Профилактика острого кризиса семи лет
статья по психологии (подготовительная группа)

Дербина Марина

Рекомендации родителям младших шкльников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика острого кризиса семи лет

Часто взрослые ждут, что ребенок 7-9 лет уже достаточно взрослый, чтобы проявлять рассудительность и самостоятельность, но еще не подросток, а потому с ним должно быть легко и приятно.

На самом деле, это возраст кризисный, в это время сильно меняется ощущение себя, своих возможностей, меняется отношение к родителям, друзьям, миру. Уходит детская непосредственность, наивность, открытость. Ребенок многие вещи начинает воспринимать по-другому, переоценивать.

Поскольку возраст совпадает с началом школьной жизни, меняется роль ребенка и требования к нему, некоторые дети с трудом переживают все эти внутренние и внешние изменения.

Ребенок может хуже справляться с эмоциями – часто плакать, капризничать, злиться. Становится ранимым, раздражительным, сравнивает себя с другими. Уже не идет рассказывать родителю о том, что его обидело, переживает сам.

Ощущая себя взрослым, он дерзит, упрямится, отказывается выполнять просьбы, делает по-своему. Мотивы его поступков и слов часто оказываются непонятны родителям.

Если при этом ребенок некомфортно чувствует себя в школе, он быстро утомляется, становится невнимательным, часто болеет.

В этом возрасте ребенок учится хитрить, обманывать, добиваясь своих целей, и провоцируя конфликты.

Часто родители младших школьников обращаются к психологу, когда ситуация уже усугубилась – конфликты дома и в школе, жалобы учителей, вранье, кражи, невыносимая усталость и ребенка, и родителей.

 

Чтобы смягчить этот сложный  этап и выйти из него без последствий, важно помнить, что фокус внимания взрослых  – как ребенок себя чувствует, а не то, как он учится или как себя ведет.  Помните, что за сложным  поведением  всегда скрывается какое-то чувство, какая-то потребность. А за проблемами с учебой десяток разных причин, с которыми лучше разбираться со специалистом.

Что же делать родителям?

  1. Попробуйте посмотреть на своего ребенка со стороны, как на незнакомого. Какой он? Чем интересуется? Что его раздражает? Каково его место в компании сверстников? Как он относится к игре, к учебе? Как восстанавливает силы?

В каком-то смысле, вам точно нужно знакомиться заново. Ребенок меняется, и важно видеть именно его, а не свои фантазии о нем.

  1. Попробуйте объективно оценить собственное эмоциональное состояние. Насколько Вы устали, тревожитесь, раздражены? Есть ли в Вашей жизни досуг, интереснее, чем делать уроки вместе с ребенком? Нужна ли Вам помощь? Иногда это самое важное для профилактики кризиса – помощь родителям.
  2. Постепенно увеличивайте свободу ребенка в выборе того, как строить день, на какие ходить секции, что надевать, с кем общаться, как отдыхать. Тогда запросы ребенка на взрослость будут удовлетворены – сам выбрал, сам сделал, сам столкнулся с  последствиями, сам или с помощью взрослого научился их решать.
  3. При этом расширяйте мир ребенка. Пусть он видит разных людей, разные занятия, разные места. Разнообразие мира – профилактика ограниченности, когда кажется, что люди могут жить\думать\чувствовать только так, а не иначе. Так развивается эмоциональный интеллект, социальные навыки, и ребенку проще искать себя.
  4. Будьте на стороне ребенка. Не позволяйте взрослым в школе ругать его в присутствии других людей, и сами не присоединяйтесь к таким акциям. Не всем детям везет со школой,  учителем, с одноклассниками. Ищите такое место, где ребенок будет принят, понят, где будет чувствовать себя уверенно.
  5. Не ругайте несколько раз за одно и то же. Не припоминайте неудачи. Ребёнок привыкнет думать: «У меня все равно не получается, лучше даже не пытаться». Поддерживайте ребенка в том, что у него получается, в чем есть прогресс: замечайте успехи, не обесценивайте их. Успех — это очень сильная мотивация.
  6. Не давите словами «ты должен», «ты обязан», «я так сказал», старайтесь  не кричать. Физические и эмоциональные наказания (бойкот) ведут к снижению самооценки и приводят к развитию различных комплексов и  симптомов.
  7. Будьте внимательны к балансу учебы, отдыха, сна.
  8. Постепенно помогайте ребенку осваивать позицию школьника. В чем смысл учебы?  Как школьные занятия можно применять в жизни? Как лучше делать уроки, чтобы они не растянулись на весь вечер? Вы теперь коуч молодого специалиста, проявите терпение и понимание, чувство юмора и поддержку.
  9.  И самое важное – сначала близкие, уважительные  отношения, потом воспитание и обучение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика острых кишечных заболеваний.

Острые кишечные инфекции- это большая группа заболеваний, которые протекают с более или менее похожими симптомами, но вызываться могут огромным количеством возбудителей: бактериями, вирусами, ...

Консультация для родителей на тему: "Профилактика острых респираторных заболеваний".

В статье указаны методы и приёмы работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребёнка....

Консультация для родителей Профилактика острых респираторных заболеваний Закаливание детей. Дыхательные упражнения.

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем нашего времени. И только от совместных усилий медиков, педагогов и родителей зависит, каким будет здоровье подра...

Консультация для родителей "Профилактика острых кишечных заболеваний"

Консультация для родителей "Профилактика острых кишечных заболеваний"...