Консультация для педагогов-психологов и воспитателей ДОУ «Основные правила работы с метафорическими ассоциативными картами»
консультация по психологии

Алексеева Ольга Валерьевна

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mak.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов-психологов и воспитателей ДОУ

 «Основные правила работы с метафорическими ассоциативными картами»

подготовила Алексеева О.В.,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.

Для начала мы обозначаем актуальную ситуацию или проблему, с которой мы хотим работать. Один вопрос — одна карта. Если возникают дополнительные вопросы, добавляем карты к той, которая уже лежит на столе.

Карты можно доставать в открытую, когда мы видим картинки и выбираем их осознанно, или в закрытую, когда карты перевернуты рубашками вверх. Как доставать ту или иную карту, решаете вы сами.

Если мы вытягиваем карту в открытую, то можем увидеть осознанный образ, личную историю, которая уже есть в голове. Если же мы достаем карту в закрытую, нам открывается то, в чем мы не отдаем себе отчет или что хотели бы скрыть от себя.

Как работать с картой? Картинка, которая лежит перед нами, содержит в себе множество посланий, которые отражают наши подсознательные страхи, стремления и ценности.

Рассказ о том, что мы видим на карте и что по этому поводу чувствуем, порой сам по себе обладает терапевтическим эффектом. Новые акценты помогут увидеть проблему с другой точки зрения, заметить то, что до этого было сложно увидеть.

Таким образом, каждая карта может принести нам множество новых мыслей, инсайтов, озарений. Во время работы запрос может корректироваться. Например, могут возникать новые вопросы или необходимость посмотреть варианты развития событий. В таких случаях можно и нужно доставать новые карты.

Вопросы к картам

Ключ к успешной работе с метафорическими картами — правильно поставленные вопросы. Они помогут распознать смутные ощущения, разобраться в происходящем и сделать выводы.

Что вы видите на этой карте? Что здесь происходит?

Что вы чувствуете, глядя на карту? Какие мысли, эмоции возникают?

Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?

Что на карте не нравится? Почему?

Видите ли вы себя на этой картинке? Это может быть один из персонажей, неодушевленный предмет, цвет или же вы остаетесь сторонним наблюдателем.

Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать?

Персонаж может быть неодушевленным, например, дерево или игрушка.

Что мог бы рассказать, посоветовать персонаж?

Как дальше будут развиваться события на картинке?

Что эта карта говорит о вас? О вашей ситуации?

Что на картинке есть, а вы не заметили?

Какие выводы вы можете для себя сделать?

Ответы на вопросы желательно проговаривать вслух как можно более подробно, даже если вы работаете самостоятельно и в одиночестве. В деталях часто скрывается то, что сразу не бросается в глаза. Кому-то удобно записывать ход своих мыслей на бумагу или в текстовый файл. Проговаривая или записывая все это, вы сможете извлечь максимальное количество полезной информации.

Важно! Подсказывать тому, кто достает карты, отвечать на вопросы за него и тем более спорить с ним нельзя. Каждый из нас имеет свою картину мира. Имеет значение и верно только то, что человек видит сам.

Поиск ресурсов и хорошего настроения

Это один из самых полезных и безопасных вариантов применения метафорических карт. Обычно для него берут так называемые ресурсные колоды, в которых все сюжеты имеют положительную направленность, повышают настроение или побуждают к конструктивным действиям. Также могут пригодиться колоды с аффирмациями, ободряющими цитатами, мудрыми изречениями.

Карты можно рассматривать в случае различных затруднений, при плохом настроении, унынии и растерянности, в любое время и практически в любой ситуации.

Сначала нужно задать себе один из следующих вопросов: «Что мне поможет? В чем мой ресурс? Каковы мои сильные стороны? На что я могу опереться? Какие свои качества я могу использовать? Что у меня есть хорошего? Чем я могу гордиться?»

Затем следует вытянуть карты — в открытую или в закрытую.

Ресурсную карту можно посмотреть, к примеру, утром, чтобы понять, на что можно внутренне опереться в течение рабочего дня. Либо вечером, перед сном, чтобы знать, за что вы можете быть благодарны прошедшему дню.

Сколько карт можно тянуть за один раз? Столько, сколько вам нужно, чтобы поднять себе настроение. Может быть, это будет всего лишь одна карта, а может быть, и все десять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...

Консультация для педагогов-психологов на тему «Активные и интерактивные формы работы по психологическому просвещению родителей».

Рассматриваемые формы работы с родителями способствуют объединению усилий педагогического коллектива и родителей для развитии ребенка как личности и поиску новых путей привлечения семьи к участию в уч...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"

В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ»....

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....

Использование Метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога ДОУ

МАК -  как инструмент работы со всеми участниками образовательных отношенийКонсультации педагогов и родителей (Законных представителей), работа с детьми...

«Техники работы с метафорическими ассоциативными картами в ДОУ»

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние....