Консультация для родителей на тему «Детско-родительские отношения»
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В консультации для родителей описаны стили родительского отношения, характеристики гармоничных отношений между детьми и родителями. Консультация поможет родителям лучше разбираться в данной теме и выстроить гармоничные отношения со своими детьми с помощью рекомендаций, которые даны.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Детско-родительские отношения»

Составила: педагог-психолог МАДОУ д\с №23, г. Балаково

Пашаева Фатима Камил кызы

Ребенок приходит в этот мир и первые отношения и взаимодействие с людьми – это отношения с родителями. От того, как будут складываться его отношения в семье, будет зависеть его дальнейшее развитие и отношение с другими людьми.

В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с окружающими людьми, определяющие становление его личности. Опыт взаимоотношений с родителями, как я уже сказала, это первый опыт взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Что это такое? Родительские установки – это система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним. Например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Ведущую роль в развитии и становлении ребенка личностью играют родители и семья. Важно создавать в семье благоприятную атмосферу, формировать отношения на основе любви, поддержки, доверии. Чем благополучнее семья и чем больше времени родители уделяют воспитанию ребенка, тем лучше качество физического, психологического, нравственного и духовного воспитания личности.

Диана Баумринд выделяет три стиля родительского отношения, отличных по системе контроля и эмоциональной наполненности, и соответствия этим стилям характеристики детей.

1. Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии детей. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю.

2. Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования, а дети замкнуты, боязливы и угрюмы. Авторитарные родители встречаются довольно часто в детсадовской практике.

3. Снисходительные родители – импульсивные и агрессивные дети. Низкий уровень контроля и теплые отношения: родитель слабо регламентирует поведение ребенка. Дети нетребовательны к себе. Так же родители не предъявляют к ребенку никаких требований ни в воспитательном, ни образовательном плане, уровень родительского контроля самый минимальный. Все это не может не отражаться на когнитивном, эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Данную типологию Э. Маккоби и Д. Мартин дополняют еще одним стилем: безразличные родители – озлобленные дети. Низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают никаких ограничений. Дети склонны к отклоняющемуся поведению.

Смотря на данную типологию, Вы можете понять, какого стиля придерживаетесь Вы и к чему это может привести.

Создание гармоничных отношений и благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности, характера ребенка, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, трудности в общении, успеваемости в школе.

Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики гармоничных детско — родительских отношений:

Во-первых, это удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско — родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско — родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.

Во-вторых, важен достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально — психологической природы.

И в-третьих, сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.

Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:

- принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь «ребёнок – это не будущий человек, свободой быть и стать, а просто человек, обладающий правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других» (В.Каган);

- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;

- принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;

- принцип взаимного уважения друг к другу.

«Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своё дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней» (А.С. Спиваковская).

Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений с детьми

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении

2. Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры»

3. Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

4. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми

5. Не устанавливайте жестких требований, будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей

6. Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач

7. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни

8. Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию

9. Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Помните, дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Важно знать, когда:

ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;

ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;

ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;

ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;

ребенка хвалят – он учится быть благородным:

ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;

ребенка поддерживают – он учится ценить себя;

ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;

ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Список использованной литературы:

  1. Тырышкина К. С. Особенности детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста
  2. #1052;етодические-рекомендации-родителям-по-улучшению-детско-родительских-отношений-в-семьях-воспитанников.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Воспитание дружественных отношений в семье".

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традициии свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна ос...

Презентация консультации для педагогов на тему "Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника"

Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема педагогики, медицины или правоохранительных органов. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением. Презентационный ...

Консультация для родителей на тему: «Детско-родительский проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей».

Ценность детско-родительских проектов заключается в том, что они тесно связаны с развивающим, лично-ориентированным общением, взаимодействие в системе "ребёнок-взрослый", построено на соучастии. Это о...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских отношений в семье».

     Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновеше...

Консультация для родителей «Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста»

 Социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности и совпадает с периодом детства. В этот период происходит вхождение ребенка в мир людей. Ребенок овладевает ...

Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских отношений»

Консультация для родителей:«Психологические проблемы детско-родительских отношений»...

Консультация для родителей: «Психологические проблемы детско-родительских отношений»

Консультация для родителей:«Психологические проблемы детско-родительских отношений»...