семинар-практикум "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога"
методическая разработка по психологии
Метафорические ассоциативные карты обладают огромным потенциалом и могут использоваться для работы с большим спектром проблем. В работе с детьми МАК эффективно использовать при знакомстве и изучении эмоций и настроений, для экспресс- диагностики эмоционального состояния ребенка и его коррекции, для создания контакта на начальном этапе, профилактике конфликтов, для раскрытия ранее неизвестного (неосознанного) потенциала.
Представленный семинар-практикум можно использовать в работе с педагогами -психологами, педагогами образовательных учреждений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ»
Разработала: педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №15 с.Кабанск»Майорова Л.П.
Ноябрь 2025г.
Цель: представить опыт работы педагога-психолога ДОУ по использованию метафорических ассоциативных карт.
Задачи:
• Предоставить информацию о МАК (историю возникновения, целях и техниках);
• Показать практические техники применения МАК в работе с дошкольниками, родителями и педагогами.
Аудитория: педагоги-психологи Кабанского района
Длительность 1, 5 часа.
Техническое оснащение и материалы: колоды используемых МАК, листы бумаги, ручки, фломастеры, черно-белые разрезные рисунки из МАК «Роботы», памятки.
Ход семинара.
Еще раз добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара - «Использование Метафорических Ассоциативных карт в работе педагога-психолога».
Что же такое МАК и как они могут пригодиться нам в нашей работе в детском саду, школе?
Эти карты – особые, не игральные и не гадальные.
Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Практическое задание 1:
Перед вами одна из метафорических карт, расскажите какие ассоциации она у вас вызывает. Участники делают по одному-два высказывания.
Вы видите – у разных людей возникают различные ассоциации на одну картинку, каждый видит в ней что-то свое.
Для начал немного истории.
Создателем первой колоды О-карт был канадский художник Эли Раман.
В 1975 году он создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения.
Теперь любой желающий мог взять такие картины-карты себе в карман и наслаждаться живописью в удобное время.
Картины на картах Эли Рамана сделали их доступными всем желающим без посещения музеев и картинных галерей. Это была первая сторона волшебных карт.
А в рабочий инструмент колода «Oh» превратилась лишь в 1983 году, когда Эли познакомился с немецким издателем Моритцом Эгетмейером. Тот увидел в колоде «Oh» нечто большее, чем работы талантливого художника.
Моритц понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека. И что это станет волшебным ключиком, который откроет дверцу в душу человека. Так появилась первая колода «ОН» в 1985 году
Метафорические ассоциативные карты были переведены на 21 язык и стали популярны во всем мире.
Сейчас на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. Научно подтверждено, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.
Как и в любой работе психолога, конечно же, необходимо придерживаться некоторых правил по работе с метафорическими картами:
- Конфиденциальность. Как в личной сессии, так и в групповой работе необходимо бережно относиться к информации, которой делятся участники, все сказанное в процессе работы не разглашается.
- Уважение. В групповой работе следует обратить внимание на взаимоуважение между участниками и заботе об их комфорте и безопасности. Внимание к чувствам и словам других участников -условие, необходимое для эффективного взаимодействия.
- Свобода. При работе с МАК не существует правильных и неправильных ответов, чувств, образов. Не обязательно буквально воспринимать изображение, нужно дать волю фантазии.
- Спонтанность. Чем быстрее и свободнее реакция на карту, тем веселее и результативнее будет работа. Критическое мышление пока может отдохнуть.
- Безопасность. Участник может отказаться от карты, без объяснения причин, не показывая ее окружающим. Однако, при индивидуальной работе с профессиональным психологом, подобная ситуация может дать ценный материал для дальнейшего общения.
- Приоритеты. Хозяин карты – хозяин процесса. Он первым высказывает свое видение, может отказаться от обратной связи, его мнение не может быть неверным. Однако, если он просит поддержки от окружающих, можно поделиться своими соображениями.
- В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.
Метафорические карты не могут навредить
Они являются экологичным инструментом для работы – потому что они не могут навязать чего-то чуждого нам, ведь они только открывают и позволяют видеть то, что уже в нас есть. И по тем же причинам метафорические карты могут использовать как психологи, так и люди, не имеющие специальной подготовки, – просто для себя. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. Каждая из них значит только то, что мы сами видим в ней.
Не имеет большого значения, вслепую ли мы вытягиваем карту или в открытую, сами берем или кто-то другой вытягивает ее для нас. Потому что в этой карте мы всегда увидим что-то свое и это обязательно будет что-то актуальное и насущное для нас самих.
Итак, в чем же эффективность карт?
1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность. 2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожность. 3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку. 4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу. 5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях. 6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка. 7. МАК развивают творческую составляющую. 8. Сокращают время сессии.
• МАК легко и удобно использовать в индивидуальных консультациях и в групповой работе с педагогами, родителями (родительские собрания, круглые столы, мастер-классы), тем самым обеспечивая психолого-педагогическую поддержку педагогам и родителям (законных представителей).
- Как и любое другое проективное средство, оно обладает огромным потенциалом и может использоваться для работы с большим спектром проблем. В работе с детьми МАК эффективно использовать при знакомстве и изучении эмоций и настроений, для экспресс- диагностики эмоционального состояния ребенка и его коррекции, для создания контакта на начальном этапе, проведении беседы о хороших и плохих поступках, профилактике конфликтов, для раскрытия ранее неизвестного (неосознанного) потенциала.
А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы:
- Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях;
- Сможете понять сами и помочь родителям осознать причины неудач в воспитании детей;
- Сможете совместно найти выход из сложившейся неблагоприятной ситуации;
- Поможете родителям выработать дальнейшую стратегию поведения в воспитании ребенка;
Используя в работе МАК, необходимо помнить и соблюдать следующие принципы:
1. «Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются, не навязывают свою точку зрения.
2. «Истина в глазах смотрящего». Совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. Важно то, что в данный момент видит человек, держащий карту.
3. Карта – это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.
4. Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задавать в определенном порядке. В одной и той же карте разные люди могут увидеть совершенно разные образы и испытать при этом разные чувства. Наши ассоциации на одно изображение совершенно разные. Но даже у одного и того же человека в разные периоды жизни и в контексте разных тем толкование происходящего на картине будет отличаться.
Как выбрать для себя метафорические карты?
Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Нужно довериться своим чувствам, подержать в руках. Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.
Метафорические карты – виды
Сейчас создано огромное количество самых разнообразных карт, для различной аудитории. значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные.
- Универсальные
- Портреты, архетипы, субличности
- Женские, мужские
- Ресурсы
- Отношения, секс
- Дети, подростки, внутренний ребенок
- Деньги, бизнес, профессии
- Коучинговые
- Психосоматика, тема веса
- Чувства, абстрактные, мандалы
- Травмы, кризисы, страхи
- Род, предки, сценарии
- Сказочные
- Перинатальная тема
- Текстовые
- Природа, животные
- Моноколоды (Дороги, дома и др.)
- Другие
Самые популярные среди психологов МАК:
• «Персона / Persona» – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
• «Танду / Tandu» – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
• «Экко / Ecco» – раскрытие творческого потенциала;
• «Коуп / Cope» – работа с душевными травмами;
• «Сага / Saga» –развитие воображения и творческого потенциала;
• «Морена / Morena» помогает увидеть ресурс;
• «Она» – женская, очень ресурсная колода;
• «Окна и двери» – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
• «Из сундука прошлого» – проработка детских травм, неврозов, установок.
МАК, используемые в работе с детьми:
1.Сказочные МАК: Сага (за исключением некоторых карт, Мифы, Мастер сказок.
2.Портретные МАК: Персонита, Персона, Роботы, Аниби, Дитя и зверь, Дерево как образ человека, Семейка Гномс, Тотемные животные, Характер и Личность, Лица.
3.Сюжетные и специальные МАК: Соре, Из сундука прошлого, Кнуты и пряники, Тинейджеры, Ежкины сказки, Окна и двери, Пути-Дороги, Экко, Sens, Цвета и чувства, Диксит,
4.Ресурсные МАК: Источник, Я и все-все, Жизнь как чудо, Мой верный путь.
- В своей работе с детьми я использую МАК «Дружок», «Роботы». МАК включаю в работу с детьми старше 5 лет, у которых развит определенный уровень абстрактного мышления. Если использую карты с выбором, то дошкольникам предлагаю не больше 20 карт, для гиперактивных и тревожных детей 10 – 15. Образ робота – один из самых востребованных у современных детей и подростков. Преимуществом данных карточек является то, что на рисунках представлены различные возраст, пол, профессии. Также дополнительные возможности открывает то, что комплект включает в себя и цветной и черно- белый наборы. Черно-белый набор можно использовать как раскраску, опираясь на подходы арт-терапии. Колоду «Роботы» хорошо использовать при диагностике детско -родительских отношений. Работа строится по принципу «познакомь меня со своей семьей», когда ребенок создает портреты членов семьи. Эффективна данная колода также при работе по принятию новой роли. Обычно такая работа с детьми делится на следующие этапы: − каким я был; − какой я сейчас; − каким я хочу быть. На каждый вопрос ребенок может создавать разные образы, сравнивать их друг с другом, описывать свои чувства.
Так как я работаю в детском саду, то в основном применяю при:
- Коррекции тревожности, страхов, агрессии у детей;
- Терапии детско – родительских отношений;
- Коррекции межличностных отношений;
- Формировании адекватной самооценки;
- В период адаптации к ДОУ;
- Помощь в преодолении стрессов;
- Развитии творческого потенциала детей и взрослых.
Игры и упражнения:
МОЙ МИР, СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
Колоды: «Аниби» , «Из сундука прошлого»
Попросите ребенка рассмотреть карты и достать 7 -10 карт, которые рассказали бы об его мире. Помогите вопросами: - чем ты любишь заниматься? - кто твой настоящий друг? - что тебя огорчает? - что тебя радует? - о чем ты мечтаешь? - о чем не любишь вспоминать? - где на картах мама и папа? - как живет твоя семья? и тд.
Иногда вопросы и не нужны. Дети обладают прекрасной фантазией и расскажут вам по картам целую историю. Надо только внимательно слушать.
Для диагностики можно использовать простые упражнения. 1. Попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. 2. Найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. 3. Какая карта нравится, а какая не нравится. 4. Попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ
• Предложить ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт-портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (конкретно – гнев, злость, обида и т. п. )
• От имени выбранной карты предложить ему рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас.
• Для данной техники более эффективной будет групповая работа, т. к. в этом случае можно организовать обмен участников мнениями – как данному персонажу лучше справляться со своим состоянием – как освободиться от страхов, от плохих снов, победить злость и т. п.
• Предложить выбрать карту, на которой персонаж смог совершить желаемые изменения и переживает другие эмоции. Поработать над тем, что помогло ему изменить свое состояние.
РОБОТЫ
1. Представь, что ты создатель роботов. Создай робота, похожего на тебя. Как живется твоему роботу? (как вариант: А каким ты хочешь, чтобы он был? Сделай такого)
2. Создай друга своему роботу, - свое «роботовское» сообщество, - свою семью, - создай робота в прошлом, настоящем, будущем - создай роботов, похожих на окружающих тебя людей.
Техника «Мне помогает, мне мешает…»(с использованием колоды«Семейка Гномс»).
Ее цель: помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать.
. Возможно, в начале упражнения детям понадобится помощь.Для детей помладше советуют отобрать в колоду достаточно однозначные чувства: злость, радость, страх, обида
. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами (отчаяние, стыд, горе). Лучше, когда участников больше трех, однако вполне можно сыграть и вдвоем.
Инструкция:
Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает. Обсудите с участниками, какие чувства могут стать для них ресурсами в преодолении трудностей.
Вывод: Вот так ненавязчиво и мягко можно подводить ребенка к осознанию своих чувств, и пониманию, что, то или иное чувство может быть, как помощником, так и оказаться помехой. В этой игре также скрыт глубинный смысл. Видя образы, называя эмоцию, проговаривая чувства, человек, даже еще маленький, получает маленький опыт - «прививку» от неконтролируемых действий и поступков.
Практическая часть.
- Знакомство с помощью МАК «Персона». Выбрать карту и представиться – «Это я , …(немного о себе в связи с ассоциациями, которые возникают, глядя на карту).
- Работа с внутренним ребенком. Выбрать себя в детстве (МАК «Дружок»), рассказать об этом ребенке, какой он, о чем мечтает. Дать ему совет с высоты своих лет.
- Самопознание. Создать самого себя (с помощью МАК «Роботы»), наклеить, раскрасить, дать имя и рассказать о себе.
- Вокруг робота написать его мечты. Затем на стрелках от робота до мечты написать , как он может их достичь, что он может сделать для этого, какие конкретные действия.
- Поиск ресурсов. Вытянуть вслепую от 3-х до 5 карт в колоде МАК «Хабитат», и назвать свои ресурсы, источник сил и энергии, который поможет вам в осуществлении этой мечты (или нескольких).
- Техника «Проблема-решение». Все берут от 3-х до 5 карт. Первый выбирает карту и называет свою проблему. Любой из присутствующих может положить рядом свою карту и предложить выход из этой проблемы. Затем следующий называет проблему и т.о. все участники должны поучаствовать - назвать свою проблему и дать решение чьей-либо проблемы.
- Техника «Самоанализ».
- Чего я хочу до конца этого года для себя (промежуток времени определяете сами, допустим, через 3 месяца, через полгода и так далее).
- Как мне это получить в запланированный срок?
- Что мне может помочь достигнуть желаемого?
- Что мне может помешать? Как я сама себе могу помешать?
Обратная связь.
Подвести итог нашей встречи я также хочу при помощи МАК:
Перед вами табличка с вопросами. Я предлагаю вам ответить на них используя те карточки, которые вы можете выбрать наугад или в открытую.
Шаг 1 читаете вопрос.
Шаг 2 берете карту.
Шаг 3 отвечаете на вопрос.
Вопросы для обратной связи.
1. Ваши впечатления от семинара
2. Содержание семинара в целом для вас было….
3. Работа ведущего семинара …
4. Ваше личное участие в семинаре…
5. Возможность применения на практике техники МАК…
Большое всем спасибо за участие в нашем семинаре! Надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас МАК и познакомить с некоторыми ее техниками.
До свидания. До новых встреч.
Приложение 1
Памятка
Ссылки где можно купить МАК.
http://makomania.ru/ онлайн магазин, где можно познакомится с МАК и купить, обучающая литература и тренинги
http://mak.arcanes.ru/online-rasklad онлайн магазин, где можно познакомится с МАК и купить, обучающая литература и тренинги, включая расклады МАК онлайн.\
https://metaforicheskie-karti.ru/page/Metaforicheskie-karty-Urok-1 онлайн магазин, где можно познакомится с МАК и купить, обучающая литература и тренинги
В социальных сетях:
https://ok.ru/group/54652523511823
https://www.facebook.com/metakarty/
Онлайн-тренинги
https://ultrasoul.ru/pksstartdengi/new?gcao=3998&gcpc=8e618&yclid=7150234252897966561
https://www.astrocentr.ru/index.php?przd=karty_as
http://talkbrook.com/index.php/karty-onlajn
http://www.b17.ru/article/15482/ - специализированный сайт для психологов, где можно познакомится с техниками МАК
Видео с мастер-классами.
https://www.youtube.com/watch?v=L_9pJlC4oiM
https://www.youtube.com/watch?v=YAwsi9DCoZw
https://www.youtube.com/watch?v=u8pIX-0VeGk
МАК в работе с детьми
http://present5.com/metaforicheskie-associativnye-karty-v-rabote-s-detmi-i/
Игры и упражнения:
МОЙ МИР, СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
Колоды: «Аниби» , «Из сундука прошлого»
Попросите ребенка рассмотреть карты и достать 7 -10 карт, которые рассказали бы об его мире. Помогите вопросами: - чем ты любишь заниматься? - кто твой настоящий друг? - что тебя огорчает? - что тебя радует? - о чем ты мечтаешь? - о чем не любишь вспоминать? - где на картах мама и папа? - как живет твоя семья? и тд.
Иногда вопросы и не нужны. Дети обладают прекрасной фантазией и расскажут вам по картам целую историю. Надо только внимательно слушать.
Для диагностики можно использовать простые упражнения. 1. Попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. 2. Найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. 3. Какая карта нравится, а какая не нравится. 4. Попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ
• Предложить ребенку выбрать себе героя (переживающего актуальные эмоции) из карт-портретов и сочинить сказку о том, как герой научился справляться со своими эмоциями (конкретно – гнев, злость, обида и т. п. )
• От имени выбранной карты предложить ему рассказать о том, что пережил данный персонаж, как он себя чувствовал в тот момент и что чувствует сейчас.
• Для данной техники более эффективной будет групповая работа, т. к. в этом случае можно организовать обмен участников мнениями – как данному персонажу лучше справляться со своим состоянием – как освободиться от страхов, от плохих снов, победить злость и т. п.
• Предложить выбрать карту, на которой персонаж смог совершить желаемые изменения и переживает другие эмоции. Поработать над тем, что помогло ему изменить свое состояние.
РОБОТЫ
1. Представь, что ты создатель роботов. Создай робота, похожего на тебя. Как живется твоему роботу? (как вариант: А каким ты хочешь, чтобы он был? Сделай такого)
2. Создай друга своему роботу, - свое «роботовское» сообщество, - свою семью, - создай робота в прошлом, настоящем, будущем - создай роботов, похожих на окружающих тебя людей.
Техника «Самоанализ» на примере МАК «Эмоции Судьбы».
И так, вы задаёте себе следующие вопросы | Ваш ответ | |
1 | Насколько я счастлива сейчас? | |
2 | Чего я хочу до конца этого года для себя (промежуток времени определяете сами, допустим, через 3 месяца, через полгода и так далее). | |
3 | Как мне это получить в запланированный срок? | |
4 | Что мне может помочь достигнуть желаемого? | |
5 | Что мне может помешать? Как я сама себе могу помешать? |
Эти вопросы помогут вам расставить приоритеты и выбраться из состояния «белка в колесе».
Приложение 2
Родительское собрание на тему «Знаете ли Вы своего ребенка?»
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми; повышать уровень педагогической культуры родителей.
Оборудование: карточки с названиями; метафорические карты «Роботы»; метафорические карты «Пути-дороги»; на листе бумаги цветок ромашки с лепестками, на которых написаны основные правила.
Раздаточный материал: ½ листа бумаги по количеству родителей; работы детей с рассказами; фломастеры; восковые мелки; ручки; клей-карандаш.
Предварительная работа: работа с метафорическими картами «Роботы» и составление рассказа о себе детьми.
Ход мероприятия:
Рассадить родителей за столы перед доской.
1. Вступительное слово ведущего: Добрый вечер уважаемые родители! Вечер действительно добрый, потому что сегодня мы будем говорить о самом главном, о Ваших детях. Наше занятие будет необычным, вы будете рисовать, клеить и фантазировать и ответите для себя на главный вопрос нашей встречи: насколько хорошо каждый из Вас знаете своего ребенка.
Энергизатор. Каждому родителю предлагается представиться следующим образом:
Меня зовут … Я мама/папа (Иванова Кости). Я знаю своего ребенка, потому что…
Слова ведущего: Большинство родителей с уверенностью утверждают, что знают своих детей, так как именно они с самого рождения постоянно находятся рядом со своим ребенком, заботясь о нем, именно они слышат первые слова и наблюдают проявление характера.
По мнению психологов, родители могут утверждать, что они достаточно хорошо знают своего ребенка, если они знают (вывешиваются на доску карточки):
- особенности физического развития и состояние здоровья ребенка;
- особенности поведения, привычки, вкусовые предпочтения;
- круг общения (с кем дружит в группе);
- особенности темперамента (характер);
- что радует ребенка, а что портит ему настроение;
- его способности;
- мечты, желания.
2. Практическая часть.
Задание №1. Работа с метафорическими картами «Роботы».
Сейчас мы будем создавать портрет своего ребёнка из уже готовых частей (голова, туловище, ноги). Каждый из вас выбирает эти части, приклеивает их на лист бумаги и раскрашивает фломастерами или карандашами. Далее каждый взрослый рассказывает о своем ребёнке, какой он, что он любит, его мечты, желания и т.д. Ведущий раздает работы детей с рассказами, сравнивают работы и делают выводы.
Задание № 2«Ромашка»
Родителям предлагается ответить на вопрос ведущего: что нужно делать, чтобы хорошо знать своих детей? Нужно, прежде всего, быть к ним ближе!
(Родители по одному зачитывают фразы на лепестках ромашки и приклеивают их на лист, создавая тем самым цветок).
1. Любите и воспринимайте своего ребенка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками.
2. Умейте слышать и слушать.
3. Будьте терпеливы.
4. Давайте ребенку возможность высказаться, не перебивайте его.
5. Больше времени уделяйте совместной деятельности.
6. Наблюдайте за своим ребенком со стороны.
7. Принимайте активное участие в жизни ребенка, проявляя интерес к его занятиям, увлечениям.
8. Обращайте внимание на то, что радует ребенка, и что его расстраивает.
9. Обсуждайте прочитанную сказку, просмотренный мультик, увиденную ситуацию.
10. Не «давите» на ребенка, если он не готов что-либо Вам рассказать.
11. Изучите возрастные особенности Вашего ребенка.
12. Поощряйте любопытство, не скупитесь на похвалу, не делайте за ребенка то, с чем он сам в состоянии справиться.
13. Забирая ребенка из детского сада, не спрашивайте его, как он себя вел, что и сколько он съел, а поинтересуйтесь, что нового он сегодня узнал и чем занимался, какое у него настроение.
Заключительный энергизатор. Работа с метафорическими картами «Пути-дороги».
Слово ведущего: для каждого из нас воспитание ребенка – это как дорога, порой нелегкая с крутыми поворотами или неожиданными встречами. Какая дорога вас ждет или уже наступила? Предлагаю выбрать наугад любую карточку и рассказать, соответствует ли она вашим ожиданиям. (Родители вслепую выбираю метафорическую карту с изображением дороги, рассказывают о ней)
Приложение 3
Как я могу помочь своему ребенку подготовиться к школе
Все меньше времени остается до того момента, когда ваши дошколята станут первоклассниками. Но вопросов и тревог меньше не становится. Сегодня я предлагаю вам найти ответы на тревожные вопросы самостоятельно. А сделаем это мы с вами при помощи МАК.
Вопросы:
1. Для начала я предлагаю вам взять по 1 карточке из колоды «Эмоции судьбы» с вопросом «Мои тревоги и страхи перед поступлением моего ребенка в школу».
2. Опишите ваши эмоции, ассоциации, которые вызывают изображения.
Расскажите соответствуют ли эти ассоциации действительным тревогам и страхам, есть ли негативные переживания? Можете их записать.
3. Возьмите другую карту, посмотрите есть ли на ней что-то, что поможет вам справится с негативными переживаниями? В чем состоит ваш личный ресурс, о котором вы не всегда задумывались, но который поможет вам справиться с тревогами и страхами. Назовите и запишите их.
4. Как вы могли уже понять проблемы всех родителей в чем-то схожи, и называемые вами положительные ресурсы и способности есть у каждого. В этом и состоит залог вашего успеха и успешной адаптации в школе вашего ребенка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задайте мысленный проблематичный вопрос | Возьмите карту | Опишите ваши эмоции, ощущения, связанные с проблемой (можете записать) | Возьмите карту с запросом о решении проблемы | Опишите, о каком вашем внутреннем ресурсе «говорит» карта |
Приложение 4
Развивающий тренинг для педагогов с использованием
метафорических карт «Я – хороший педагог!».
Цель: установка и поддержание оптимальной самооценки и личностного роста педагога.
Задачи:
- способствовать осознанию уникальности каждого педагога;
- развивать рефлексивные навыки;
- создать хороший настрой на работу;
- повысить уровень жизненного оптимизма.
-Оборудование:
метафорические карты «Роботы» и «Пути-дороги», клей, фломастеры, восковые мелки, ножницы, лист бумаги, лист ватмана, иглболы (массажный мячик), игрушка колобка.
Ход мероприятия.
Вступительное слово ведущего (педагоги стоят в кругу).
Уверена, что каждый из нас это замечательный педагог. И всем хочется услышать о себе что-нибудь хорошее. С помощью сказочного героя Колобка, который покатится по кругу, мы друг другу скажем приятные слова, комплименты.
Энергизатор «Комплименты»
Цель: настроить на свободную атмосферу в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу.
Ведущий: По кругу будем передавать игрушку, и говорить друг другу комплименты.
Слово ведущего.
Мы живём в XXI веке, время высоких технологий, гаджетов, планшетов, роботов. Сегодня я предлагаю вам пофантазировать. Представьте себе, что вас превратили в роботов, как будет выглядеть ваш робот, что он будет делать, какие у него будут функции. Мы сейчас попробуем создать роботов-педагогов будущего. Для этого вам необходимо выбрать 3 части робота: голова, туловище и ноги из предложенных. Эти части робота вы приклеиваете на отдельный лист и раскрашиваете. Если чего-то будет не хватать у вашего робота, можно дорисовать, дополнить.
Творческая работа педагогов (работа с метафорическими картами «Роботы»)
Педагоги выбирают черно-белые части робота (голова, туловище, ноги), приклеивают на лист бумаги, раскрашивают и вырезают по контуру.
Далее педагоги (по желанию) рассказывают о своём роботе, отвечая на следующие вопросы:
- Какой он твой робот - педагог будущего?
- Что он умеет делать?
- Есть ли у него друзья, семья?
- Чему надо научиться?
После рассказов педагогов они приклеивают своих роботов на лист ватмана, создают «Планету роботов – педагогов будущего».
Игра с иглболами.
Цель: снятие мышечного напряжения педагогов.
Ведущий: мы не роботы, а обычные люди со своим настроением и эмоциями, поэтому предлагаю немного отдохнуть и расслабиться. Возьмите по одному мячику-иглболу и встаньте в круг. (Педагоги берут иглболы, ведущий показывает движения с мячом, остальные повторят за ним)
Слушая инструкции ведущего, педагоги выполняю следующие действия:
- катают мяч между ладонями
- по тыльной стороне руки
- по всей руке
- повернувшись друг за другом, катают мяч по спине соседа
- выполняют точечные движения по спине соседа, изображая сначала небольшой дождь, потом дождь с усилением, сильный дождь и опять небольшой.
- катают мяч по спине соседа.
Далее педагоги убираю мячи.
Работа с метафорическими картами «Пути-дороги»
Ведущий: Наш жизненный путь, профессиональный путь – это дорога, которая может быть прямой как скоростная трасса или извилистой, как горная тропинка. На ней были или могут быть и опасные участки. Сейчас мы выберем каждый свою дорогу (педагоги «вслепую» берут карты, которые разложены на столе рисунком вниз).
Далее педагоги рассказывают, подходит ли им эта дорога, был ли на их профессиональном пути участок, подобный изображенному на карте, хотелось ли ее поменять или оставить как есть.
Рефлексия.
Ответы педагогов на вопросы ведущего:
- Что понравилось (не понравилось)?
- Как повлияло на вас данное занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...

Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"
В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ»....

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....

Эффективность использования метафорически-ассоциативных карт в работе педагога-психолога.
Что такое метафорически-ассоциативные карты?Преимущества использования карт в работе педагога-психолога.Этапы работы с метафорически-ассоциативными картами.Результаты применения метода....
Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с педагогами
Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с педагогамиВ последние годы в практике работы педагогов-психологов все активнее используются метафорические ассоциативные к...

Консультация для педагогов-психологов ДОУ: «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»
Мы познакомимся с одним из направлений арт-терапии- метафорическими ассоциативными картами, правилами работы с ними, рассмотрим обзор существующих колод МАК, которые можно использовать в работе с деть...

Выступление на педчасе в МАДОУ №51 Тема: «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
Тема «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»....