ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
материал по психологии
Внимание является одним из важнейших условий эффективности всех видов деятельности, поэтому проблема изучения внимания детей на сегодня так актуальна. Внимание – это главный показатель динамики всех психических процессов. Поэтому внимание рассматривается как основа успешной познавательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дошкольном возрасте различают два вида внимания: непроизвольное – от приблизительной реакции на сильные раздражители до сосредоточения на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого до саморегуляции и самоконтролю в соответствии с поставленной целью и принятыми способами действия Развитие свойств внимания дошкольника в значительной степени зависит от значимости, эмоциональности, интереса к материалу и характера выполняемой ребенком деятельности.
Изначально у ребёнка развивается только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней среде (например, переход от темноты к свету), движущиеся предметы (например, блестящий шарик, который передвигают в поле его зрения). Особое значение в организации внимания ребенка имеют объекты и их свойства, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей.
Непроизвольное внимание достигает высокого развития в дошкольном возрасте. Организация воспитательной работы имеет решающее значение в развитии непроизвольного внимания. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно проявлять эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, педагог вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточиваться на них. Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой стадии развития, то произвольное внимание у них начинает только формироваться.
Динамика развития волевых качеств и свойств произвольного внимания у детей дошкольников. Способность к целенаправленной деятельности выражается в умении стремиться к цели — выполнить задачу, решить проблему, сохраняя ясность конечной цели на протяжении всего хода ее достижения. Таким образом, дети с низкой активностью целенаправленности не могли самостоятельно, без посторонней помощи мобилизовать себя на достижение цели.
Устойчивость произвольного внимания. В возрасте трех-четырех лет дети уже интересуются многими вещами, внимательно слушают взрослых и долгое время наблюдают за их работой. Когда они заинтересованы какой-либо игрой, они полностью поглощены своим занятием. Их внимание может быть достаточно концентрированным, но оно остается неустойчивым. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на тех видах деятельности, которые интеллектуально значимы для них.
К концу дошкольного периода начинают проявляться зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение является важным психическим новообразованием этого возраста: значительно повышается концентрация, объем и устойчивость произвольного внимания; элементы произвольности формируются в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; волевых усилий старшего дошкольника.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста
"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде. И взрослый может объяснить, что такое внимательность и вн...
"Теоретические подходы к изучению проблемы развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Сообщение для педагогов на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Сообщение для педагогов на тему:«Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья."Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста"
наблюдения и обобщение опыта работы...


