Родительское собрание "Ребенок на пороге школы"
материал по психологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: содействие формированию психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе понимания готовности детей к обучению в школе . Планируемые результаты: осознание родителями их роли в подготовке ребёнка к школе; понимание и поддержка родителями своего ребёнка в период адаптации к школе; снятие тревожности у родителей в период перехода ребёнка на новый уровень развития.
Анкетирование родителей (28 чел.) Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе? Да - 17 , Частично - 6 , Нет – 2, Не знаю - 3 Есть ли у Вас опасения в отношении того, как пройдёт период адаптации Вашего ребёнка к школе? Да – 20 Нет – 8 С чем связаны опасения? готовность - 15, нет никаких опасений - 7, коммуникация со сверстниками и учителем – 6, адаптация – 3, всё беспокоит - 1
Каким Вы желали бы видеть Вашего ребёнка на пороге школы? подготовленным в эмоционально-волевой сфере (эмоционально устойчивым/ уверенным в себе/ самостоятельным, ответственным, собранным, внимательным, усидчивым, послушным) – 22, мотивационно подготовленным (радостным, счастливым/ с удовольствием посещающим школу/ заинтересованным) - 14, педагогически подготовленным (эрудиция, знания) – 11. Готовите ли Вы своего ребенка к школе? Чему больше уделяете внимание при этом? обучению чтению/ обучению счёту/ развитию познавательных процессов - по 23, развитию волевых качеств – 21 , развитию умения общаться – 19, физическому развитию/ развитию любознательности – по 14, развитию умений рассуждать, делать логические заключения/ развитию мелкой моторики – по 13, покупкам школьных принадлежностей - 6. 26 из 28 родителей отметили, что уже определились с тем, в какую школу пойдёт их ребёнок.
Готовность к обучению в школе – это комплексная (общая) готовность ребёнка, включающая в себя следующие компоненты: Физическая Педагогическая готовность готовность Психологическая готовность
Физическая готовность хорошее состояние здоровья ребёнка (правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем); нормальное физическое и нервно-психическое развитие; определенная выносливость и работоспособность организма; сформированность крупной моторики (успешное овладение всеми видами основных движений - бег, различные виды ходьбы, лазание, прыжки, метание мяча и др.); развитая мелкая моторика рук, развитая координация движений; овладение ребёнком культурно-гигиеническими навыками, сформированность привычек к соблюдению правил личной гигиены.
Педагогическая готовность включает в себя навыки чтения, счёта, письма, рисования; сформированность представлений об окружающем мире; чистую речь; определённый кругозор (к 6–7 годам ребенок должен хорошо ориентироваться во времени, пространстве и окружающем мире)
Важное место в педагогической готовности к школе занимает развитие речи: Необходимо научить ребёнка: - правильно различать и произносить звуки, - осуществлять звуко-буквенный анализ; - осмысленно говорить, высказываться развёрнутыми предложениями (учить составлять рассказы по картинкам); - прививать любовь к чтению книг.
Психологическая готовность Мотивационная Эмоционально-волевая Интеллектуальная Коммуникативная
Значимость компонентов готовности к школе
Мотивационная готовность – предполагает у ребёнка желание принять новую социальную роль – роль школьника. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью — учёбой. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью!
Проективная методика «Рисунок школы» Цель: определение мотивационной готовности (всего 33 рисунка) 6-5 баллов ( 11 рисунков) – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 4-2 балла ( 20 рисунков) – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к школе и учителю; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 1-0 баллов ( 2 рисунка) – у ребенка явно выраженный страх перед школой, что может привести к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Положительная сформированная позиция к дальнейшему обучению характерна для тех дошкольников, которые уже имеют некоторые представления о том, что их ожидает в будущем. Их родителями поддерживается интерес детей к получению новых знаний о школе. Данные анкетирования: Как часто вы разговариваете с ребенком о школе? Часто – 24, иногда – 2, редко – 2 Как часто ребёнок задаёт вопросы о школе? Часто – 16, иногда – 9, редко - 3
Как создать у ребенка положительное отношение к обучению в школе Формирование различных интересов, увлечений (возможность ребенку пробовать свои силы в разных сферах). Встреча и знакомство с учителями (Дни открытых дверей в школе). Рассказы о своих любимых учителях. Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей. Совместный просмотр фильмов, передач с последующим обсуждением. Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Семейное чтение художественной литературы. Организация книжного уголка для ребёнка. Обращение вместе с детьми к семейной библиотеке в поисках информации. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги. Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу. Помните , что принудительное обучение бесполезно. Важно: - отвечать на все вопросы детей; - избегать отрицательных оценок деятельности ребенка.
Значимость компонентов готовности к школе
Эмоционально-волевая готовность – эмоциональная устойчивость, умение управлять своим поведением (ребёнок способен проявить определенное усилие: поставить цель, принять решение, наметить план действий, целенаправленно исполнить его).
Рекомендации по развитию эмоционально-волевой готовности Старайтесь приучать ребенка к соблюдению режима дня. Давайте ребёнку простые поручения и следите за тем, чтобы он их выполнял. Тактично напоминайте ребёнку о его обязанностях. Поощряйте ребёнка доделывать до конца любое дело. Поощряйте усидчивость ребёнка. Ограничьте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком какого-либо задания. Искренне радуйтесь вместе с ребёнком его успехам. Акцентируйте внимание на успехах ребёнка, а не указывайте на его неудачи.
Значимость компонентов готовности к школе
Интеллектуальная готовность предполагает: сформированность восприятия, сформированность внимания, сформированность воображения, развитую память, сформированность пространственных представлений, сформированность мыслительных операций (синтез, анализ, обобщение, исключение лишнего, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение мыслить по аналогии с заданным образцом и др.)
Восприятие: различать цвет и форму предмета; по незначительным деталям определять предмет и различать его по величине и т.д. ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года); ориентироваться в пространстве (внизу, вверху, направо, налево, на другую сторону и т.д.). Внимание: - выполнять задания, не отвлекаясь около 20 минут; - находить отличия между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - копировать в точности узор или движение. Память: - уметь запоминать не менее 8-10 предложенных слов или предметов; - рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы; - повторять дословно предложения из 9-10 слов; - подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картины.
Мышление: объединять предметы в группы по определённым признакам; находить закономерности; выделять предмет, не подходящий к общим признакам; уметь выстроить последовательность событий. Речь: У ребёнка должно быть хорошее развитие фонематического слуха. Ребёнок должен: - различать буквы и звуки, выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку; - составлять предложения из нескольких слов; - составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок; - уметь задавать вопросы и отвечать на них; - иметь достаточный словарный запас. Мелкая моторика: свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку и линейку; уметь копировать простейшие рисунки; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Значимость компонентов готовности к школе
Коммуникативная готовность предполагает умения ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться - то есть качества, обеспечивающие его безболезненную адаптацию к школе .
Как помочь ребёнку научиться общаться? - Будьте вежливы, уважительны, сострадательны и заботливы по отношению к членам вашей семьи и близкому окружению. Научить ребёнка общаться можно только личным примером. - Ребёнок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и вам, и окружающим его людям. Надо воспитывать у ребёнка умения: сотрудничать со сверстниками, учитывать их интересы, договариваться; управлять своим поведением; слушать и слышать своего собеседника; говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль; пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей , не быть заносчивым (не демонстрировать своего превосходства над окружающими).
Значимость компонентов готовности к школе
Таким образом, у будущего первоклассника гораздо важнее сформировать стремление к учению, умение управлять своим поведением, развивать внимание, память, мышление, воображение, речь, умение общаться.
Результаты психологической диагностики готовности к обучению в школе (октябрь 2023 г.) всего 50 детей Уровень готовности Количество детей (%) I - Готов 22 (44%) II -Условно готов 10 (20%) III - Условно не готов 13 (26%) IV - Не готов 5 ( 1 0 %) «Продолжи узор» max 5 баллов «Сосчитай и сравни» max 5 баллов Звуко-букв. анализ слова max 5 баллов Корректурная проба max 5 баллов Рисунок человека max 5 баллов 3,1 3,7 3,2 3,6 3,3
Зачисление в школу Ежегодно с 1 апреля по 30 июня на портале Госуслуг Красноярского края доступна запись первоклассников в школу по прописке. Для получения услуги достаточно: – указать сведения о ребёнке; – выбрать образовательное учреждение (по территориальному закреплению школы); – заполнить сведения о заявителе; – прикрепить необходимые документы (копию паспорта родителя; копию свидетельства о рождении ребёнка; копию свидетельства о регистрации по месту жительства ребёнка: форма №8 при постоянной прописке, форма №3 при временной прописке; копии документов, подтверждающих право на первоочередное зачисление в школу). Следить за статусом обработки заявления можно в личном кабинете на портале Госуслуг Красноярского края, раздел «Мои заявления». Запись для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Проект решения родительского собрания: 1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе. 2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе: - развивать интересы и способности ребенка; родителям вместе с ребенком посетить День открытых дверей в школе, - в ДОУ и дома чаще играть с детьми в сюжетно-ролевую игру «Школа», - позитивно разговаривать с детьми о школе; - прививать интерес к чтению художественной литературы. 3. Родителям принимать участие вместе с детьми в различных мероприятиях ДОУ познавательной, эстетической и спортивной направленности .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212888-1361959571.jpg)
Родительское собрание "На пороге школы"
Вашему вниманию предлагается конспект родительского собрания в подготовительной к школе группы совместно с учителями и родителями "На пороге школы"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-505691-1414512106.jpg)
Родительское собрание "На пороге школы"
Подготовка к школе - это одна из множества задач дошкольного образования....
Разработка родительского собрания "На пороге школы"
Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/28/picture-911066-1551341818.jpg)
Детско - родительские отношения. Выступление на родительском клубе "На пороге школы"
Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-65815-1485326443.jpg)
Родительское собрание "На пороге школы"
Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе "На пороге школы" с элементами технологии АМО. На мероприятии использованны тренинги, игры, мультимедийный компо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/29/picture-1150993-1577602015.jpg)
Презентация Родительского собрания "У порога школы"
Презентация Родительского собрания "У порога школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182058-1572445217.jpg)
Конспект родительского собрания «На пороге школы…» (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому ...