Умственная отсталость и задержка психического развития
методическая разработка по психологии

Баклаушева Гульнара Надыровна

УО и ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennaya_otstalost_i_zpr.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Умственная отсталость и задержка психического развития

Отсталость умственного развития представляет собой не психическое нарушение, а особенное состояние, которое характеризуется тем фактом, что интеллектуальное развитие определенного ребенка ограничено определенными рамками со стороны функционирования ЦНС. Ребенок с интеллектуальной задержкой развития способен учиться и развиваться, но исключительно в пределах своих биологических возможностей. Этот факт очень сложно принять родителям особых детей, поскольку они хотят, чтобы их ребенок был как другие дети.

Стоит отметить, что отсталость умственного развития не поддается лечению. Конечно, врачи назначают особую стимулирующую терапию, в том случае, если нет каких-то противопоказаний, тем не менее эффективность данной терапии может заключаться исключительно в рамках своих биологических способностей организма отдельного ребенка. Так, можно сделать вывод, что перспектива развития и социальной адаптации детей с интеллектуальной отсталостью в значительной степени зависит от особенности процессов обучения и воспитания.

Исходя из уровня и степени интеллектуальной отсталости возможно достичь тех или иных результатов в большей или меньшей степени. Также стоит учитывать, что дети с интеллектуальной отсталостью являются инвалидами с детства, получают пенсии, а также у них есть опекун или их помещают в специальные заведения социального обеспечения.

Как правило, в работе с такого рода детьми с точки зрения патопсихологии, помимо диагностического исследования, также организуют большую психотерапевтическую и консультационную работу с родными и близкими таких детей.

Не многие родители способны справиться с наличием особого ребенка самостоятельно, помимо этого, часто вместе с детьми с умственной отсталостью воспитываются ментально здоровые дети, которые также нуждаются в психологической поддержке.

Категория детей с легкой степенью интеллектуальной задержки (дебильностью) сталкиваются с другими проблемами.

 Их проблемы прежде всего относятся к невозможности хорошо справляться с учебной программой традиционной общеобразовательной школы. Ситуация, когда ребенка необходимо перевести во вспомогательную школу воспринимается, как родителями, так и детьми очень трагично. Интересно, что к вопросу процесса обучения детей с интеллектуальной задержкой относятся по-разному в разных странах мира. В некоторых странах рекомендовано обучать особых детей с остальными детьми, а другие, напротив направляют их в специализированные учебные заведения.

Что касается России, то еще некоторое время назад дети с дебильностью проходили обучение в особенной школе. Сегодня родители детей с умственной отсталостью зачастую игнорируют рекомендации медицинской и педагогической комиссии. Поскольку детей с интеллектуальной задержкой развития могут поместить в коррекционную школу исключительно по согласию родителей, то родители очень часто начинают искать обходные пути. На сегодняшний день многие общеобразовательные школы имеет также особые классы – коррекционные, где также обучаются дети с дебильностью. Более того, даже в некоторых частных школах могут обучаться дети с умственной отсталостью.

Адекватное воспитание детей с легкой степенью интеллектуальной отсталости является существенной проблемой, которое во многом влияет на последующую образовательную и социальную адаптацию. Воспитание играет значительную роль, поскольку при грамотном воспитание дети с нарушениями в умственном развитии после того, как они вступают во взрослую жизнь, они чувствуют себя достаточно хорошо и полноценно (работают на обычной работе, заводят семью, детей), а также являются полноценными членами общества. Таким образом, специалисты в области патопсихологи способны оказать значительную помощь и поддержку, посредством осуществления консультации детей с интеллектуальной задержкой развития вместе с их родителями.

Важно также отметить тот факт, что задержка умственного развития и олигофрения понятия практически похожие, тем не менее, можно судить о наличии олигофрении исключительно в случае, когда причины точно установлены. Когда причина не определена, то, как правило, употребляется понятие отсталость умственного развития.

Степени умственного недоразвития при олигофрении

Интеллектуальную недоразвитость олигофрении классифицируют по уровню выраженности на 3 категории: дебильность, имбецильность и идиотию, их количественная пропорция составляет 75%, 20% и 5% соответственно.

Дебильность

Рассмотрим первый тип умственной отсталости – дебильность. Так, понятие «дебильность» представляет собой легкую по проявлениям, и вместе с тем наиболее часто встречающуюся форму олигофрении, так как именно с этой категорией чаще всего сталкиваются в процессе отбора детей в коррекционные школы. Именно дети с олигофренией формируют значительный массив учеников коррекционных учебных заведений, и поэтому их число там является подавляющим. В исследовательском аспекте данная форма изредка может вызывать затруднения, поскольку данное расстройство выражено незначительно. Такие дети имеют навыки обобщения, часто хорошую память и речевые умения. Это помогает им в чтении, письме, счете, а также позволяет справляться с образовательной программой коррекционной школы.

Если нет усугубляющих факторов, то также выявляются хорошая работоспособность и проявление старательного выполнения заданий. Наличие свойства эмоционального сокрытия, их наиболее демонстративная дифференцированность упрощают вырабатывание системы самоконтроля.  

Но все же дебильность имеет те компоненты, которые присущи олигофренического нарушения умственных способностей. Так, мышление характеризуется наглядно-образным свойством. Достоверное и корректное формирование определений становится недостижимым. Также дебильности свойственны слабые умения к обобщению и отвлечению. Нет четкого понимая смысла прочитанного материала. Дети с диагнозом дебильном хорошо воспринимают предметы и их картинки, но вместе с тем испытывают сложности с установлением сравнения и связей между ними. Этот феномен отлично отражен в исследовании с представленными картинками, на которых изображены сюжетные ситуации.  Когда дети сталкиваются с математическим счетом, им очень сложно усваивать количественную характеристику чисел, а также смысл знаков арифметики. Если заранее не объяснить условие простой задачи, такие дети зачастую не способны осмыслить ее. А в ходе решения такой задачи нередко проявляют застревание на предыдущем шаге действия. Помимо этого, им доставляет  большую сложность справляться с осознанием грамматических правил. Более того, их фразы и речь отличается примитивностью и явными грамматическими ошибками. Выражения слов обычно никак не связаны с определенной ситуацией, а также понимаются очень медленно.

Умственная отсталость взаимосвязана с ярко выраженной чертой незрелости личности. Очень явно выражены заимствованные взгляды и суждения, проявление равнодушия и интереса в игровой, трудовой и образовательной деятельности, а также отсутствие проявления инициативности. Несмотря на то, что есть общая сохранность эмоций, однако нет ярких проявлений переживания данных эмоций.

Кроме этого, ярко визуализируется нехватка выразительности мимики и тонких дифференцированных движений. Зачастую проявляются неврологические проявления, дисплазия конструкции тела, а также цереброэндокринные нарушения. Вместе с тем важно подчеркнуть, что если применять грамотные воспитательные и обучающие методики, регулярно прививать навыки трудовой дисциплины, не допускать нервно-психических переживаний, которые являются осложняющими факторами умственной задержки, с точки зрения социальной адаптации и функционирования данных детей прогноз начальной формы олигофрении может считаться благоприятным.

Имбецильность

Имбецильность отличается уже более сложной степенью задержки интеллектуального развития, в сравнении с дебильностью. Особенность и явность проявления олигофренического расстройства при имбецильности ярко выражена. В первую очередь это связано с проявлениями полного отсутствия отвлечения от определенной ситуации, а также формированию даже самых примитивных понятий. Суждения таких детей очень скудны и отличаются тем, что не проходят никакую обработку от заимствований другими людьми. Логические функции также располагаются на крайне низком уровне. Дети с имбецильностью неспособны осознать основной посыл прочитанного им текста, а содержательную часть передают лишь после наводящих вопросов.

Исходя из нарушений слуховых и зрительных функций, анализирование материала проявляется при невозможности запомнить буквы, которые похожи по написанию или звучанию, а также им крайне сложно составлять звуки и буквы в слоги и слова. Навык чтения как правило определяется лишь механическим характером, а осознание идеи прочитанного полностью отсутствует. Обучение счету по порядку возможно только до десяти.  

Что касается словарного запаса, то он характеризуется ограниченным набором слов, как правило, определяющих конкретные предметы. Речевые навыки отличаются отсутствием выразительности, словосочетания короткие и с наличием грамматических ошибок. Зачастую отмечается косноязычие.

Моторная функция практически не дифференцирована. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом.

В любой деятельности проявляется отсутствие инициативы и самостоятельности, разговаривают штампами, основанными на подражании. Таким образом, их трудовая деятельность ограничена функционалом повторения заученных стереотипных аспектов. Умственный анализ собственных действий и опыта практически отсутствует. Любое изменение привычного трудового или бытового макета часто вызывает растерянность, соответственно адаптация к жизни и типичной трудовой деятельности достижимо только, если есть постоянная помощь, содействие и контроль. Вместе с тем таким детям свойственна характерная наблюдательность в ежедневных делах, а также имеется тенденция к накоплению некоторого объема информации. Зачастую такие дети могут справляться с осознанием и озвучиванием простых фраз, а также выявление отличий между вещами на основе отметки их типичных признаков. Им также присущи базовые умения в самообслуживании.

В достаточной степени сохранены некоторые эмоции, а также признаки сочувствия, помощи другим людям, они также способны демонстрировать реакцию на похвалу и порицание. Наблюдаются также признаки самооценки на начальной стадии, которая проявляется в проявлении своей физической слабости, а также неловкости моторной деятельности.

Если отсутствуют осложняющие факторы олигофрении, то дети и подростки с диагнозом имбецильности, зачастую могут заниматься несложными видами физической работы, например такими как подбор по размеру и цветовой структуре деталей для бытовых приборов, картонажными работами и др. Дети с отягощенной степенью имбецильности обучение даже самым элементарным видам производственного труда не представляет возможности.

Существует градация умственного расстройства при диагнозе имбецильность.  Так, менее тяжелая форма, которая характеризуется в достаточно полной развитости речевой функции, навыки к получению простейших практических умений, дифференциация с дебильностью нередко представляет определенные трудности.  

В таких случаях детей рекомендовано перемещать в диагностические классы коррекционных школ, в которых         выраженность         умственной отсталости может быть определена степенью обучаемости.

С неврологической точки зрения, у детей, страдающих имбецильностью, часто наблюдаются всевозможные проявления, связанные с нарушениями черепно-мозговой деятельности, встречаются судорожные припадки и патологические рефлексы. Помимо этого, выявляется дисплазия черепа, а также проявления микро- и гидроцефалии. Со стороны внешности чаще, чем при дебильности, выявляются разнообразные дисплазии телосложения, а также церебрально-эндокринные расстройства.

Идиотия

Самую тяжелую степень олигофрении составляет идиотия, которая заключается в грубом недоразвитии функций восприятия. Проявление реакции на окружающую обстановку выражено очень слабо либо же неадекватно. Свою личность осознают очень поверхностно и туманно. Мышление преимущественно отсутствует, проявление феномена алогии.

В речи, направленной к нему (ребенку с идиотией), воспринимается не ее смысловое значение, а интонационная форма, жесты, мимика. Специфика развития собственных речевых функций напрямую зависит от степени и глубины расстройства. Иногда бывает так, что речь проявлена нечленораздельными звуками, или ограничена набором отдельных слов (существительных или глаголов, чаще в неопределенной форме). Слова не согласованы между собой, отличаются грубыми ошибками в произношении, а также проявление непонимания смыслового содержания.

Эмоции крайне примитивны, и в наибольшей степени основаны на проявлении базовых физических потребностей или самочувствия. Удовольствие и удовлетворение достигается посредством примитивных базовых желаний, ощущение тепла, соматического благополучия и сытости, а также удовлетворением патологических проявлений (прожорливость, онанизм, сосание пальцев, жевание несъедобных предметов).  И, напротив, ощущение неудовольствия заключается в ощущении чувств голода, холода, дискомфорта или боли.

Способы выражения эмоций также являются крайне примитивными. Так, радость выражается в возбуждении двигательной активности, отчетливой мимике и крике, а состояние недовольства проявляется сильной агрессией и склонности к повреждению самого себя. Страх зачастую связан непосредственно с боязнью чего-то неизведанного и нового. Тем не менее, при легкой степени нарушения у многих детей можно наблюдать признаки социальных проявлений эмоций, такие как тяга к людям, которые о них заботятся, демонстрируют радость в моменты, когда на них направлена похвала, и напротив возникновение беспокойства в моменты, когда им делают замечания. Общая эмоциональная картина проявляется или радостью с элементами состояния эйфории, или напротив, апатией и ленью, но значительно реже угрюмостью или злобным настроем.  

Преимущественное недоразвитие моторной функции наблюдается в отсутствии однообразных и замедленных двигательных действий, а также расстройства координации, которое может быть проявлено даже невозможностью стоять или ходить.

Практически отсутствует деятельность как таковая, нет проявленных навыков самообслуживания. Дети, которые страдают от данной формы олигофрении, предоставленные сами себе, некоторые просто лежат или сидят не проявляя никакую реакцию на окружающих и происходящее, а другие, напротив, суетливы и беспокойны. Двигательные показатели в основном имеют тенденцию достаточно ритмичное покачивание телом, а также проявляют однотипные движения конечностями и головой. С точки зрения неврологии у детей, страдающих идиотией наблюдаются различные деформации черепной коробки, параличи, судороги и парезы. Помимо того, очень часто наблюдаются тяжелые дефекты в физическом формировании, среди которых нарушения развитости кожного покрова, эндокринных процессов, а также ярко выраженная дисплазия телосложения.

        Основные         подходы         к         психологической         диагностике

интеллектуальной недостаточности у детей

Исследование степени умственного становления у детей и подростков на протяжении долгого времени вызывает особый интерес у ученых и исследователей, где центральное место занимают запросы образовательной адаптации детей с интеллектуальными расстройствами. Наличие данной проблемы повлияло на разработку многих эмпирических тестов и диагностик, а также шкал измерения интеллекта, которые нацелены на определение и описании отдельных интеллектуальных структур, а также всего интеллекта в целом. Стоит отметить, что ранние тесты были направлены на обнаружении интеллектуальной недостаточности, наиболее известными среди них являются – варианты тестов Бине — Термена, Станфорд — Бине и др. Помимо подобных тестов, также широкую популярность получил тест Д. Векслера, которые отличаются наиболее удобным способом обработки полученных данных, а также состоит из большого разнообразия упражнений.

Кроме всего прочего, получили большую известность разнообразные классификации и адаптации данных тестов, но вместе с тем наименее успешные предположения о выстраивании шкал детского интеллекта.  За последнее время отечественными учеными и исследователями также предпринимаются подобные попытки описания шкал. Среди которых стоит выделить вариант методики Векслера, описанный А.Ю. Панасюком, а также разработка и адаптация некоторых заданий из теста Амтхауэра, проведенная 3. Ф. Замбацявичене и др.  

Если сильно не углубляться в критическую часть методов тестирования, можно выделить, что заключения тестов имеют только констатирующую основу, но не объясняют сущность. Достаточно продолжительный период использования диагностик на основе тестовых форм позволил многим профессионалам прийти к заключению, что сниженные показатели в тестах на интеллектуальное развитие не всегда демонстрируют отрицательные возможности ребенка, зачастую это значит то, что он всего лишь не смог воспользоваться своими способностями. То есть, с результатами тестирования необходимо быть очень внимательными и не делать категоричных выводов о состоянии интеллектуального развития ребенка.

Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний Центральное место в психолого-педагогических исследованиях занимает вопрос о разграничении патологий, связанных с умственной задержкой развития от похожих состояний. Что же вызывает значительные затруднения в ходе дифференциального исследования?

Зачастую подозрения на полноценность интеллектуального развития могут возникать из-за отсутствия успеваемости в учебном заведении, однако сопоставление интеллектуального отставания с неуспеваемостью является грубейшей ошибкой.

Чаще всего наличие плохой успеваемости связано с другими причинами, а не умственной отсталостью. Одной из ведущих причин плохой успеваемости является недостаточная подготовка ребенка к школьному обучению, а также отсутствие привитых ребенку навыков и умений до школьного периода. Такие дети, часто не умеют выполнять требуемое, не способны доводить дела до конца, а также проявлять внимательность и сосредоточенность в процессе обучения. В случае если ребенок поступает в класс, где недостаточно компетентный учитель, проявляется игнорирование индивидуальности учеников, успеваемость такого ребенка становится уже педагогической запущенностью.

Другой причиной плохой успеваемости являются также неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье, где наблюдается нехватка родительского внимания и помощи, а также отсутствие контроля, наличие конфликтов в семье и т.д.

Наиболее сложные проявления возникают в случае, когда дети с раннего возраста были лишены родительского тепла и внимания, часто такие дети находятся в интернате или дошкольном учреждении, таким образом они были лишены тесной эмоциональной связи со взрослыми, в данных ситуациях может возникнуть педагогическая запущенность. Такие дети имеют крайне ограниченный словарный запас, не имеют представлений о базовых явлениях и не способны оперировать логическими операциями. У таких детей ресурс к обучению ниже, чем у их сверстников, поэтому даже в первом классе они имеют плохую успеваемость.

Другим фактором, с которым может быть связана плохая успеваемость ребенка может быть связана с астеническим состоянием ребенка, которое могло быть вызвано, например, затяжной болезнью, соответственно у ребенка снижаются функции памяти, появляется быстрая усталость, внимание, а также ухудшается поведение. Однако в данном случае не происходит никаких органических нарушений.

Самым трудным с точки зрения исследования умственных нарушений представляют дети с ЗПР (задержкой психического развития). Такие дети тоже часто оказываются в числе неуспевающих уже в первых образовательных классах. На сегодняшний день эта категория детей изучена достаточно глубоко как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической.

Исходя из специфики происхождения, а также продолжительности времени воздействия на организм ребенка патологических факторов, ЗПР проявляется разными симптомами как в познавательной и образовательной деятельности, так и в эмоционально-волевой сфере.

Так, например, ЗПР церебрального происхождения или хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.

В ходе развития психологической задержки происходит неравномерное формирование функций психики, при этом наблюдается как поврежденность, так и недоразвитие определенных процессов психики. А для олигофрении напротив свойственны иерархичность поражения, а также тотальность.  

Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с задержкой психического развития (Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, В. И. Лубовский, Н. А, Никашина, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др.), выявили ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении.  

К основным проявлениям и симптомам детей с ЗПР относят низкую работоспособность на фоне чрезмерной истощаемости, несформированностью эмоциональной сферы, слабость в проявлении воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.  

Помимо этого, игровая деятельность также развита не в полной мере. В мышлении наблюдается недостаток словесно-логических операций, а восприятие, в свою очередь – замедленно. Задания с использованием наглядно-действенного плана даются ребенку легче, и он может выполнить такое задание лучше.  

Чтобы оценить и проанализировать степень развитости мышления, при психологической и педагогической диагностики, важно понаблюдать и сравнить качество выполненного задания со словесно-логическим и нагляднодейственным материалами.

Более того, у детей с ЗПР плохо развиты всевозможные виды памяти, а также они не способны пользоваться дополнительными методами и средствами для запоминания. Для них требуется гораздо более продолжительный период для восприятия и переработки сенсорной информации. Проявляется также неустойчивое внимание, а также довольно низкий уровень самоконтроля.  

Перед обучением в школе, у таких детей не развиты базовые операции мышления, такие как синтез, сравнение, анализ, обобщение. Дети, страдающие ЗПР не в состоянии ориентироваться в задании. Тем не менее, важно подчеркнуть, что в сравнении с детьми, страдающих умственной отсталостью, у детей ЗПР, как правило, уровень обучаемости выше, они также могут выполнять похожие задания и умеют пользоваться помощью других людей.

В диагностике навыков чтения, счета или письма они проявляют такие же недочеты, что и дети с интеллектуальной отсталостью, однако, у них есть важные различия.

В частности, если дети с ЗПР не поняли прочитанного материала, то они стараются понять текст, используя часто перечитывание несколько раз, у детей с интеллектуальной задержкой развития нет никакого стремления осознать прочитанное, и следовательно, зачастую их пересказ может быть несвязным и нелогичным.

Навык письма представлен плохо поставленным почерком, а также небрежностью. Это объясняется с недоразвитостью пространственного восприятия, а также моторики. Кроме этого, детям, страдающих с ЗПР предоставляется большая трудность с звуковым анализом. Если сравнивать с детьми с задержкой интеллектуального развития, то у них это нарушение выражено серьезнее.

Предмет математики дается им также крайне сложно, однако оказание помощи таким детям может способствовать более эффективному результату, чем у детей с умственной задержкой. С учетом этого, важно выстроить обучающее занятие в экспериментальной форме для диагностики.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость. Поэтому отграничение этих нарушений от умственной отсталости является актуальной задачей.  

Даже незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.).  

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п.), а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.  

Известны разные виды речевых нарушений, имеющих различную степень выраженности в зависимости от силы и времени поражения. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи.  

Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с «безречевыми» инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых.  

Все вышеперечисленные нарушения в будущем могут развиться в умственную отсталость, если не будут предприняты определенные меры.

 

Литература: 1.         Архипов Б.А., Афанасьева Ю.А., Бельтюкова А.А., Еремина А.А.,

Караневская О.В., Новикова Н.М., Стасько А.А., Суворова О.И., Титова О.В., Яковлева И.М. Педагогические технологии обучения детей с нарушением интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / под ред. И.М.Яковлевой. − М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. – 305 с. 2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Данный материал залежался в моем ноутбуке, конечно же не я его составила, но и автора данного материала я не знаю. Но это очень полезный материал для всех педагогов и психологов в том числе. Так что, ...

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью ...

Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).

В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и  УО....

Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста.

Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста....