Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
статья по психологии (старшая группа)

Лобанова Алена Александровна

Вопросами о природе и сущности игры занимались такие исследователи как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Во многих работах отражены и разные подходы к детской игре. Среди которых можно выделить объяснение природы и сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), как формы деятельности, в том числе усвоение деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). В психолого-педагогической литературе существует множество определений «игры», но все схоже в одном, что игра – это деятельность. В целом игра является одним из видов человеческой активности. Игра - это деятельность, предоставляющая всем ее участникам право свободного самовыражения (по О.А. Карабановой) [2]. Л.С. Выготский утверждает, что игра - это разумная, целесообразная, социальная система, подчиненная известным правилам [1]. С.Л. Новоселова под игрой понимает своеобразную форму размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности

Лобанова Алена Александровна

Педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №27 Красносельского района

г. Санкт-Петербург

Вопросами о природе и сущности игры занимались такие исследователи как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Во многих работах отражены и разные подходы к детской игре. Среди которых можно выделить объяснение природы и сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), как формы деятельности, в том числе усвоение деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). В психолого-педагогической литературе существует множество определений «игры», но все схоже в одном, что игра – это деятельность. В целом игра является одним из видов человеческой активности. Игра - это деятельность, предоставляющая всем ее участникам право свободного самовыражения (по О.А. Карабановой) [2]. Л.С. Выготский утверждает, что игра - это разумная, целесообразная, социальная система, подчиненная известным правилам [1]. С.Л. Новоселова под игрой понимает своеобразную форму размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры. Подобных мыслей придерживаются и такие известные педагоги как Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др. [3], и классифицирует их следующим образом:

1 Игры, возникающие по инициативе детей:

- игра экспериментирование;

- сюжетно-отобразительная;

- сюжетно-ролевая (от фантазии ребенка);

- режиссерская;

- театрализованная.

2 Игры, возникающие по инициативе взрослого (педагога):

- игры обучающие:

а) дидактические (обучающие);

б) сюжетно-дидактические (магазин, правила дорожного движения, что делать, если …пожар, эвакуация и т.д.);

в) подвижные.

- досуговые игры: 

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности:

-двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики:

- игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию:

- музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5. По игровому оборудованию:

- настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно - ролевые, режиссёрские и т. д.

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие его взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО. Для формирования социально-коммуникативных умений наилучшим образом подходит социально-ролевая игра, являющаяся основным видом игр дошкольного детства, и эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, коммуникативных умений, социализацию, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и другое. Педагог, работающий с дошкольниками, должен обладать способностью организации и управления игровыми методами обучения (игры предметной, ролевой, сюжетно - ролевой с правилами, по Д.Б. Эльконину), в основе которых лежит точный и адекватный учет возрастных особенностей обучаемых, структуры их самосознания, интеллектуальной деятельности и поведения детей.

Одной из важнейших функций сюжетно - ролевой игры является коммуникативная функция, которая заключается в развитии обмена знаниями и умениями в ходе игры и установления на этой основе дружеских взаимоотношений [4]. Организуя, сюжетно- ролевые игры, специалист должен решать две задачи: развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания ребенка, становления детского коллектива. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова разработали принципы организации сюжетно - ролевой игры:

Принцип 1 Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, специалист должен играть вместе с ними. В совместной игре педагог должен опираться на позицию «играющего партнера».

Принцип 2 Специалист должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу усваивался новый, более сложный способ построения. Взрослый должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка.

Принцип 3 Необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослым или сверстнику. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры.

Принцип 4 Воспитатель должен овладеть игровой культурой, игровой грамотой; свободно оперировать элементами сюжета - событиями, персонажами, действиями, уметь развертывать сюжет.

Реализация педагогических задач в области коммуникации осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.  В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу (мальчики отказываются исполнять роль воспитательницы и т. д.). У детей шестилетнего возраста можно наблюдать игры не только с бытовыми сюжетами (дочки - матери и т.п.), но и игры с производственными сюжетами («железная дорога», «строительство» и т. п.), получают дальнейшее развитие игры с широкими общественными сюжетами такие как «космос», «война» и т. п.

С усложнением игры к шестилетнему возрасту увеличивается состав ее участников. Еще до начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, подбирают необходимые игрушки, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя определенный персонаж, чего не наблюдается у малышей. Сюжетно - ролевая игра возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. Эти внутригрупповые отношения влияют на распределение ролей. Как указывает А.П. Усова, данные взаимоотношения проявляются на самых первых этапах игры: на основе избирательной симпатии и возникает игровая группа, которая может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, затем интересом детей друг к другу; по сюжету, который как-то устраивает большинство, или, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности вступить в общение с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе [6]. Большое значение для развития внутригрупповых взаимоотношений имеют сюжетные взаимоотношения, в которых воплощаются представления детей о социальных взаимозависимостях взрослых. Исследования показали, что в играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им не доступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реальной жизни, - отмечает Д.Б. Эльконин, - подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием коллективных игр у детей воспитываются нормы коллективного поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведения», т. е. появляется осознание себя как членов определенного коллектива, чувство «Мы».

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки [5].

Сюжетно - ролевая игра требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений, на усвоение их нравственных норм, на развитие личности ребенка в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре - при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т. п. Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой по себе роли, дети этого возраста чрезвычайно Выполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что «бывает». В этом же возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; по мимо условных и символических (положили голову на ладошку – уснули) дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

К концу старшего дошкольного возраста эмоции начинают уступать место «интеллектуальным процессам, связанным с усвоением и переработкой знаний об окружающем мире, о себе самом. Постепенно чувства становятся более рациональными, и в случае, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки, начинают подчиняться мышлению». В дальнейшем ребенок научается управлять своими чувствами, сознательно их употреблять, демонстрируя окружающим свои переживания и воздействия на эти переживания. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Литература

1.  Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2

2.  Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – М.: Просвещение, 2010 – 96с.

3. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя – М «Просвещение», 1988 – 190с.

4. Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками [Текст] // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: 1990 - 254с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 456с.

6. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей./ Под. ред. А.В. Запорожца. – М., «Просвещение», 1976 – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игре

в процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет.Они также расширяют свой кругозор, развивают познавательну активность,обогащают свою речь....

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисованияПонятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения&r...

Проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания...