Как помочь агрессивному ребёнку
статья по психологии

Козлова Елена Степановна

Статья: "Как помочь агрессивному ребёнку?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_agressivnomu_rebenku.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь агрессивному ребенку?

 Аннотация

 В статье представлен материал об агрессивном поведении детей, раскрыты критерии агрессивности, формы агрессивного поведения, психологическая помощь агрессивным детям. Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, критерии агрессивности, формы агрессивного поведения, гипоопека, гиперопека. Агрессия — (от лат. - нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.). Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Почему же дети агрессивны? Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

 Во-первых, — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

 Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный и мне все можно») во время игр.

В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

 Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста:

 1. Часто теряют контроль над собой.

 2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.

 3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

 4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

 5. Завистливы и мнительны.

 6. Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

7. Не умеют брать ответственность за свои поступки.

 8. В отношениях проявляют низкий уровень сочувствия.

 9. Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

 10. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

 На агрессивное поведение ребенка влияют различные семейные факторы: - низкая степень сплоченности семьи; - конфликтность; - недостаточная близость между родителями и ребенком; - неблагоприятные взаимоотношения между детьми;

 неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);

- агрессия отца по отношению к матери

. Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Особенности семей агрессивных детей

 1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители не разделяют ценности и интересы друг друга, испытывают негативные чувства по отношению друг к другу.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

 4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. В результате у ребенка вырабатывается модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Формы агрессивного поведения: Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях.

 Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими.

Патологическая агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности. Признаки патологической изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить ее очень сложно. Снижение ее проявлений возможно через создание системы эффективного контроля на нескольких уровнях – общества, семьи, школы.

Психологическая помощь агрессивным детям

 Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это важно потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах и тем самым разрушается их внутренне «Я», нанося вред личности. Принятое вами правильное отношение к своему ребенку влияет на его адекватное самовосприятие и поступки.

Помните, что лишь сохраняя положительный настрой в отношении вашего ребенка, вы окажите позитивное влияние на проблему

 Советы родителям

 1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением.

 2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. 9 Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку действуют довольно эффективно.

 3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них общительности, сочувствия, дружелюбия.

 5. Обучать конструктивным способам управления гневом (через активную деятельность, сознательное признание своей обиды и озвучивание своих эмоций партнеру, воздержание от агрессивных высказываний и поступков, прощение, определение причин гнева и работу с ними, поиск компромиссов, дипломатичный диалог с обидчиком и т.д.) и его принятия как естественной, присущей любому человеку эмоции. если она уже существует.

 Цель: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Ведь ни для кого не секрет, что именно у этой категории детей имеются сложности в проявлении эмоций, часто присутствует негативизм в поведении. Свою работу мы начали с создания в группе «Уголка психологической разгрузки». Создание, которого, проходило в тесном сотрудничестве с родителями, состоит он из мягких модулей, наполнен различными дидактическими играми, бизибордами, помогающими снять мышечное напряжение, через тактильные ощущения. А так же оформлены картотеки «Мирилок», игр с агрессивными детьми, «Книга добра», «Игры – релаксации».

 Здесь ребенок может познакомиться с эмоциями в игре «Моё настроение», выплеснуть свой гнев, вытирая ноги о «Коврик злости», покричать в «Стаканчик гнева». Отлично помогают успокоиться игры – моталки, упражнения с Су – Джок, изображение эмоций страха, гнева на листе бумаги. Проигрывание этюдов «Добрая – злая кошка», помогает ощутить всем телом смену напряжения расслаблением и почувствовать удовлетворение и спокойствие.

 В индивидуальной работе используем игры с водой, элементы пальчиковой аквагимнастики, сухой бассейн из фасоли. Различные формы предупреждения негативных проявлений были представлены в ходе интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Освободим волшебный лес от зла». Ребята помогли Бабе Яге стать доброй, научили её расслабляющему массажу, умению «держать себя в руках». Поведали лесным обитателям о правилах дружелюбного поведения, превратили тёмные, грустные картинки в яркие и радостные, вернули лепестки «Цветку добра». Опытом своей работы делились с коллегами на методических объединениях и семинарах – практикумах. Были представлены такие приёмы, как «Граттаж» и «Световое полотно». Большая работа проводилась и с родителями воспитанников. В рамках мастер – класса «Нетрадиционные формы рисования водой», родители узнали, что можно создавать изображения при помощи воды, находящейся в разных агрегатных состояниях, например льдом. А также раздувая каплю воды, одновременно выполняя дыхательные упражнения. Предложены различные игры с водой «Отожми губку», «Перелевай – ка», «Вылови крышечки», ведь известно волшебное расслабляющее воздействие воды на организм человека и ребенок, взаимодействуя с водой - успокаивается, освобождается от излишнего напряжения.

 Через действия руками выплеснуть агрессию.

 Таким образом, проведённая большая работа помогла нам достигнуть желаемых результатов: ¬ снизился уровень тревожности и агрессивности; ¬ формируется адекватность самооценки; ¬ дети научились анализировать и контролировать поведение; ¬ повысилась мотивация к достижению цели; ¬ раскрылся творческий потенциал; ¬ отмечается снижение повторных проявлений агрессии.

 Список литературы

  1. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет/ Н.Л. Кряжева – Текст: непосредственный/ Ярославль: Академия развития - 2000. – 160с. 2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению/ Н.В. Клюева. Ю.В. Касаткина - Текст: непосредственный/Ярославль: Акад. Развития. - 2006. – 237с. 3. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л.. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко - Текст: непосредственный/Волгоград: Учитель. - 2008. – 164с. 4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - Текст: непосредственный/ СПб: Издательство «Речь». - 2000. – 304 с. 5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - Текст: непосредственный/ СПб: Издательство «Речь». - 2006. – 217с. 6. Пашкевич Т.Д. Ребята давайте жить дружно. Методическое пособие/ Т.Д. Пашкевич - Текст: непосредственный/ Барнаул: АКИПКРО, 2007

Сказка тренинг, как средство профилактики агрессивного поведения у детей с ОВЗ Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения дошкольников с ОВЗ средствами сказки тренинга. Установлено, что реализация разработанных мероприятий позволяет снизить проявления агрессивного поведения у детей с ОВЗ. Данная проблема может быть реализована в практике коррекционно-развивающей работе воспитателей и других специалистов. Ключевые слова: сказка - тренинг, профилактика агрессивного поведения, дети с ограниченными возможностями здоровья. Термин сказка - тренинг означает «развитие» сказкой. Сказка-тренинг как средство психологической коррекции - одно из новшеств современной психологии и педагогики. Сказка-тренинг актуальная на сегодняшний день инновационная технология. Активно используется в профилактике агрессии. Сказка служит методом диагностики, коррекции и методом профилактики. Но мы остановимся на таком свойстве, как профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Основная цель, которую ставили перед собой - обобщение опыта использования сказки-тренинга в воспитательно-образовательной работе с детьми ОВЗ, для профилактики агрессивного поведения.

Задачи:

1.Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и развития детей;

 2.Разработка рекомендаций по использованию методов и приемов, для снятия эмоционального напряжения у детей с ОВЗ при работе со сказкой;

  1.  Вовлечение родителей в совместные мероприятия по профилактике агрессивного поведения у детей применяя инновационную технологию, сказка-тренинг.
  2.  Апробирование методов и приемов, а так- же формы организации, использованные в целях снятия агрессивного поведения у детей с ОВЗ.
  3.  Подтверждение эффективности предлагаемой разработки (совместные рисунки, поделки и другой "продуктивный" материал). Работа в нашей группе ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности. Самая главная особенность организации работы – это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку и профилактика проявления враждебного поведения.
  4.  В этом направлении нам помогает сказка-тренинг, один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, которые имеют поведенческие нарушения, агрессивные проявления, нарушение коммуникативных навыков, затруднения в физической, интеллектуальной сфере. Работу по данной теме мы начали с создания развивающей среды в группе, организации уголка психологической разгрузки. Подбор дидактических пособий, картотеки по сказкам, атрибуты по театрализованной деятельности, подбор сказок в книжном уголке соответственно возрасту. 13 Во время индивидуальных занятий с дефектологом проводятся игры и упражнения по профилактике агрессивного поведения. Так же мы включаем игры с водой и песком, которые стимулируют речевую и психическую активность дошкольников с ОВЗ. Следующими приемами снятия агрессивности у детей через сказку являются: Чтение сказки или художественного произведения, беседа по содержанию. Просмотр видео сказок, слушание аудио сказок (обсуждение поступков героев) Знакомство с героями сказок через персонажей настольного театра, пальчикового театра, театра на магнитной доске, персонажей из фетра, кукольного театра. Прорисовывание и конструирование сказки, дают возможность выразить свои чувства с помощью образов, т.е. освободиться от гнетущих эмоций. Драматизация знакомой сказки, помогает корректировать проявление негативных поведенческих реакций, дети учатся вставать на позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения, помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника. Как итоговое мероприятие, нами была проведена сказка - шумелка «Весенние приключения зверят», в которой дети реализовали свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении. Для организации и проведения эффективной работы с родителями и детьми в условиях группы нами подобран материал, построенный на основе содержания современной литературы, программ и технологий по сказкам - тренингам, игротерапии. Работа включает в себя: - Вечера дружной семьи, семейные клубы на темы: «Сказка - тренинг или сказочное лечение души»; «Домашний театр»; «Снятие эмоционального напряжения у ребенка, при помощи сказкотерапии». - Квиз «Сказка глазами детей и родителей» - Work shop (воркшоп) «Создаем сказку вместе с детьми» В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников и партнеров, потому что играющий с ним родитель старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение усиливает веру в установившиеся отношения, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Сказка-тренинг является эффективным средством воспитания и позволяет решать ряд проблем и трудностей, которые возникают у детей. В сказке через восприятие сказочного мира создаются все необходимые условия не только для решения конкретных педагогических задач, но и для эмоционального и личностного развития ребенка. Таким образом, при помощи сказки-тренинга мы можем максимально корректно и деликатно оказывать детям долгосрочную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.
  5. Литература: 1. Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Д Кейпл– СПб.: Питер, 2002. – 352 с. 2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] – М.: Просвещение, 1968. – 400 с. 3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы [Текст] – СПб: Питер, 2009. – 240 с. 4. Калинина Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника занятия. Игры, упражнения [Текст]: 2-е изд., доп. и перераб. СПБ., изд. «Речь», 2005. – 160 с. 5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей дет.сада[Текст]
  6.  Сказка- шумелка «Непослушный медвежонок» Жил-был в лесу маленький медвежонок. Пошёл он однажды гулять (барабан). Захотелось ему мёду поесть. Вдруг видит он – пчелиный домик., а пчёлы в нём так и жжужат (расчёска). Берегут свой мёд. Засунул медвежонок лапу в домик. Пчёлы накинулись на него и стали больно жалить (расчёска). Застонал медведь (подражаем голосом) и бросился бежать изо всех сил. Бежит по лесу (барабан), а сам пчёлам грозит: - Спилю большой сук и всех вас разгоню! Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук (барабан) и начал его пилить (трещотка) . Летит мимо птичка (дудочка) : - Не пили, медведь, ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь! А медвежонок не слышит и дальше пилит (трещотка) . Скакала по веткам белочка (колокольчик) . - Перестань медвежонок пилить, всех бельчат разбудишь и сам упадёшь! Не слушает медвежонок никого, знай себе пилит (трещотка). Выбрались из нор своих маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты, оленята. Тут мимо ворона летела, как каркнула! Медвежонок от страха сук обломил (сжатый стаканчик) и рухнул (барабан) на землю. Заплакал, застонал (подражаем голосом) : - Простите, меня друзья! Я вас не слушал, поэтому упал! Пожалели звери медвежонка и наказали: - Не когда не пили сук, на котором сидишь.
  7.  «Мышка, мышка, как живёшь?»
  8.  Мишка: Мышка, Мышка, как живёшь? (барабан) Мышка, Мышка, что грызёшь?
  9.  БАРАБАН Мышка: Я живу прекрасно, (колокольчик) КОЛОКОЛЬЧИ К У меня с собою книжка, (шуршалочка) ШУРШАЛОЧК А Зубки чешутся с утра, (расческой по ьумаге)
  10. Книжку мне погрызть пора
  11. . РАСЧЕСКОЙ ПО БУМАГЕ Мишка: Ну, какая ты глупышка! (шуршалочка) Не для этого нам книжка
  12. ШУРШАЛОЧК А Книжки надо ведь читать, ( шелест бумаги
  13. ) Их нельзя ни грызть, ни рвать. ШЕЛЕСТ БУМАГОЙ
  14.  Мишка: Я могу тебе помочь: ( расческой по деревянному брусочку)
  15.  Погрызи сухарик, Мышка, Будет целой твоя книжка
  16.  РАСЧЁСКОЙ ПО ДЕРЕВЯННОМУ БРУСОЧКУ

Сенсорный чулок .

 Аннотация.

 В статье предложен способ включения сенсорной интеграции, помогающий активизировать речевые и познавательные процессы, а также коррекцию поведения через приемы, воздействующие на органы чувств. Ключевые слова: сенсорная интеграция, органы чувств, вестибулярная дисфункция, сенсорный чулок, тактильное восприятие. Автором сенсорного чулка (еще его называют сенсорный чулок Кислинг) – Улла Кислинг - известный немецкий эрготерапевт, которая работает с детьми с проблемами в развитии, начиная с младенцев в возрасте 6 недель, и заканчивая взрослыми. Проводит курсы повышения квалификации для терапевтов, педагогов и педиатров. Читает лекции и доклады в университетах: Гамбург, Стокгольм, Тель-Авив. Её книга «Сенсорная интеграция в диалоге» является популярной во многих странах в том числе в России. В книге представлен огромный опыт практической работы с особыми детьми. Скачать книгу можно бесплатно на просторах интернета. Основное предназначение «Чулка Совы» - это развитие сенсорной интеграции. Определение сенсорной интеграции вы видите на слайде. Если сказать своими словами сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. В случае нарушения обработки сенсорных сигналов будут появляться нарушения в моторном, познавательном развитии, а также в поведении ребенка. У детей вследствие ряда причин могут быть различные нарушения обработки информации. Например, они слишком остро воспринимают определенные явления, звуки, сигналы, боятся музыкальных игрушек, не чувствуют боли, боятся переворотов, закрывают уши, избегают любых физических нагрузок, испытывают трудности с координацией. Сенсорный Чулок Совы – универсальное развивающее приспособление. Чулок сшит из качественной эластичной лайкры. Посередине, или сбоку – удобный разрез-вход, через который ребенок попадает внутрь. Эластичные стенки Чулка создают давление - дополнительное воздействие на вестибулярную и тактильную системы. В связи с особенностями и целями использования, рекомендуется использовать Чулок, длина которого меньше вашего роста на 5 см либо больше на 10 см. Предназначен Чулок Совы для усиления тактильной чувствительности, тренировки преодоления препятствий, улучшения пространственного ориентирования, ускорения формирования схемы тела, уменьшения тактильной гиперчувствительности, вовлечения ребенка в игровую деятельность, формирования навыков социального взаимодействия. Применяется на индивидуальных и групповых занятиях при гиперактивности, гипер- и гипотонусе, дефиците внимания, ДЦП, расстройствах аутистического спектра, а так же для профилактики агрессивного поведения

. Чулок Совы также может быть использован как спортивный снаряд для развивающих и спортивных игр для детей без проблем в развитии.

 Чулок Совы - базовый инструмент сенсорной интеграции, помогает осознать целостность своего тела, ощутить его границы, а движение в чулке требует гораздо больше усилий, преодолевая сопротивление эластичной ткани. В чулке можно кувыркаться, кататься, играть и изображать любых животных. Хорошее настроение детям гарантировано, а развивающий эффект не заставит себя долго ждать.

Представляем вашему вниманию развивающие игры и упражнения с Чулком Совы. Большинство игр вам хорошо знакомы, добавление Чулка Совы увеличивает интерес, вызывает невероятные эмоции, разжигает воображение и креативность, дарит веселье, огромную радость детям

. 1. «Угадай, кто я?» играем с группой детей. Ребенок в Чулке Совы изображает животное, остальные дети угадывают – кто это.

 2. «Полоса препятствий» (мягкие модули) играем с группой детей – спортивные игры.

 3. «Угадай предмет на ощупь» (в чулке) группой и индивидуально.

4. «Ночные тени» ( с фонариком) группа детей.

 5. «Море волнуется, раз!» группа детей

 6. Выполнение упражнений на закрепление понятий «право –лево» так же группой и индивидуально. • Постой на правой ноге. • Подними левую руку

. Литература: 1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г. 2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г. 3. Вачков И.В. «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом»…- 2изд.-М.: Генезис, 2015г. 4. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтессори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г. 5. «Ихсанова С.В. Система диагностико- коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс»,2017.-208с. 6. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 7. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г. 8. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013 9. Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 10.Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Педагогика, которая лечит» Изд. «Теревинф», Москва 2013г. 11.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В.Чернецкая.-Ростов н /Д.:Феникс, 2005.-256с.

Акватерапию применяют в коррекционной и профилактической работе как с нормотипичными детьми, так и с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об этом известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий. Игры в воде и с водой - самые любимые детьми. Мы хотели бы вам представить, один из методов коррекции агрессивного поведения дошкольников, представляем Акватерапию, как метод коррекции и профилактики агрессивного поведения, который займет достойное место в вашей копилке, наряду с песочной терапией, сказкотерапией, игровой и арттерапией и т.д. Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие задачи: 1. Стабилизация эмоционального фона. 2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения. 3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации. 4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря. 5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы. Акватерапию применяют в коррекционной и профилактической работе как с нормотипичными детьми, так и с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Хорошо знакомы с акватерапией специальные педагоги, логопеды и дефектологи. Практическая ценность данного метода состоит в том, что акватерапию можно применять на индивидуальных занятиях, так и в случаях экстренной помощи после внезапных эмоциональных вспышек - драк, истерик и т.п. Воздействие воды деликатное и мягкое, ее свойства - тягучесть и бесформенность - дают возможность широкого проявления личности. Не требуется особого оборудования, можно обойтись подручными средствами. Правила игр с водой: Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой: -нельзя намеренно выливать воду на пол; - нельзя брызгаться водой; - после игры вытереть руки насухо. Классификация игр с водой: - Игры – драматизации: 18 импровизация; инсценировка произведений; сюжетно-ролевые игры. - Телесно – ориентированные игры: дыхание; отжим, брызги; теплая – холодная вода. - Экспериментирование: наливаем/выливаем; бросаем в воду; подкрашенная вода; наблюдаем- сравниваем. Акватерапия дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с водой насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Играя с водой, ребенок бессознательно рассказывает о себе, о своих впечатлениях и надеждах... Вода является природными и экологическими чистыми материалом, манипулирование с которой не требует больших затрат, это просто и понятно для любого ребенка. Использование приёмов акватерапии является быстродействующим, успокаивающим стабилизации эмоционального состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также эффективна в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 Список литературы: 1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005. 2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1. 3. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.

Уголок уединения, как средство профилактики агрессивного поведения у детей с ОВЗ        Аннотация.

 В данной статье рассказывается о варианте создания уголка психологической разгрузки, а так же представлены игры и пособия по профилактики агрессивного поведения для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов. Ключевые слова: уголок уединения, профилактика агрессивного поведения дети с ограниченными возможностями здоровья. С раннего возраста ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений, испытывая различные чувства. Эти чувства часто противоречивы и запутаны. Многие дети могут бороться с отрицательными чувствами. Они отвлекают себя, избегают конфликты. Но в основном, малыши очень часто нуждаются в помощи взрослого в виде утешения и конструктивных предложений по урегулированию конфликтов, особенно, когда они получают отрицательные эмоции. Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания. Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей). Какими бывают эмоции? (ответы педагогов) . Обобщим: 1.Положительные эмоции: радость, любовь, уважение, удовольствие; 2. Нейтральные эмоции: удивление, любопытство, безразличие; 3. Отрицательные эмоции: страх, испуг, обида отчаяние, ненависть, злоба, зависть. В нашей работе нам необходимо научить детей не только показывать свои эмоции, и негативные в том числе, но «выплескивать» их без вреда для окружающих. Для этого мы организовываем в группе «Уголок психологической разгрузки». Цель: преодоление эмоционального дискомфорта детей с ОВЗ, детей инвалидов посредством создания в группе "уголка психологической разгрузки". Задачи: - создать положительный эмоциональный климат в группе и обеспечить позитивное отношение ребенка к взрослым и сверстникам; - организовать систематическую работу по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ; - формировать дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению детского коллектива. Основные принципы организации уголка психологической разгрузки: - разнообразие материалов; - доступность; 27 - безопасность; - актуальность; - креативность. В уголке подразумевается зонирование по трем направлениям: Зона психологического уединения Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, мы организовали при входе в группу «Уголок настроения», который помогает понять, с каким настроением ребенок пришел в детский сад. ( ребенок берет свою картинку и вешает на крючочек со смайлом, соответствующий его настроению)

      Также в группе создан уголок уединения, в котором ребенок может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, взять телефон, поговорить с мамой, поделиться своими переживаниями, перевоплотиться в сказочного персонажа или добрую фею. Взять волшебную палочку и загадать желание. Если ребенку совсем грустно или в нем затаилась скрытая агрессия, которую он стесняется выплеснуть на окружающих, ребенок может взять подушку- плакушку, рассказать ей о своих переживаниях и даже поплакать

Подушки – подружки и подушки - обнимашки, помогут ребенку почувствовать уют и тепло. Надев волшебные очки, ребенок может помечтать, а посмотрев на себя в волшебное зеркало, даже посмеяться. Таким образом, ребенок отвлекается, переключает свое внимание на положительные моменты. Зона саморегуляции и релаксации. В данную зону входят: Коврик «злости» Он помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Мы учим детей, что если у них плохое настроение – нужно потереть свои стопы об поверхность волшебного коврика и злость пройдет. «Стаканчиком для криков». Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить спокойно, ему предлагается воспользоватьсяим . Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его. Игрушки «Антистресс» (манипуляции с которыми помогают отвлечься, расслабиться и получить массу положительных эмоций). В группе имеется подборка музыки для релаксации (звуки природы, классическая музыка, колыбельные). Если у ребенка нет настроения, его все раздражает, он не может справиться с эмоциями, кричит, плачет, дерется, ему хочется все бить и крушить на своем пути, проявляется ярко выраженная агрессия. Мы, как «Скорая помощь» аккуратно предоставляем такую возможность. «Коврик злости» Он представляет собой фабричный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. «Подушка-колотушка» можно бить подушку до тех пор, пока ребенку не станет смешно, либо ребенок начинает плакать, так как происходит спад эмоционального напряжения. Тогда обязательно нужно ребенка обнять и пожалеть. «Стаканчик крик души» Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета, красиво оформленный. Воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется. Игры «Брось шарик в цель», «Забей шарик молоточком» и многие другие, способствуют снятию агрессии. 28 Для релаксации мы используем «Сухой бассейн» - это коробка с фасолью, в которой спрятаны мелкие игрушки. При тактильном воздействии на пальчики и найдя интересную игрушку, ребенок успокаивается. «Бассейн с рыбками» игры с камешками «Марблс», «Поп ит», «Собери бусы», «Ходилки - бродилки» оказывают успокаивающее действие на ребенка. Зона развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы Очень актуально нашим деткам не только научиться выплескивать гнев в приемлемой форме, но и мириться. Для этого у нас используются мирилки. После конфликта мы напоминаем детям, что нужно проговорить мирилочку и решить свой конфликт.

 При конфликтных ситуаций дети заходят на «Островок примирения» и решают его с помощью слов мирилки. «Коробочка для примирения» направлена на оказание помощи поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом. Дети просовываю руки в прорези или рукава мирилки и мирятся различными способами: пожать руку (как деловые партнеры), соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры), прикоснуться только мизинцами, погладить ладонь, сложить «замочек» из рук и др. Перчатки – мирилки, налаживают отношения между сверстниками и устраняют конфликтные ситуации. дети их одевают и поглаживают друг друга (от щекотливых прикосновений хочешь, не хочешь появляется улыбка) Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке размещены различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Например, такие игры, как «Коробочка с сюрпризом», «Угадай эмоцию», « Покорми собачку», «Найди друзей», «Эмоции в сказках». Сказкотерапия . Песочная панель с подсветкой, которая помогает расслабиться, снять напряжения и развить мелкую моторику. Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся, раскрываются тревожные и застенчивые дети, малыши учатся сотрудничать друг с другом. Уголок психолог разгрузки это настоящий помощник для воспитателя в группе, педагог может предложить ребёнку пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость), найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

 Чтобы научить детей понимать свое эмоциональное состояние можно использовать разные приемы

: 1. Произнести знакомое стихотворение «Наша Таня громко плачет» с разной эмоциональной выразительностью - агрессивно, вопросительно, весело.

2. Игра «Тух-тиби-дух». Цель: развитие у детей умения выплескивать энергию, гнев в приемлемой форме. Ход игры: взрослый говорит детям: «Я сообщу вам заклинание против плохого настроения, обид и огорчений. Сейчас вы начнете ходить, по комнате, не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите: «Тух-тиби-дух». Затем снова продолжайте ходить по комнате. Затем снова остановитесь перед кем-нибудь и произнесите то же самое и т. д. Говорить надо обязательно сердито и глядя в глаза». Игру можно закончить тогда, когда дети начнут смеяться. 3. Игра «Попроси игрушку» (вербальный вариант) Цель: развитие умение выстраивать диалог, вырабатывать просьбу в словесной форме. 29 Ход: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1. Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать. Инструкция участнику 2. «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями. «Попроси игрушку» (невербальный вариант) Цель: развитие умения вырабатывать эмоции невербальными средствами общения. Ход: Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. 4. Игра «Здравствуйте» Цель: формирование умения снимать эмоциональное напряжение посредством игры Ход игры: все дети ходят по помещению. Взрослый говорит: «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь: * с другом в детском саду; * с воспитателем; * с продавцом в игрушечном магазине; * с клоуном в цирке; * с любимым дедушкой; * с соседом; * с тем, на кого очень обиделись; * с тем, кого очень рады видеть. А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» - и поаплодируем друг другу.

 Список литературы:

 1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Академия развития. - Ярославль, 1997. - 150с. - текст: электронный 2. Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2008,- 250с. - Текст : электронный.

3. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым ребенком» - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.- Текст : электронный.

 4. Баженова О. В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников».- СПб.: «Речь», 2010 Текст: электронный.

 5. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 165 с. Текст: непосредственный

 6. Васильева И. Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.:«Речь», 2010 Текст: электронный. 7. Васильева И. Ю. «Книга сказочных игр» ». – СПб.:«Речь», 2010 Текст:

 

Творческие игры для профилактики агрессивного поведения дошкольников с ОВЗ и детей – инвалидов

 Аннотация. Ключевые слова: агрессивное поведение, слайм, лизун, релаксация. Представляем вашему вниманию игры и упражнения для снятия агрессивного поведения у дошкольников с ОВЗ, которые успешно используем в своей работе. Цель: предупреждение проявления агрессии и снятие эмоционального напряжения. Задачи: 1. сбросить эмоциональное напряжение 2. помочь преодолеть упрямство 3. учить конструктивному выражению агрессии Упражнение «Шары» Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас, фломастеры, платки. Дети надувают. При надувании можно предложить им выдохнуть, вместе с воздухом, в шар свою злость, обиду, гнев и т. п. Ведущий предлагает на надутом шаре нарисовать свою злость, страх фломастерами. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, дети аккуратно помещают шар на платок, начинают медленно под спокойную музыку, по сигналу ведущего, поднимать, упускать платок, можно перемещать платок с шаром вправо- влево. Эти движение успокаивают детей, настраивают на позитивный лад, учить саморегуляции, взаимодействию с товарищами, развивает внимательность и концентрацию внимания Сейчас мы с вами немного поиграем и поэкспериментируем с яркой необычной игрушкой. Слайм (англ. Slime — «слизь»), лизун — игрушка, впервые выпущенная компанией Mattel в 1976 г. Состоит из вязкого желеобразного материала. Слайм – это почти космическая субстанция – пластичная, невесомая, разноцветная, принимающая в руках ребенка любую форму – от воздушного шара до бездушного камня. С точки зрения педагогики слаймы – вещь нужная и полезная. Они развивают мелкую моторику, помогают тренировать координацию движений, развивать воображение и творческое мышление ребенка. Еще один плюс: Лизуны и слаймы хорошо зарекомендовали себя как игрушка антистресс, потому что игра с ним помогает избавиться от агрессии, снять напряжение, отвлечься от негативных мыслей или излишней тревожности. Кстати, слаймы хорошо зарекомендовали себя и при коррекции невроза навязчивых состояний (нервный тик, грызение ногтей или карандашей, накручивание волос и т. п.). Конечно, саму проблему они не решат, но позволят перевести негативные симптомы в более позитивную форму. Лизун – настоящая находка и для родителей гиперактивных детей, потому что слайм 31 может на долгое время привлечь к себе внимание ребенка и увлечь его какой-то спокойной игрой. Рекомендуют врачи детям старше трёх лет для того, чтобы развивать мелкую моторку. Они помогают тренировать координацию движений. Если была травма руки или кисти, то лизуны могут помочь разработать мышцы и помогут ускорить восстановление. Они мягкие и тягучие, поэтому не нужно прилагать лишние усилия для развития мышц. Однако не стоит забывать, что это далеко не единственная игрушка, которая может выполнять ту же функцию: на помощь могут прийти пластилин (во всех его вариантах), игры с тестом, крупами и прочее. Но не стоит думать, что лизун – это универсальный способ снять стресс и гармонизировать настроение, все здесь довольно индивидуально. Некоторых детей может раздражать и нервировать сама консистенция игрушки, ее запах или тактильные ощущения от нее. Родителям стоит присмотреться к тому, как ведет себя ребенок после игры со слаймом: если он становится излишне возбужденным и раздражительным, то эта игрушка, вероятно, не для него. В отличие от младших дошкольников, старшим дошкольникам неинтересно просто играть с лизунами. А вот самостоятельное их изготовление нередко становится тем увлечением, которое надолго отвлекает ребенка от гаджетов. Дошкольники совместно с педагогом осваивают новые рецепты и способы изготовления, экспериментируют с текстурой и цветом, При первом знакомстве со слаймом не оставляйте ребенка одного. Помните, что любой из компонентов слайма может плохо сказаться на одном человеке и не принести никакого вреда другому Рецепт слайма Рецепт создания слайма, в котором вообще отсутствует какой-либо клей. Для этого мы используем картофельный или любой другой крахмал и любую жидкость на мыльной основе. Итак, как приготовить хороший слайм на крахмале без клея? Для приготовления этого слайма потребуются: -Шампунь для волос — не менее 4–5 ст. л. -Детское масло — 2–3 ст. л. -Картофельный крахмал — 2–3 ч. л. -Как сделать слайм: -Выливаем в емкость шампунь. -Добавляем масло. Перемешиваем массу до однородности. -Используем гуашь, если хочется придать цвет слайму. -Высыпаем крахмал, перемешиваем. -Крахмал добавляем до тех пор, пока масса не станет густой. Месим руками. -Смазываем руки маслом, берем смесь и месим. Если масса становится сухой, добавляем еще масла. Изготовленный по рецепту лизун получается очень интересной консистенции. Можно сделать его еще более необычным, добавив структурные частицы. Полезный совет: Во время работы со слаймом смажьте руки маслом (детским кремом), чтобы масса не прилипала к коже, или добавьте немного растительного масла (крема) в состав слайма. Прозрачный слайм Для приготовления этого слайма потребуются: -Силикатный клей -Щепотка соды 32 -Немного шампуня -Несколько капель левомицитина(капли для глаз) -Блестки и краситель для слайма Как сделать слайм: Наливаем в емкость клей. По желанию добавляем воды — это сделает слайм более жидким и тягучим. Понемногу добавляем в клей щепотку соды, несколько капель левомицитина,немного шампуняперемешивая, пока смесь не станет густой, похожей на слайм. Добавляем краситель, если таковой имеется. Посыпаем слайм блестками, накрываем емкость плотной крышкой и оставляем на 2–3 дня. Пузырьки воздуха выйдут из массы, и слайм станет прозрачным. Смешивать нужно в пропорции 1:1. Выливаем весь клей — медленно, постоянно помешивая, добавляем жидкий крахмал. Создание слизи можно превратить в игру. Рекомендуется мешать смесь в течение 20 минут. Если слизь получается слишком липкой, добавляем еще крахмала. Если слизь получается слишком резиновой, добавляем еще клея. После игры со слизью достаточно вымыть руки с мылом и теплой водой. Как разнообразить лизун Самое простое, что можно сделать для разнообразия лизуна, — это добавить краситель. Можно смешать несколько цветов, посмотреть, что из этого получится. Можно также добавлять блестки, бисер. Еще можно сделать космического лизуна. Сделайте слайм по классическому рецепту с помощью клея и тетрабората натрия, как описано выше. Разделите на несколько емкостей, добавьте в слайм разные красители. Лучше всего смотрится сочетание темносинего, фиолетового и розового. Затем смешайте содержимое всех емкостей — получится интересный космический слайм. Если вы добавите пенопластовые шарики, то слайм получится еще и хрустящим. Как ухаживать за самодельным лизуном/слаймом Домашний слайм, как и магазинный, нужно хранить в плотно закрывающемся контейнере. После игры его можно промыть проточной водой. Релаксация УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТАНЬ ЗВЕЗДУ» Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: Сейчас мы с вами «немного поиграем и расслабимся», снимем напряжение. «Закройте глаза. Представьте себе, что вы стоите на поляне. Над вами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой вашей мечте она напоминает? Хорошенько представьте себе, чего бы вы хотели. А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, затаите дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это не просто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее. Есть! Ура! Выдохните и расслабьтесь, ваше счастье в ваших руках! Положите свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйтесь, глядя на нее. Вы сделали что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть»

Список литературы

  1. Волобуева А. В., Волобуева А. О. Какие бывают слаймы и как их сделать? /А.В. Волобуева, А.О. Волобуева – Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2019. - №7.2. - с. 11-13. – URL https://moluch.ru/young/archive/27/1630/ 2. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – Текст: непосредственный/ М.: Дрофа – Плюс. - 2005. – 272 с. 3. Морозова И. А. Волшебный пластилин / И. А. Морозова – Текст: непосредственный/ М: «Мозаика – Синтез» - 2016. – 26с. 4. Новодранова В. Ф. Толковый англо-русский и русско-английский словарь/ В. Ф. Новодранова - Текст: непосредственный/Ереван: МИА – 2017. – 344 с. 5. Овечкина О. А. Проблемы состава слайма/ О.А. Овечкина - Текст: непосредственный // «Дейли Беби». – 2019. - №1. – с.16. 6. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – Текст: непосредственный/ М.: Владос, 200/. – 352 с. 7. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Дошкольники/О.В. Хухлаева. – - Текст: непосредственный/М.: Генезис, 2008. – 208 с.
  2.  Работа с родителями по профилактике агрессивного поведения детей с ОВЗ

Аннотация. Ключевые слова: агрессивное поведение, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, взаимодействие с родителями. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

  1.  Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
  2.  Причины агрессивного поведения:

1.Образец агрессивного поведения. Дисгармонические отношения родителей, жестокое обращение с детьми или к другим людям. Разрешение на агрессию, одобрение агрессивного поведения. 2. Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием, агрессивных компьютерных игр. 3. Проявление психического заболевания. (психопатии, нарушения интеллекта, РАС…) Для преодоления данной проблемы мы используем различные формы и виды совместной деятельности. Педагоги всех возрастных групп ДОУ «взяли на вооружение» способы опосредованного взаимодействия с родителями (различные визуальные средства информационного, методического характера, т.е. памятки, газеты, выставки и т.п.), а также методы изучения ребенка и семьи, приемы привлечения родителей к образовательному процессу в детском саду. Работая непосредственно с семьей агрессивного дошкольника, педагоги устанавливали с ней доверительные контакты. В начале учебного года изучали особенности каждой семьи: узнавали чем занимаются родители, выявляли микроклимат, характер взаимоотношений в семье, уточняли роль каждого члена семьи в воспитании малыша, выясняли установки родителей на воспитание. Организовывались тематические встречи («День открытых дверей», «Творческие мастерские», «Мастер-класс»), посвященные снижению деструктивных проявлений в поведении дошкольников в семье и социуме. 35 Совместная деятельность детей и родителей направлялась на расширение границ семейного досуга, предлагались оригинальные варианты его организации с привлечением структур, оказывающих содействие ДОУ. Работники детских садов организовывали семейные походы на выставки, в театры, кинотеатры, стадионы, бассейны; проводили тематические утренники, вечера, совместные праздники («Масленица», «Рождественские встречи», «Папа, мама, я — здоровая семья» и другие) вместе с сотрудниками библиотек, планетария, Дворца творчества юных. Практика работы дошкольных учреждений в условиях эксперимента показала, что использование предложенных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи посредством систематической, целенаправленной работы с родителями помогает сотрудникам детского сада раскрыть потенциал родителей как участников педагогического процесса, активизировать их внимание на возрастных, личностных особенностях ребенка и пересмотреть способы общения с ним. Совместное наблюдение воспитателей и родителей за динамикой развития малыша способствует сближению интересов семьи и детского сада, усиливает ответственность педагогического коллектива дошкольного учреждения и родителей за воспитание и развитие каждого ребенка.

 Список литературы:

 1.Субботина Е.А. Взрослые ответы на детские вопросы. Ростов н/Д: Феникс,2012. 2.Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М.: Книголюб, 2004

. 3. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., Лайнер, 1997.

4. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

 5. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми)

. 6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.

 7. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Дошкольники/О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2008. – 208 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь агрессивному ребёнку.

Статья содержит советы по предупреждению агрессивного поведения ребёнка-дошкольника....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь?»

Зачастую мы наблюдаем следующую картину:  дома довольно  спокойный,  послушный  ребёнок  в  детском учреждении резко меняется - начинает бегать, прыгать, драться  с...

Как помочь агрессивному ребёнку

Данная информация предназначена для родителей дошкольников. Игры и упражнения приведены в доступной, понятной форме. Их можн ос лёгкостью использовать в воспитании и обучении детей докольного возраста...

Консультация для родителей «Как помочь агрессивному ребёнку».

рекомендации по воспитанию агрессивного ребёнка в семье.Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам  и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объ...

Как помочь агрессивному ребёнку

В статье   описываются способы преодоления агрессии у детей дошкольного возраста...

Газета для родителей. Как помочь агрессивному ребёнку?

Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]]  ...

Агрессивный ребёнок. Как ему помочь?

В этой статье пойдёт разговор о том,почему дети ведут себя агрессивно по отношению к окружающим и как можно откорректировать поведение такого ребёнка....