Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"
план-конспект занятия

Олеся Владимировна Шакирьянова

В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ».  В ходе мероприятия раскыто понятие матафорических карт, история их возникновения, виды карт, приведены некоторые техники и приёмы работы с использованием метафорических карт при работе с родителями, детьми и педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

«Метафорические ассоциативные карты

в работе педагога-психолога ДОУ»

Подготовила педагог-психолог МАДОУ «Березка» Шакирьянова О.В.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе с детьми дошкольного возраста

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методикой работы по использованию МАК;
  • Сформировать практические навыки работы с МАК

Аудитория: педагоги ДОУ г. Когалыма.

Длительность 1 час.

Техническое оснащение и материалы: ноутбук, проектор, колоды используемых МАК, листы бумаги, ручки, памятки и буклеты.

Ход мастер-класса.

1 слайд.

Добрый день уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас в стенах нашего детского сада. Сегодня с вами я педагог-психолог, и я хочу представить вам свой опыт работы с набирающим популярность методом работы среди психологов и коучей - Метафорическими Ассоциативными картами.

2 слайд.

На слайде цель и задачи мастер-класса

Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами высокие цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

Программы ДО должны быть вариативными и разнообразными по содержанию. А также вся структура ДОУ призвана обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Для выполнения этих требований в своей работе я всегда ищу что-то новое, интересное, современное, но в тоже время удобное и эффективное средство по основной цели своей работы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ДОУ»

Так что же такое МАК и как они пригодятся нам в нашей работе в детском саду?

3 слайд.

Что такое Метафорические ассоциативные карты.

— это эффективный и экологичный инструмент,

помогающий заглянуть в наше подсознание.

4 слайд.

Эти карты – особые, не игральные и не гадальные.

Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё.

5 слайд.

Метафорические карты в психологии

ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.

В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

6 слайд.

Практическое задание 1:

Щелчок 1. Перед вами на экране одна из метафорических карт из колоды «Эмоции судьбы», расскажите какие ассоциации она у вас вызывает. Участники делают по одному-два высказывания.

Щелчок 2. А теперь вот такая карта: На экране карта из колоды «Источник». А теперь что вы скажете по поводу этого изображения?

В разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека.

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного.

7 слайд.

У вас конечно же появился вопрос: а, как и зачем применять метафорические карты простому человеку, педагогу, работающему с детьми, воспитателю. Поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями. Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала. Педагог владеющий психологическими знаниями может видеть связь усвоения знаний и умственного развития воспитанников; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Также эти знания помогают педагогу в построении взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, с коллегами.

Поэтому я и пригласила вас на этот мастер-класс. Вы уже услышали для чего карты психологу, но для чего же они нужны вам?

8 слайд.

Цель работы с метафорическими картами для воспитателя

 и для человека в обыденной жизни.

  • Развитие воображения
  • Развитие творческого потенциала
  • Решение трудных жизненных ситуаций
  • Решение конфликтов в отношениях
  • Нахождение подсказок – ресурсов для самопомощи
  • Помощь в достижении целей
  • Раскрытие ранее неизвестного (неосознаваемого) потенциала, возможностей.

9 слайд.

В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях:

  • Знакомство и изучение эмоций и настроения;
  • Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция;
  • Беседы о хороших и плохих поступках;
  • Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми;
  • С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе;
  • Обучение и развитие словесного творчества (через придумывание сказок);
  • Научить детей достигать цели;
  • Развивать воображение через рисунок (специальные техники).
  • Установить контакт с ребенком или взрослым на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.

10 слайд.

А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы:

  • Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях;
  • Сможете понять сами и помочь родителям осознать причины неудач в воспитании детей;
  • Сможете совместно найти выход из сложившейся неблагоприятной ситуации;
  • Поможете родителям выработать дальнейшую стратегию поведения в воспитании ребенка;

Обо всем этом мы и поговорим на этом мастер-классе.

11 слайд.

Немного истории.

Метафорические ассоциативные карты возникли совершенно из ничего на стыке двух самых разных сфер человеческой культуры. История карт имеет давние корни, уходящие в мир живописи и психологии.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ: ЭЛИ РАМАН

Создателем первой колоды О-карт был канадский художник Эли Раман.

Эта идея идеально легла на увлечение Эли Рамана игрой в карты. В 1975 году он создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения.

Теперь не только сам художник мог постоянно быть вместе со своими работами, но и любой желающий мог взять такие картины-карты себе в карман и наслаждаться живописью в любое удобное время.

Но у карт был и второй, еще более эффективный и практический результат: они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество. Это понял немецким издатель Моритц  Эгетмейер. Так появилась первая колода «ОН»  в 1985г.

Метафорические ассоциативные карты были переведены на 21 язык и стали популярны во всем мире. В настоящее время ассоциативные карты кроме Германии издаются в Израиле, России, Украине, Беларуси.

12 слайд.

Видео: «Дети рассказывают о персонаже из колоды «Персонита»».

15 слайд. 

На слайде список научных работ о МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт.

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

14 слайд

Практическое задание 2.

 

Сейчас я предлагаю вам поиграть в такую игру, в которую можно поиграть и с детьми используя колоду «Семейка Гномс»:

«Мне помогает, мне мешает…»

Цель: помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать

Инструкция:

Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает. Обсудите с участниками, какие чувства могут стать для них ресурсами в преодолении трудностей.

Вывод:

Вот так ненавязчиво и мягко можно подводить ребенка к осознанию своих чувств, и пониманию, что, то или иное чувство может быть, как помощником, так и оказаться помехой. В этой игре также скрыт глубинный смысл. Видя образы, называя эмоцию, проговаривая чувства, человек, даже еще маленький получает маленький опыт - «прививку» от неконтролируемых действий и поступков.

Как и во всякой игре или в терапевтический работе психолога конечно же желательно

придерживаться некоторых правил, для успешной работы с метафорическими картами

17 слайд

На слайде перечень правил по работе с метафорическими картами.

  • Конфиденциальность. Как в личной сессии, так и в групповой работе необходимо бережно относиться к информации, которой делятся участники, все сказанное в процессе работы не разглашается.
  • Уважение. В групповой работе следует обратить внимание на взаимоуважение между участниками и заботе об их комфорте и безопасности. Внимание к чувствам и словам других участников условие, необходимое для эффективного взаимодействия.
  • Свобода. Предупредите участников, что при работе с МАК не существует правильных и неправильных ответов, чувств, образов. Не обязательно буквально воспринимать изображение, дайте волю фантазии.
  • Спонтанность. Чем быстрее и свободнее реакция на карту, тем веселее и результативнее будет работа. Критическое мышление пока может отдохнуть.
  • Безопасность. Участник может отказаться от карты, без объяснения причин, не показывая ее окружающим. Однако, при индивидуальной работе с профессиональным психологом, подобная ситуация может дать ценный материал для дальнейшего общения.
  • Приоритеты. Хозяин карты – хозяин процесса. Он первым высказывает свое видение, может отказаться от обратной связи, его мнение не может быть неверным. Однако, если он просит поддержки от окружающих, можно поделиться своими соображениями.
  • В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.

16 слайд.

Практическое задание 3.

До нового года осталось чуть меньше месяца. Это удивительно, как бежит время…

Заканчивая каждый год, обычно мы подводим некую черту, смотрим, что было достигнуто, на каком этапе находится тот или иной наш проект, что нужно изменить…

Если у вас что-то не получается, вам либо нужно пересмотреть цели, либо пересмотреть план, либо пересмотреть свои ежедневные действия.

Необходимо научиться останавливаться, оглядываться по сторонам и определять, где именно в данный момент вы находитесь относительно своих целей.

И для этого я предлагаю вам очень простую, но действенную технику «Самоанализ».

Техника «Самоанализ» на примере МАК «Эмоции Судьбы».

 

Алгоритм действий:

Если работа происходит в группе, то количество карт, которые вытягивает каждый участник, определяется ведущим перед началом.

Сначала колода перетасовывается. Задаёте себе пять вопросов, которые приведены ниже. На каждый вопрос вы можете вытянуть (в слепую) от одной до трёх карт. Анализируете карты, которые вы вытянули. Я предлагаю переходить к следующему вопросу после того, как вы проанализируете карты, которые вытащили на предыдущий.

 

И так, вы задаёте себе следующие вопросы:

  • Насколько я счастлива сейчас?
  • Чего я хочу до конца этого года для себя?
  • Что мне может помочь достигнуть желаемого?

Эти вопросы помогут вам расставить приоритеты и выбраться из состояния «белка в колесе».

 

Каждый участник может поделиться своими выводами. Если же вы работаете самостоятельно, тогда я рекомендую записать ваши выводы.

17 слайд.

Практическое задание 4.

А теперь я предлагаю вам поиграть в самую простую игру-тренинг, которую вы можете провести с родителями на родительском собрании.

18 слайд.

Если времени мало, то предложить зайти на мою страничку на сайте «МААМ», и ознакомится с техникой самостоятельно. https://www.maam.ru/detskijsad/metaforicheskie-asociativnye-karty-v-grupovoi-rabote-s-roditeljami.html

19 слайд.

 Как я могу помочь своему ребенку подготовится к школе

Все меньше времени остается до того момента, когда ваши дошколята станут первоклассниками. Но вопросов и тревог меньше не становится. Сегодня я предлагаю вам найти ответы на тревожные вопросы самостоятельно. А сделаем это мы с вами при помощи МАК.

Вопросы:

1. Для начала я предлагаю вам взять по 1 карточке из колоды «Эмоции судьбы» с вопросом «Мои тревоги и страхи перед поступлением моего ребенка в школу».

2. Опишите ваши эмоции, ассоциации, которые вызывают изображения.

Расскажите соответствуют ли эти ассоциации действительным тревогам и страхам, есть ли негативные переживания? Можете их записать.

3. Возьмите другую карту, посмотрите есть ли на ней что-то, что поможет вам справится с негативными переживаниями? В чем состоит ваш личный ресурс, о котором вы не всегда задумывались, но который поможет вам справится с тревогами и страхами. Назовите и запишите их.

4. Как вы могли уже понять проблемы всех родителей в чем-то схожи, и называемые вами положительные ресурсы и способности есть у каждого. В этом и состоит залог вашего успеха и успешной адаптации в школе вашего ребенка.

1

2

3

4

5

Задайте мысленный проблематичный вопрос

Возьмите карту

Опишите ваши эмоции ощущения связанные с проблемой (можете записать)

Возьмите карту с запросом о решении проблемы

Опишите о каком ваш внутреннем ресурсе «говорит» карта

Итог мини-тренинга: Уважаемые коллеги, поделитесь своими впечатлениями: понравились ли вам МАК как метод, были ли какие-то сложности? Остались ли вопросы.

20 слайд.

По щелчку одна за другой появляются картинки с изображениями баннеров

Ответ на предполагаемый вопрос:

Метафорические карты не могут навредить

Метафорические карты являются настолько экологичным инструментом для работы с собой – потому что они не могут навязать чего-то чуждого нам, что-то испортить, чем-то навредить своим вмешательством, ведь они только открывают и позволяют видеть то, что уже в нас есть. И по тем же причинам метафорические карты могут использовать как психологи, так и люди, не имеющие специальной подготовки, – просто для себя. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. Каждая из них значит только то, что мы сами видим в ней.

К слову сказать, не имеет большого значения, сами мы вытягиваем карту, вслепую или в открытую, или кто-то другой вытягивает ее для нас. Потому что в этой карте мы всегда увидим что-то свое и это обязательно будет что-то актуальное и насущное для нас самих.

Метафорические карты говорят нам именно о том, что мы должны услышать

Пример на слайде:

А вот замечали вы иногда, как неожиданно приходят подсказки в жизни? Едешь ты, к примеру, думаешь о чем-то, что тебя заботит, ищешь что-то, что дало бы тебе уверенность и решимость… И тут вдруг попадается рекламный щит на глаза, и на нем что-то такое написано огромными буквами – вот прямо в точку, как будто для тебя! И это вдруг и веселит тебя, и вызывает прилив сил и бодрости, и прибавляет решимости в своем настрое.

Как сказала Ника Верникова, по сути, все, что мы видим в своей жизни, все, с чем сталкиваемся, является метафорическими картами. Потому что во всем мы видим только то, что есть в нас самих, то, что отзывается. А если не отзывается, то мы просто проходим мимо, не замечая. Другой посмотрит на тот же рекламный щит и только плечами пожмет – и что такого?

21 слайд.

Я считаю, что методика МАК выполняет задачи нового ФГОС в ДОУ так как:

  •  Игры с карточками эмоций и рассказывание сказок (в режимные моменты после прогулки, в часы чтения сказок и как подготовка к инсценировкам), способствуют охране и укреплению и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; (карточки эмоций можно использовать и в уголке эмоций)
  • Игры и упражнения с МАК направленные на самопознание и изучение отношений, творческое рассказывание и рисование способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • МАК способствуют формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности – так-как :1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность. 2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожность. 3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку. 4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу. 5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях. 6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка. 7. МАК развивают творческую составляющую. 8. Сокращают время сессии
  • Многообразие техник МАК и видов колод и наборов обеспечивают вариативность и разнообразие содержания Программы ДО;
  • МАК легко и удобно использовать в групповой работе с родителями (родительские собрания, круглые столы, мастер-классы) тем самым обеспечивая психолого-педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Подходя к заверению нашего мастер-класса, я хочу вам показать насколько велико разнообразие видов карт (на слайде):

22 слайд.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные.

Метафорические карты

Психологические игры

23 слайд.

В памятках вы можете познакомится с перечнем МАК, используемыми в работе с детьми, а также с играми и упражнениями.

Раздать памятки.

24слайд.

Жизнь не стоит на месте и в наше прогрессивное, насыщенное информацией и способов ее нахождения иногда слишком много. Чтобы вам было проще, я подготовила вам буклеты где вы сможете познакомится с МАК опираясь на ссылки в сети интернет, социальных сетях, мобильных приложениях.

На слайде, по первому щелчку, один за другим появляются скриншоты сайтов:

Ссылки где можно купить МАК.

http://makomania.ru/  онлайн магазин, где можно познакомится с МАК и купить, обучающая литература и тренинги

http://mak.arcanes.ru/online-rasklad онлайн магазин, где можно познакомится с МАК и купить, обучающая литература и тренинги, включая расклады МАК онлайн.\

https://metaforicheskie-karti.ru/page/Metaforicheskie-karty-Urok-1 онлайн магазин, где можно познакомится с МАК и купить, обучающая литература и тренинги

В социальных сетях:

https://ok.ru/group/54652523511823

https://www.facebook.com/metakarty/

https://vk.com/methcards

Онлайн-тренинги

https://ultrasoul.ru/pksstartdengi/new?gcao=3998&gcpc=8e618&yclid=7150234252897966561

https://www.astrocentr.ru/index.php?przd=karty_as

http://talkbrook.com/index.php/karty-onlajn

http://www.b17.ru/article/15482/ - специализированный сайт для психологов, где можно познакомится с техниками МАК

Видео с мастер-классами.

https://www.youtube.com/watch?v=L_9pJlC4oiM

https://www.youtube.com/watch?v=YAwsi9DCoZw

https://www.youtube.com/watch?v=u8pIX-0VeGk

МАК в работе с детьми

http://present5.com/metaforicheskie-associativnye-karty-v-rabote-s-detmi-i/

Обратная связь.

Подвести итог нашей встречи я также хочу при помощи МАК:

Перед вами табличка с вопросами. Я предлагаю вам ответить на них используя те карточки, которые вы можете выбрать наугад или в открытую.

Шаг 1 читаете вопрос.

Шаг 2 берете карту.

Шаг 3 отвечаете на вопрос.

Вопросы для обратной связи.

  1. Ваши впечатления от мастер-класса в целом
  2. Содержание мастер-класса в целом для вас была….
  3. Работа ведущего мастер-класса …
  4. Ваше личное участие на мастер-классе…
  5. Возможность применения на практике техники МАК

Большое спасибо за участи в мастер-классе, надеюсь мне удалось справится со своими задачами познакомить вас с метода МАК и научить работать с некоторыми ее техниками.

Перед тем как уйти, я хочу, чтобы вы сфотографировали одну карту из колоды «Источник» - пусть ее настроение будет с вами на предстоящей неделе.

До свидания. До новых встреч.

Памятка:

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

МАК, используемые в работе с детьми:

1. Сказочные МАК: Сага (за исключением некоторых карт), Мифы, Мастер сказок.

2. Портретные МАК: Персонита, Персона, Роботы, Аниби, Дитя и зверь, Дерево как образ человека, Семейка Гномс, Тотемные животные, Характер и Личность, Лица.

3. Сюжетные и специальные МАК: Соре, Из сундука прошлого, Кнуты и пряники, Тинейджеры, Ёжкины сказки, Окна и двери, Пути-Дороги, Экко, Sens, Цвета и чувства, Диксит,

4. Ресурсные МАК: Источник, Я и все-все, Жизнь как чудо, Мой верный путь.

Игры и упражнения:

МОЙ МИР, СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Колоды: «Аниби» , «Из сундука прошлого»

Попросите ребенка рассмотреть карты и достать 7 -10 карт, которые рассказали бы об его мире. Помогите вопросами: - чем ты любишь заниматься? - кто твой настоящий друг? - что тебя огорчает? - что тебя радует? - о чем ты мечтаешь? - о чем не любишь вспоминать? - где на картах мама и папа? - как живет твоя семья? и тд.

Иногда вопросы и не нужны. Дети обладают прекрасной фантазией и расскажут вам по картам целую историю. Надо только внимательно слушать.

Для диагностики можно использовать простые упражнения. 1. Попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. 2. Найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. 3. Какая карта нравится, а какая не нравится. 4. Попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ

• Предложить ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт-портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (конкретно – гнев, злость, обида и т. п. )

• От имени выбранной карты предложить ему рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас.

• Для данной техники более эффективной будет групповая работа, т. к. в этом случае можно организовать обмен участников мнениями – как данному персонажу лучше справляться со своим состоянием – как освободиться от страхов, от плохих снов, победить злость и т. п.

 • Предложить выбрать карту, на которой персонаж смог совершить желаемые изменения и переживает другие эмоции. Поработать над тем, что помогло ему изменить свое состояние.

РОБОТЫ

1. Представь, что ты создатель роботов. Создай робота, похожего на тебя. Как живется твоему роботу? (как вариант: А каким ты хочешь, чтобы он был? Сделай такого)

2. Создай друга своему роботу, - свое «роботовское» сообщество, - свою семью, - создай робота в прошлом, настоящем, будущем - создай роботов, похожих на окружающих тебя людей.

Приложение 1

Практическое задание №3

Техника «Самоанализ» на примере МАК «Эмоции Судьбы».

 

И так, вы задаёте себе следующие вопросы

Ваш ответ

1

Насколько я счастлива сейчас?

2

Чего я хочу до конца этого года для себя (промежуток времени определяете сами, допустим, через 3 месяца, через полгода и так далее).

3

Как мне это получить в запланированный срок?

4

Что мне может помочь достигнуть желаемого?

5

Что мне может помешать? Как я сама себе могу помешать?

Эти вопросы помогут вам расставить приоритеты и выбраться из состояния «белка в колесе».

 Приложение 2

Обратная связь от участников мастер-класса

«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ.

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

вопрос

карта

ответ

Ваши впечатления от мастер-класса в целом

Содержание мастер-класса в целом для вас было

Работа ведущего мастер-класса

Ваше личное участие на мастер-классе

Возможность применения вами на практике техники МАК