Консультация для родителей и педагогов: «Волшебный мир детских эмоций»
консультация по психологии

Чистякова Надежда Ивановна

Что нужно знать об эмоциях. Как правильно обращаться с эмоциональным миром ребёнка. Как научить ребёнка выражать эмоции, управлять сильными отрицательными эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_detskih_emotsiy.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов: «Волшебный мир детских эмоций»

1 слайд: Волшебный мир детских эмоций

- Здравствуйте, уважаемые родители! А тема нашей встречи «Волшебный мир детских эмоций».

Предлагаю нам вместе разобраться в этом нелёгком вопросе: как же правильно обращаться с эмоциями детей, а дома поддерживать добрую и спокойную обстановку.

 2 слайд:

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития эмоциональной сферы.  

Что же такое эмоции? Эмоции-одна из важнейших сфер нашей психики (восприятие, память, внимание, мышление, волевые процессы).

Эмоции-(от лат.  – потрясаю, волную) – это психический процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Не зря говорят: «Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую».

3 слайд:

Все эмоции важны! Все эмоции нужны!

Эмоции выполняют важные функции:

Сигнальная функция

Внутренняя – т.е. эмоции которые возникли внутри нас дают понять, что со мной происходит и что с этим делать.

Внешняя - видим эмоцию другого человека, то понимаем его сигнал и понимаем, как нам нужно делать. «Не подходи –я злюсь!»

Активизирующая функция - радость, воодушевление, даже страх (выброс адреналина) приводят к тому, что человек становится более энергичным, работоспособным.

Защитная функция. Если мы испытываем неприятную эмоцию страха, то хочется побыстрее убежать, страх защищает от неприятных последствий.

Коммуникативная функция. Выражение эмоций при помощи мимики, жестов, интонации, слов и поступков несут информацию о собеседнике.

4 слайд: Эмоциональный интеллект

Проводилось 40-летнее исследование, в котором участвовали люди от детского возраста до солидного. И выяснилось, что для процветания и успеха важнее не интеллект (ай кью), а эмоциональный интеллект (эй кью). Если у человека нет эмоциональных компетенций, то он вряд ли будет процветать, так как в современном мире многое завязано на личном общении.

Для детей в будущем очень важно иметь хорошо развитый эмоциональный интеллект! Такие взрослые умеют договариваться с другими людьми, правильно реагируют на негативные ситуации, отвечают адекватной реакцией. У них лучше психическое здоровье, эффективность работы и т.д.

Что же такое эмоциональный интеллект — это прежде всего набор определенных навыков и способностей:

  • Умение понимать свои и чужие эмоции (отличить их друг от друга и назвать словом);

осознавать (какое событие вызвало эмоцию)

выражать

                   

  • Умение управлять ими (через связи эмоции-тело-сознание)

5 слайд: Базовые эмоции

Есть эмоции, которые называются базовыми. Они даны нам от с рождения, и будут с нами всегда. Они есть даже у животных.

Страх Интерес Предвкушение Радость Отвращение Гнев Скука

6 слайд: Приобретённые эмоции

        На основе базовых эмоций ребёнок приобретает выученные эмоции.

Вина Стыд Отчаяние Разочарование Обида Ревность Зависть Гордость

Не всегда они помогают нам по жизни, чаще даже и мешают. Эти эмоции способны затухать, ели не используются.

7 слайд: Как научить ребёнка выражать эмоции

  • Разрешайте испытывать любые эмоции

Запрещая эмоции, мы учим их подавлять. (пример: «я никогда не злюсь», «мальчики не плачут»)

Т.е. ребёнок внешне показывает, что у него все хорошо; но эмоции никуда не делись, и могут перейти в психосоматику.

8 слайд: Как научить ребёнка выражать эмоции

  • Формируйте словарик эмоций:

Чем больше ребёнок расширяет свой эмоциональный словарь, тем больше контроля над эмоциональным состоянием у него происходит.

Учим ребёнка прислушиваться к себе:

- Что там, внутри, со мной происходит?

- Как это можно назвать?

Пример: -Какое у тебя сейчас настроение? (хорошее-плохое)

Грустный-печальный-расстроенный

Злой-сердитый-гневный

формула:

Я чувствую…

Потому что….

Я хотел бы….

9 слайд: Как научить ребёнка выражать эмоции

Покажите ребёнку, что он может выражать эмоции

 разными способами (это ещё и профилактика тревоги, агрессии):

- изобразить при помощи мимики и пантомимики

- сказать про них («Я расстроен»)

- нарисовать (гуашь, плотная бумага, палитра)

- слепить из пластилина, глины

- через физическую нагрузку: попрыгать, побегать, потопать

 (сказать, нарисовать, слепить, попрыгать, поиграть)

- поиграть (психогимнастика)

- игры: выбить пыль из подушки-колотушки, метание дротиков)

- потанцевать

- петь песни

10 слайд: Как научить ребёнка выражать эмоции

Покажите, что Вам не все равно, что ребёнок чувствует

«Вижу, ты серьёзно чем-то озадачен»

«Я вижу, что тебе очень грустно»

«Ты очень скучаешь по папе!»

«Это очень разозлило тебя!»

11 слайд: Как научить ребёнка выражать эмоции

Слушайте своего ребёнка: помните, что у вас 2 уха и один рот

12 слайд: Как научить ребёнка выражать эмоции

Будьте хорошим примером для ребёнка.

  • Если ребёнок слышит, что мама озвучивает свои эмоции, настроение – то он начинает понимать и называть свои.
  • Если ребёнок видит, как мама выражает свои эмоции-тому же самому он учится у нее.

13 слайд: Как же научить ребёнка управлять сильными отрицательными эмоциями?

1. Я не равно эмоции.

Т.е. я в какой-то момент чувствую злость, гнев, обиду, но это не означает, что я злой, гневный, обидчивый.

Важно посмотреть на свою эмоцию со стороны – это первый шаг к управлению эмоциональным состоянием.

2. Обучение приёмам самоконтроля, саморегуляции (обучение приёмам снятия мышечного и эмоционального напряжения, дыхательные упражнения; нарисованный дорожный знак «стоп», посчитать до 10)

3. Обучение основам конструктивного поведения (обсуждение проблемных ситуаций, проигрывание-ролевая игра).

14 слайд: Агрессия – это базовая эмоция, с которой ребёнок рождается.

-это поведенческая реакция, характеризующая проявлением силы, мотивированная энергия, способ адаптироваться.

Конструктивная и деструктивная. Здесь важно понимать. Что агрессия может выполнять и положительную роль.

Конструктивная: защита своих интересов, достижение целей, конкуренция.

Деструктивная: физическое насилие без причины-нападение, кулаки, ругань..

Психологическое давление тоже распространено.

Пассивная агрессия

Аутоагрессия  

Агрессия в 5-6 лет – часто становится своеобразной формой общения с окружающими, ведь ребёнок в таком возрасте все понимает и вполне может контролировать свои действия.

Причины: борьба за внимание, стремление получить что-то важное для себя, обида, неуверенность в себе, целенаправленная враждебная агрессия.

Когда мы работаем с детской агрессией, мы должны руководствоваться принципами:

1. Уважение к ребенку. Это сложно сделать, но это надо сделать. Нам не нравится агрессивное поведение, но ребёнка мы уважаем и относимся к нему как к хорошему человеку.

2. Выбираем позицию принятия, а не обвинения: «Да я тебя понимаю!» Только из этой позиции возможна работа с агрессией.

«Ты хороший мальчик, я тебя уважаю, но сегодня ты сделал что-то не очень хорошее и давай мы с тобой разберёмся –почему ты та себя ведёшь» (т.е. это поведение не навсегда и завтра оно может быть гораздо лучше»

3. Не запрещаем агрессию, а даем модель конструктивного поведения, которая должна заменить агрессивное поведение.

Сделать это очень сложно…

 коррекция агрессивности:

- снятие избыточного напряжения (используем материалы, оказывающие сопротивление) рисование…

- обучение самоконтролю (стоп!)

-обучение основам конструктивного поведения (психгимнастика, разыгрывание ситуаций)

- Тренировка навыков ведения диалога

15 слайд: Страх

 - сильная отрицательная эмоция, которая возникает в случае реальной или мнимой опасности, в ситуации, которая может представлять угрозу жизни человека.

Страх-это базовая эмоция, с которой человек рождается.

Базовые реакции на страх: нападение, бегство, замирание, защита.

Страх играет и положительную роль (защищает, активизирует0.

(Конструктивный путь: опасная ситуация – мобилизация сил, поиск путей спасения, разрешение ситуации, фиксация победы на телесном уровне)

  • Среднее количество страхов у мальчиков в возрасте

6 лет- 9, у девочек – 11.

Могут присутствовать страхи:

Смерти, смерти родителей

Животных

Сказочных персонажей

Глубины

Страшных снов

Огня, пожара

Нападения, войны

  • Техника «рисование страха»

16 слайд: Обида – реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванные ими отрицательно окрашенные эмоции. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда кажется, что ничего уже невозможно поправить.

1. Обида-выученная эмоция, т.е. ребёнок когда рождается он не умеет обижаться. Дети учатся обижаться в возрасте 2-5 лет.

2. Если стратегия обиды приводит к успеху, реакция закрепляется и становится непроизвольной. 

 (Пример: ребёнок обиделся, ушёл в уголок и поплакал. Мама подошла и дала ему то, что он хочет).

3. Чтобы избавится от обиды: высказать свои чувства, потребности; закрепление неуспешной формы поведения у ребёнка.

Для детей надо проговорить:

 -Ты выбираешь обижаться или ты выбираешь не обижаться. Ребенок удивляется от того, что у него есть выбор: а что значит выбираешь не обижаться?

Есть обида, а есть обидная ситуация. Это не одно и то же.

Если случается обидная ситуация, то можно решить ее разными способами:

  • понять, что не хватает в данный момент,
  • можно договориться, попросить открыто, честный обмен
  • можно обратиться за помощью,
  • найти силы для защиты. 

17 слайд: Стыд – отрицательно окрашенная эмоция, связанная с ощущением неприемлемости своих (или чужих) действий и качеств.

Стыд-выученная эмоция. Формируется в возрасте 3-7 лет.

Стыд и вина нам даны для того, чтобы мы могли регулировать свои отношения с другими людьми. Стыд и вина- это своеобразные предохранители, которые есть внутри нас: «Стой, остановись. Сейчас ты можешь сделать что-то нехорошее, и это нехорошее повлечет за собой ухудшение отношений с другими людьми».

 Нередко используется взрослыми как инструмент для формирование приемлемого поведения у детей.

Часто испытываемый стыд приводит к развитию неуверенности и невротическим выходам.

 Терапия стыда:

-Прежде чем стыдить ребёнка, нужно удостовериться, что у него сформировано представление о себе, как о «достаточно хорошем» человеке.

-Осуждать можно только конкретный поступок или действие, которое совершил ребёнок, а не личность в целом

-Обсуждая неправильное действие ребёнка, нужно вместе с ним выработать стратегии успешного преодоления ситуации.

Заменить Вину на ответственность. Представьте себе сейчас какую-нибудь ситуацию, в которой Вы чувствуете себя виноватым и скажите себе:

 «Я виноват, в том, что…» Почувствуйте внутренний отклик. Обычно это: пустота внутри и тяжёлое состояние.

А теперь замените эту фразу на другую: «Я отвечаю за то, что..».

 И Вы увидите, как спина распрямится, внутри рождаются силы, чтобы исправить ситуацию.

Итак, в ситуации вины действуем и думаем так:

        Произошла ошибка, но все люди ошибаются и теперь это произошло со мной.

        Мне нужно найти выход из создавшейся ситуации, а лучше много выходов, чтобы выбрать наилучший.

        Чтобы найти выход, мне нужно использовать свои лучшие качества. И я сейчас буду актуализировать свои наилучшие качества, потому что я хороший человек, и я могу найти выход из этой ситуации.

18 слайд: книги, рабочие тетради

1. Виктория и Глеб Шиманские. Монстрики. Что такое эмоции и как сними дружить.

2. Виктория и Глеб Шиманские. Цветная книга эмоций ( рисуем с Монстриками) – альбом для совместного творчества.

3. Шиманская В. Где живут эмоции? (практические задания для эмоционального интеллекта)

4. Татьяна Трясорукова. Развитие базовых эмоций

5.  Татьяна Трясорукова. Развитие продуктивной коммуникации.

6. Татьяна Трясорукова. Развитие навыков социального поведения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции"

Рекомендации родителям по обучению детей приемам самоконтроля...

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей и педагогов "Самостоятельность и детская инициатива"

Консультация для родителей и педагогов "Самостоятельность и детская инициатива""Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - гласит народная мудрость. "Лучше один раз испы...

«Консультация для родителей и педагогов „Может ли детская журналистика повысить речевую компетентность дошкольника?“»

Будущее поколение это воспитанники сегодняшнего дня. Впереди их ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, задача современного педагога научи...

Консультация для родителей от педагога-психолога "В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса"

Консультация для родителей от педагога-психолога "В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса"...