Профилактика острого кризиса семи лет
статья по психологии (подготовительная группа)

Дербина Марина

Рекомендации родителям младших шкльников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика острого кризиса семи лет

Часто взрослые ждут, что ребенок 7-9 лет уже достаточно взрослый, чтобы проявлять рассудительность и самостоятельность, но еще не подросток, а потому с ним должно быть легко и приятно.

На самом деле, это возраст кризисный, в это время сильно меняется ощущение себя, своих возможностей, меняется отношение к родителям, друзьям, миру. Уходит детская непосредственность, наивность, открытость. Ребенок многие вещи начинает воспринимать по-другому, переоценивать.

Поскольку возраст совпадает с началом школьной жизни, меняется роль ребенка и требования к нему, некоторые дети с трудом переживают все эти внутренние и внешние изменения.

Ребенок может хуже справляться с эмоциями – часто плакать, капризничать, злиться. Становится ранимым, раздражительным, сравнивает себя с другими. Уже не идет рассказывать родителю о том, что его обидело, переживает сам.

Ощущая себя взрослым, он дерзит, упрямится, отказывается выполнять просьбы, делает по-своему. Мотивы его поступков и слов часто оказываются непонятны родителям.

Если при этом ребенок некомфортно чувствует себя в школе, он быстро утомляется, становится невнимательным, часто болеет.

В этом возрасте ребенок учится хитрить, обманывать, добиваясь своих целей, и провоцируя конфликты.

Часто родители младших школьников обращаются к психологу, когда ситуация уже усугубилась – конфликты дома и в школе, жалобы учителей, вранье, кражи, невыносимая усталость и ребенка, и родителей.

 

Чтобы смягчить этот сложный  этап и выйти из него без последствий, важно помнить, что фокус внимания взрослых  – как ребенок себя чувствует, а не то, как он учится или как себя ведет.  Помните, что за сложным  поведением  всегда скрывается какое-то чувство, какая-то потребность. А за проблемами с учебой десяток разных причин, с которыми лучше разбираться со специалистом.

Что же делать родителям?

  1. Попробуйте посмотреть на своего ребенка со стороны, как на незнакомого. Какой он? Чем интересуется? Что его раздражает? Каково его место в компании сверстников? Как он относится к игре, к учебе? Как восстанавливает силы?

В каком-то смысле, вам точно нужно знакомиться заново. Ребенок меняется, и важно видеть именно его, а не свои фантазии о нем.

  1. Попробуйте объективно оценить собственное эмоциональное состояние. Насколько Вы устали, тревожитесь, раздражены? Есть ли в Вашей жизни досуг, интереснее, чем делать уроки вместе с ребенком? Нужна ли Вам помощь? Иногда это самое важное для профилактики кризиса – помощь родителям.
  2. Постепенно увеличивайте свободу ребенка в выборе того, как строить день, на какие ходить секции, что надевать, с кем общаться, как отдыхать. Тогда запросы ребенка на взрослость будут удовлетворены – сам выбрал, сам сделал, сам столкнулся с  последствиями, сам или с помощью взрослого научился их решать.
  3. При этом расширяйте мир ребенка. Пусть он видит разных людей, разные занятия, разные места. Разнообразие мира – профилактика ограниченности, когда кажется, что люди могут жить\думать\чувствовать только так, а не иначе. Так развивается эмоциональный интеллект, социальные навыки, и ребенку проще искать себя.
  4. Будьте на стороне ребенка. Не позволяйте взрослым в школе ругать его в присутствии других людей, и сами не присоединяйтесь к таким акциям. Не всем детям везет со школой,  учителем, с одноклассниками. Ищите такое место, где ребенок будет принят, понят, где будет чувствовать себя уверенно.
  5. Не ругайте несколько раз за одно и то же. Не припоминайте неудачи. Ребёнок привыкнет думать: «У меня все равно не получается, лучше даже не пытаться». Поддерживайте ребенка в том, что у него получается, в чем есть прогресс: замечайте успехи, не обесценивайте их. Успех — это очень сильная мотивация.
  6. Не давите словами «ты должен», «ты обязан», «я так сказал», старайтесь  не кричать. Физические и эмоциональные наказания (бойкот) ведут к снижению самооценки и приводят к развитию различных комплексов и  симптомов.
  7. Будьте внимательны к балансу учебы, отдыха, сна.
  8. Постепенно помогайте ребенку осваивать позицию школьника. В чем смысл учебы?  Как школьные занятия можно применять в жизни? Как лучше делать уроки, чтобы они не растянулись на весь вечер? Вы теперь коуч молодого специалиста, проявите терпение и понимание, чувство юмора и поддержку.
  9.  И самое важное – сначала близкие, уважительные  отношения, потом воспитание и обучение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика острых кишечных заболеваний.

Острые кишечные инфекции- это большая группа заболеваний, которые протекают с более или менее похожими симптомами, но вызываться могут огромным количеством возбудителей: бактериями, вирусами, ...

Консультация для родителей на тему: "Профилактика острых респираторных заболеваний".

В статье указаны методы и приёмы работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребёнка....

Консультация для родителей Профилактика острых респираторных заболеваний Закаливание детей. Дыхательные упражнения.

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем нашего времени. И только от совместных усилий медиков, педагогов и родителей зависит, каким будет здоровье подра...

Консультация для родителей "Профилактика острых кишечных заболеваний"

Консультация для родителей "Профилактика острых кишечных заболеваний"...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....