Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации детей к детскому саду
статья по психологии

Данное взаимодействие начинается в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к дошкольной организации, и с целью обеспечения оптимального ее протекания, нами педагогами-психологами и иными педагогами, была разработана и внедрена модель организации адаптационного периода при поступлении детей в детский сад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1. Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации детей к детскому саду

Одной из базовых ценностей ФОП ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность – здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных условий для каждого малыша.

Во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к дошкольной организации, и с целью обеспечения оптимального ее протекания, нами педагогами-психологами и другими педагогами, была разработана и внедрена модель организации адаптационного периода при поступлении детей в детский сад.

СЛАЙД 2. Нашу работу мы осуществляем в следующих направлениях:

  • Работа с педагогами «Секреты успешной адаптации»;
  • Работа с воспитанниками «В детский сад без стресса и слез»;
  • Работа с родителями «Период адаптации есть и у родителей».

СЛАЙД 3.Первое направление - «Секреты успешной адаптации», где педагоги получают необходимые знания по установлению контакта с малышами и их родителями, а также по созданию психологического комфорта в группе детского сада, в которой бы малыш чувствовал себя уютно и непринужденно.

СЛАЙД 4.Обычно работа в данном направлении осуществляется не только в виде консультирования, но и проведения мастер-классов, деловых и квест-игр, где у педагогов есть возможность больше узнать об интересных играх в период адаптации.

Уже позже, когда дети посещают детский сад, мы проводим диагностическую работу, которая выражается в наблюдении за воспитателями, какие они применяют технологии в работе с детьми, и, если необходимо, даем консультацию, обращаем внимание на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребенком.

        В дальнейшей работе консультации с педагогами группы, носят практический характер. На них мы знакомим педагогов с индивидуальными особенностями детей и родителей группы, сообща решаем возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.

При этом с педагогами систематически ведется обсуждение вопросов о причинах возникновения психологического напряжения у ребенка в адаптационный период и о способах его снижения.

СЛАЙД 5. Для успешного протекания адаптационного периода уже на протяжении 5 лет в детском саду реализуется проект «В детский сад без стресса и слёз», который направлен на создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Проект представляет собой комплекс занятий, в котором задействованы специалисты ДОО: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

СЛАЙД 6. Чтобы малыши чувствовали себя спокойно и радостно в детском саду, педагогами-психологами дошкольной организации, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем, проводятся адаптационные мероприятия. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, мероприятия проходят с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с педагогом, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.  

Чтобы создать наиболее комфортные условия и осуществлять индивидуальный подход, мы делим детей на подгруппы. У каждой подгруппы занятия проводятся два раза в неделю.

СЛАЙД 7. Адаптационные мероприятия всегда начинаются с занятий педагогов-психологов. Например, педагог-психолог Варвара Владимировна проводит занятия для разностороннего развития каждого ребенка и создания благоприятного эмоционально – психологического климата «Здравствуй, детский сад», «Детский сад для ребят», «Давайте познакомимся».

СЛАЙД 8. В процессе занятий она использует игровые адаптационные способы приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка», «Привет! Дай ручку», «Хлопаем в ладоши», игры на развитие сенсорного восприятия «Мой дружок», «Волшебный мешочек», игры с музыкальными инструментами и погремушками. Игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком» помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры.

СЛАЙД 9. Я провожу занятия в театрализованной форме. Обязательно превращаюсь в сказочную зверюшка, куклу, солнышко и уже внешним видом создаю эмоционально положительный фон для детей и родителей. Мои занятия проходят с использованием музыкальных игр, игр-повторялок и различных упражнений: «Иди ко мне», «Собери цветочки», «Солнышко и дождик». 

СЛАЙД 10.Игры в кругу с обращением к друг другу «Передай улыбку (мяч)», «Погладь ладошку» направлены на более тесное невербальное сближение детей и педагога. Отдельно хочется остановиться на играх с песком. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность. При действии с песком у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.

Данные упражнения помогают создать доверительные отношения между педагогом и детьми, способствующие переключению внимания от родителя к педагогу, что также является условием легкой адаптации.

Помимо педагогов-психологов адаптационные занятия проводят музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

СЛАЙД 11.Музыкальные руководители во время занятий создают игровые ситуации   с персонажем – это может быть, кошечка, Петрушка, собачка, кукла, лошадка, матрешка и др. В этот период используются различные музыкальные игры и упражнения, направленные на установление контакта с детьми и вовлечения их в совместную игру. Общие хороводы «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.

СЛАЙД 12.Инструктор по физической культуре Оксана Викторовна в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста проводит физкультурно-оздоровительные занятия, игры малой и высокой подвижности «Зайки и лиса», «У медведя во бору», «Огуречик», «Воробушки и кот», а также игры с различным игровым оборудованием «Достань шарик», «Займи домик», «Найди кубик».

СЛАЙД 13.Во время проведения занятий специалисты тесно взаимодействуют друг с другом: педагоги-психологи присутствуют на каждом проводимом занятии, чтобы провести наблюдение за детьми и оказать помощь детям с высоким уровнем тревожности. Инструктор по физической культуре уделяет особую роль двигательной активности детей, а музыкальный руководитель оказывает помощь в музыкальном сопровождении.

СЛАЙД 14.Помимо отдельных занятий специалисты проводят совместные мероприятия для всех детей: интерактивные кукольные театры, спектакли, с участием старших дошкольников, квест-игры, творческие мастерские. Методы игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии самые продуктивные и незаменимые способы психологической работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.  

СЛАЙД 15.Они способствуют формированию у детей правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. А в процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.

СЛАЙД 16.Тесное взаимодействие всех специалистов в адаптационный период позволяет наладить доверительные отношения с каждым ребен0ком, подарить малышам минуты радости, пытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду, в игровой форме выразить каждому ребенку доброжелательное отношение.

СЛАЙД 17.Следующее направление работы – «Период адаптации есть и у родителей» включает в себя консультативно-просветительские мероприятия, нацеленные на снижение уровня родительской тревожности, на активизацию заинтересованности родителей малышей в позитивном сотрудничестве с детским садом.

Когда родители приходят зачисляться в детский сад, заведующая раздает им буклеты «Адаптация без стресса и слез», приглашение на родительское собрание и график проводимых занятий.

СЛАЙД 18.Родительское собрание мы проводим за неделю до адаптационных занятий и оно включает информацию об особенностях адаптации детей к условиям детского сада, психологических особенностях детей 2-4 лет, организацию работы групп по адаптации детей к условиям детского сада.

По окончании адаптационных занятий, которые проводятся до посещения детьми детского сада, мы проводим анкетирование о результатах занятий. Можно с уверенностью сказать, что родители довольны проведенными занятиями и хотели бы даже больше мероприятий, чем было проведено.

СЛАЙД 19. Далее взаимодействие с родителями выстраивается на основе диалога. Мы встречаемся с родителями на индивидуальных консультациях (сентябрь-октябрь). В ходе беседы собираем данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада, о том, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

СЛАЙД 20. Беседы с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

СЛАЙД 21.Уже сейчас мы можем сделать вывод о том, что для большинства малышей адаптационный период проходит максимально комфортно и безболезненно, благодаря активному взаимодействию педагогов детского сада между собой и с семьей. Об этом говорят результаты мониторинга уровня адаптации у младших дошкольников.

СЛАЙД 22. Реализация модели продолжается, а значит, что впереди нас ждет больше интересных адаптационных мероприятий, представлений для создания условий, облегчающих адаптационный период малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной адаптации детей в детском саду.

Эту статью лучше всего проиллюстрируют примеры запросов родителей детей из младшей группы детского сада, в которой я работаю.«Моему сыну 3 года. Начали ходить в детский сад, и он стал часто болеть. По...

Условия успешной адаптации детей к детскому саду.

Детям любого возраста очень сложно начинать посещать детский сад. В привычную жизнь буквально врываются изменения. В этом материале вы найдете ответы на вопросы: "Что такое адаптация?", "Степени адапт...

Условия успешной адаптации детей к детскому саду.

Детям любого возраста очень сложно начинать посещать детский сад. В привычную жизнь буквально врываются изменения. В этом материале вы найдете ответы на вопросы: "Что такое адаптация?", "Степени адапт...

Содержание работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду

Вашему вниманию предлагается описание содержания работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду....

Cообщение для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешной адаптации детей к детскому саду»

         Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоув...

Консультация для родителей "Условия успешной адаптации детей в детском саду"

Представленный материал поможет успешно адаптироваться малышу к условиям детского сада....

Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду

В статье представлен опыт работы ДОО по взаисодействию специалистов и педагогов, способствующее успешной адаптации детей 1,5 до 3 лет к детскому саду. Данная статья адресована педагогам, родителям...