса»

Цель: развитие представлений об эмоциях

Колода (на выбор): «Персонита», «Морена», «Мурчастье»

По аналогии с упражнением «Два полюса». Психолог напоминает о полюсах и предлагает рассмотреть эмоциональные варианты: «страх – спокойствие», «радость – грусть», «злость – покой» и так далее.

Для каждого из полюсов ребенок выбирает карту из колоды и рассказывает о своем выборе.

Чтобы скорректировать эмоциональное состояние ребенка, психолог может предложить описать, что переживает и как ведет себя человек в каждом из полюсов, подумать, как можно «перейти» от одного полюса к другому, что может помочь в этом.

Можно предложить ребенку выбрать карту, которая ассоциируется с другим, желаемым состоянием (скорректированным), придумать историю для этого героя, вместе определить преимущества именно этого состояния.

Для детей 4-7 лет достаточно трех «полюсов».

Для детей старше 7 лет можно добавлять «полюса», а также работать не с одной, а с двумя и более колодами.

«Сказка о злости»

Цель: развитие представлений о злости

Колода (на выбор): «Персонита», «Роботы», «Ежкины сказки», «Монстрики чувств»

Психолог предлагает ребенку сочинить сказку о злости. Сначала выбрать саму злость (в открытую из карт колоды) и описать ее (как она выглядит, где живет, кто вокруг нее, почему она злится и так далее). Затем придумать ей историю – с чего все началось и можно ли как-то «помочь» злости исправиться.

Для детей 4-7 лет достаточно общего рассказа.

Для детей старше 7 лет можно добавлять героев и сюжетные линии по типу «что будет, если», а также использовать карты из разных колод для создания «злого» пространства.

«Эмоциональные портреты»

Цель: развитие представлений об эмоциях Колода: «Персонита»

Психолог предлагает ребенку выбрать несколько карт-портретов и разложить их в соответствии с тем, что переживают изображенные персонажи (например, ближе всего к ребенку – положительные эмоции, дальше – отрицательные). Затем ребенок рассказывает о каждом из них, что выражает его лицо, что ребенку в нем нравится, что не нравится. Далее психолог может предложить выбрать тот портрет, на котором переживаемые эмоции близки к переживаниям ребенка.

Вопросы:

▪        Что переживает этот персонаж?

▪        Что хочется изменить?

▪        Как хочется изменить это состояние, что почувствовать?

▪        К кому можно обратиться за помощью? Для детей 4-7 лет выбор в открытую, 3-4 карты.

Для детей старше 7 лет можно пробовать выбор вслепую, 5-7 карт.

Работа со страхами: требует        аккуратности со стороны психолога, особенно в работе с дошкольниками выбор готового        пугающего изображения может быть стрессовым для ребенка, и тогда более подходящим методом будет арт-терапия (где ребенок может сам создать свой страх). Кроме того, работа с детскими страхами часто требует вовлеченности родителей.

«Беседа о страхе»

Цель: развитие представлений о страхе и способах справиться с ним Колода: «Персонита»

Психолог предлагает ребенку побеседовать о страхе – что ребенок знает об этой эмоции, когда и как испытывает страх. Затем ребенок выбирает в открытую одну или больше карт (того / тех, кто испытывает такой же страх). Составляется рассказ: что это за герой, как его зовут, в какой семье живет, что он любит и не любит, кто его друзья. Чего он боится и как справляется со своим страхом?

Затем психолог предлагает выбрать этому герою помощника, который может подбадривать его (например, потому что уже справился со своим страхом и знает, как это делать). Можно делать акцент на том, как себя чувствует герой, который стал меньше бояться?

Для детей 4-7 лет акцент на положительных моментах, поддержка со стороны психолога.

Для детей старше 7 лет можно расширять историю до полноценной сказки, также требуется поддержка со стороны психолога.

«Дом страха»

Цель: развитие представлений о страхе Колода: «Мой дом»

Опосредованная техника работы со страхом, которая подходит, если ребенок не хочет соприкасаться со страшными образами.

Задача – в открытую выбрать изображение дома, в котором «живет» страх, и описать его, постепенно обозначая образ страха.

Для баланса можно дополнить технику выбором дома, в котором живет смелость.

Для детей 4-7 лет достаточно общих вопросов (что это за дом, как выглядит, какой внутри, где находится).

Для детей старше 7 лет можно добавлять вопросы на перспективу («Как думаешь, смог бы ты подойти к дому? Что тебе для этого понадобится?»).

Работа с коммуникацией:

«Я и моя семья» / «Я и мои друзья»

Цель: развитие представлений о своем круге общения Колода (можно использовать обе): «Персона», «Персонита»

Психолог проводит предварительную беседу с ребенком о его семье и друзьях, можно зарисовать их.

Затем ребенок в открытую выбирает карты, которые соответствуют ему, каждому члену семьи и другу. Психолог обращает внимание на расположение карт и задает наводящие вопросы (кто это, как вы общаетесь, какие эмоции ты испытываешь).

Для детей 4-7 лет достаточно выложить общую картину и обсудить ее.

Для детей старше 7 лет можно добавлять акцент на эмоциональные взаимоотношения между разными участниками (кто как друг к другу относится с точки зрения ребенка), нравятся ли эти отношения или их хочется поменять (и как это можно сделать), а также использовать силуэтные карты из колоды «Персонита» (для символичного изображения отношений).

«Кто злит, кто радует»

Цель: развитие представлений об эмоциональных взаимоотношениях Колода (можно использовать обе): «Персона», «Персонита»

Можно выполнять как продолжение предыдущей техники. Психолог предлагает ребенку обозначить, кто из выбранных героев (символизирующих членов его семьи и друзей) радует, а кто – злит. Можно разложить карты, например, на две стороны.

Ребенку нужно объяснить, почему кто-то его радует, а кто злит. Также психолог спрашивает, что с этим можно сделать.

Для детей 4-7 лет достаточно распределить карты и обсудить это.

 

Для детей старше 7 лет можно развивать историю: включать диалоги, вопросы

«Что будет, если?», «Что бы ты сказал?».

Работа с гиперактивностью:

«Какой я робот»

Цель: снижение эмоционального напряжения, обратить внимание на сильные стороны, развитие регуляции

Колода: «Роботы»

Психолог предлагает ребенку собрать себя – робота из карт колоды. Затем задает вопросы:

▪        Какой ты робот?

▪        Что ты умеешь?

▪        Что ты любишь делать?

▪        А что не любишь?

▪        Что ты умеешь делать лучше всего?

▪        Что ты чувствуешь?

▪        О чем думаешь?

▪        Как ты двигаешься?

▪        Умеешь ли ты останавливать движения? Покажи

▪        С кем ты любишь общаться?

▪        Как ты это делаешь? Покажи

▪        Хочешь ли ты что-то изменить, убрать, добавить?

Работа с познавательными процессами:

В этом подразделе будут примеры техник, которые на своих занятиях с дошкольниками (примерно с 4 лет) могут использовать педагоги.

«Опиши, что на карте» / «Как это называется?» Цель: развитие внимания, мышления, активной речи Колода: любая детская

 

Ребенок вытягивает любую карту из колоды и просто описывает то, что видит на карте.

Для старших дошкольников можно усложнить: включать таймер на 10-15 секунд, задача ребенка – за это время описать карту и по сигналу таймера взять следующую.

«Выложи историю»

Цель: развитие логического мышления, воображения, речи Колода: любая детская

Психолог предлагает ребенку подобрать из колоды от трех до пяти карт, выложить из них историю и последовательно ее рассказать.

«Что пропало?»

Цель: развитие внимания, памяти Колода: любая детская

Психолог выкладывает перед ребенком 4-5 карт (чем старше ребенок, тем больше карт) и просит их запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, психолог убирает одну карту. Ребенку нужно вспомнить карту, которая пропала – и максимально подробно ее описать. Упрощенный вариант: сразу найти пропавшую карту в колоде.

«Подбери пару»

Цель: развитие ассоциативного мышления, воображения, логики Колода: любая детская

Психолог предлагает ребенку побыть «творцом» и собрать необычные пары из карт. Правил сочетания нет, важно собрать те пары, которые видит сам ребенок – а также ответить на вопрос, почему он объединил в пару именно эти карты.

Список рекомендуемой литературы

1.        Буравцова Н. В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017. – 200 с.

2.        Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики. – СПб.: Питер, 2020. – 192 с.

3.        Морозовская Е. Мир проективных карт. – М.: Генезис, 2016. – 170 с.

Электронные ресурсы:

1.        МАК        в        работе        психолога        с        детьми        дошкольного        возраста. https://ped2.ru/psihologu/rabota-psihologa-s-detmi/mak-v-rabote-psihologa-s- detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

2.        Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ. https://www.b17.ru/article/137507/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»

laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...

Доклад на педсовете № 3 на тему: «Метафорические ассоциативные карты и работа с ними»

Доклад на педсовете № 3 на тему: «Метафорические ассоциативные карты и работа с ними» ...

Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР

Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР...

Консультация для педагогов-психологов и воспитателей ДОУ «Основные правила работы с метафорическими ассоциативными картами»

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и под...