Игровые упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
картотека по психологии

Шашкова Мария Юрьевна
Игровые упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения на снижение эмоционального и мышечного напряжения

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Дети с ЗПР особо нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Если в течение полугода в поведении ребёнка проявляются перечисленные признаки, то можно предположить, что ребёнок агрессивно настроен и нуждается в помощи специалистов:

Часто

1.Теряет контроль над собой;

2. По любой причине спорит, ругается со сверстниками и взрослыми;

3. Отказывается выполнять общие правила;

4. Сердится и отказывается сделать что-либо;

5. Целенаправленно провоцирует конфликты;

6. Обвиняет других в своих ошибках;

7. Завистлив, мстителен, драчлив, очень негативно реагирует на различные действия окружающих людей, которые раздражают его.

В таком случае воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьёй. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться к психологу. Воспитателю важно помнить, что бороться с агрессивностью нужно  только терпением, объяснением, поощрением.

ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ

Цель: снять физическую агрессию.

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьёв». (Приседают, обхватив колени руками.) «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки со своих коленей, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу воспитателя.

МИНУТА ШАЛОСТИ

Цель: провести психологическую разгрузку.

ВОСПИТАТЕЛЬ по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям пошалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал воспитателя через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

ДОБРЫЕ - ЗЛЫЕ КОШКИ

Цель: снять общую агрессию.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором совершаются «превращения». Ребёнок заходит внутрь обруча и по сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, звук колокольчика или свистка) превращается в злющую- презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить  нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за воспитателем: «Сильнее, сильнее, сильнее и т.д.)- и ребёнок, изображающий кошку, делает всё более «Злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребёнок, и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу воспитателя ( если кому-то не хватило пары, в игре может участвовать воспитатель). Правило: не дотрагиваться друг до друга!. Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры воспитатель предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых «кошек», которые ласкаются друг к другу.

ЛИМОН

Цель: снять общую агрессию.

Дети лежат на спине, голова чуть на бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны . Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается лимон, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Разожмите кулачок, откатите лимон. (Некоторые дети представляют, что они выжали сок.) Ручка тёплая…мягкая… отдыхает…

Затем лимон подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты). Если упражнение выполняется в комплексе с другими- достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

КАРАТИСТ

Цель: снять физическую агрессию.

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В  «волшебном круге» происходит «превращение» ребёнка в каратиста( движение ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…»- помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

УПРЯМАЯ ПОДУШКА

Цель: снять общую агрессию, негативизм, упрямство.

Воспитатель подготавливает «упрямую подушку»(в тёмной наволочке) и вводит ребёнка в игру-сказку.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. В ней живут детские «упрямки». Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним их.

Ребёнок бьёт кулаками в подушку изо всех сил, а воспитатель приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!». Когда движения ребёнка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Воспитатель предлагает послушать  «упрямки» в подушке: «Все ли «упрямки» вылезли и что они делают?» Ребёнок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки» испугались и молчат в подушке».- отвечает он. Этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения.

ЖУЖА

Цель: снять общую коллективную агрессию.

ВОСПИТАТЕЛЬ: выбирает пчёлку Жужу, которая садится на стул(в домик), остальные дети начинают дразнить Жужу, кривляясь перед ней.

                        Жужа, Жужа, выходи

                        Жужа, Жужа, догони!    

Жужа смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит их.

Кого Жужа поймала, тот попадает в плен к ней- выбывает из игры.

БРЫКАНИЕ

Цель: снять общую коллективную агрессию.

Ребёнок ложится на спину на ковёр. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

УХОДИ,  ЗЛОСТЬ,  УХОДИ!

Цель: обучать в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев.

Когда ребёнку удаётся выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ему выместить  агрессию на какой-нибудь объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена.  

Дети ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушке с криком: «Уходи, злость ,уходи! Упражнение продолжается 3 мин., затем участники по команде воспитателя ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и лежат, слушая спокойную музыку, 3 мин.

ТУХ - ТИБИ – ДУХ

Цель: снять негативное настроение и восстановить силы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнёте ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь  перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

ДРАКОН

Цель: помочь детям , испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Дети встают в шеренгу, держа друг друга за плечи. Первый ребёнок-«голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только  «голова» схватило «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывает в двух ролях.

Примечание: Все игровые упражнения должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребёнку (или группе детей) успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям - им тяжело переключаться с одной эмоции на другую, переходить из возбуждённого состояния к спокойному.

Ещё один способ помочь детям выражать вербальную агрессию внутри группы без ущерба другим людям: каждый желающий ребёнок может взять «Коробочку для криков» и как можно громче покричать в неё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Адаптационные игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения»

Задачи:Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми в период адаптации.Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение.Развивать навыки общенияТренировать психомоторные функции.Развивать...

"Советы по снятию эмоционального и мышечного напряжения у детей в период адаптации"

Матриал содержит  советы для родителей детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду....

Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения

Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения Задумайтесь и честно скажите себе, насколько вы подвержены влиянию стресса и удачно ли с ним справляетесь? Уточнить ответ по...

Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения»

Цель: профилактика   синдрома  эмоционального  выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения....