Исследование уровня готовности детей к обучению в школе
методическая разработка по психологии

Семенютина Лариса Юрьевна

Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_gotovnosti_k_shkole.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе

    Многие педагоги-психологи испытывают затруднения при выборе методик исследования уровня готовности детей к обучению в школе. Одни методики, такие, как тест Керна-Йирасика, не дают достаточной информации об индивидуальных особенностях ребят, другие, например, тест Векслера, очень сложны, требуют высокой квалификации психолога и значительных временных затрат при проведении процедуры диагностики. Как нам кажется, предлагаемая вашему вниманию подборка методик исследования уровня готовности детей к обучению в школе лишена этих недостатков.

Сегодня много спорят о допустимости или недопустимости использования разнообразных психолого-педагогических методик определения готовности детей к школьному обучению. Но практика показывает, что уже в сентябре учителя первых классов сталкиваются с весьма запутанными проблемами, связанными с обучением своих подопечных. Очень часто педагоги не в силах понять причины школьной неуспешности отдельных детей. Поэтому педагогу-психологу совместно с учителем в начале сентября целесообразно провести психолого-педагогическое исследование, позволяющее хотя бы в первом приближении определить наличные навыки поступивших детей. Из всего многообразия вопросов о психологических особенностях ребенка для успешности обучения в школе особенно важными являются:

1) динамические ресурсы умственной деятельности (темп протекания психических процессов, скорость вхождения в новую деятельность, продолжительность периода работоспособности);

2) особенности саморегуляции умственной деятельности ребенка (наличие или отсутствие произвольности, устойчивость–неустойчивость внимания, способность к переключению внимания, скорость переключения на другую деятельность);

3) показатели зрительно-моторной координации (развитость связки «глаз–рука» важна для успешности обучения письму, трудовым и двигательным навыкам);

4) достигнутый уровень интеллектуального развития (зачатки умений оперировать в мышлении отвлеченными понятиями, использовать операции анализа и синтеза в речевой и зрительной формах, способность абстрагироваться);

5) способность ребенка успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Динамические характеристики психики человека являются врожденными, такими как цвет глаз или волос. А это означает, что учителю необходимо принимать их как данность. Если ребенок обладает не слишком высоким темпом умственной деятельности, то существенно его увеличить, пожалуй, не удастся никогда. В свою очередь, и замедлить темп умственнойтьдеятельности нельзя. А вот все остальные из перечисленных выше характеристик ребенка вполне возможно развивать в нужном для обучения в школе направлении. Перед любым педагогическим воздействием стоит определить начальный уровень, с которого учитель приступает к работе с конкретным ребенком.

    Набор предлагаемых методик как раз и предназначен для этого. Основой используемого раздаточного материала послужили оригинальные материалы, приведенные в книге Л.А. Ясюковой.

Для проведения исследований с помощью предлагаемых ниже методик необходимо ксерокопировать приведенный раздаточный материал, увеличив его в 2 раза до формата А4 (стандартного машинописного листа). Следует также изготовить бланки, в которых вы будете фиксировать результаты, полученные каждым ребенком.

Исследование уровня готовности детей к школе целесообразно проводить в два этапа.

Первый этап — групповой. Психолог школы проводит в классе с детьми тест Тулуз–Пьерона (приложение № 1) и тест Бендер (приложение № 3). С помощью теста Тулуз–Пьерона выясняются динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность. Тест Бендер позволяет определить наличный уровень зрительно-моторной координации детей.

Второй этап — индивидуальное собеседование ребенка с учителем.

Оно структурировано специальными заданиями на изучение объема зрительной и словесной памяти ребенка, освоенных им мыслительных операций и речевых навыков. Всем детям предъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень успешности в выполнении как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.

Нелишне напомнить, что:

перед началом исследования ребенок должен отдохнуть;

недопустимо изучать готовность к школе в тот период, когда ребенок болен;

перед работой ему стоит предложить посетить туалет.

В процессе исследования готовности детей к обучению в школе необходимо создать для них комфортную, доброжелательную обстановку. Не забывайте хвалить ребенка за выполнение каждого задания независимо от того, справился ли он с поставленной задачей или нет.

Групповой этап исследования

Осуществляется школьным психологом, поскольку является наиболее сложным. Время проведения исследования — примерно 30 минут. Приготовьте для каждого ребенка отдельный двусторонний бланк формата А4 (стандартный машинописный лист). С одной его стороны должен быть воспроизведен тест Тулуз–Пьерона (приложение № 1), с другой — тест Бендер (приложение № 3). Для работы вам понадобится секундомер.

Перед началом тестирования крупно перерисуйте на доске два квадратика-образца и примерно 10 квадратиков из находящейся ниже пробной строчки теста.

Положите на парты простые карандаши.

Тест Тулуз–Пьерона

1. Тренировка выполнения теста

   В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей.

   Инструкция к тренировочному тесту: «Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа). Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня на доске. Чтобы я увидел, что вы правильно поняли, поставьте на них пальчик (показать на доске и на листке, убедиться, что все нашли указанные квадратики). Эти два квадратика — образцы. Рассмотрите их внимательно. У первого квадратика закрашен левый бочок, а у второго правый верхний уголок. Давайте посмотрим на первый квадратик, нарисованный на верхней длинной строчке. Скажите, похож ли этот квадратик на какой-нибудь из квадратиков образцов? Правильно, не похож. Чтобы показать это,давайте его подчеркнем (подчеркните на доске и попросите сделать детей то же самое в их бланках). А теперь давайте посмотрим на следующий квадратик. Он совпадает с каким_нибудь образцом? Правильно, совпадает, а с каким? Со вторым! Чтобы показать,что он совпадает, давайте его зачеркнем вертикальной чертой! (зачерните на доске и попросите детей сделать так же)».

    Аналогично спрашивайте детей про каждый квадратик, приведенный на доске. После того, как квадратики на доске закончатся, предложите детям самостоятельно выполнить предложенное задание, потренировавшись до конца строки. Переспросите, все ли поняли задание. Если заметите у какого-либо ребенка ошибки, то проработайте с ним инструкцию к данному заданию еще раз. Попросите детей, когда они закончат, спокойно подождать, пока другие ребята завершат свою работу. Запомните тех из них, которые не смогли правильно понять инструкцию в процессе группового объяснения для того, чтобы в дальнейшем выяснить причину.

2. Выполнение теста

   Инструкция: «По моей команде: «Начали!», — мы будем все вместе выполнять само задание. Работать будем точно по времени. На каждую строчку я буду давать одну минуту. За одну минуту ни один из вас всю строчку сделать не успеет. Кто-то сделает столько (показать полстрочки), кто-то столько (показать чуть больше или чуть меньше). Не надо торопиться, надо работать внимательно! Как только пройдет минута, я скажу: «Стоп, пошла вторая строчка». Вы сразу переносите руку (показать на бланке, как перенести руку в начало второй строки) и начинаете делать вторую строчку. Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья строчка». После этого вы сразу переносите руку и начинаете делать третью строчку. И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками (показать на квадратики-образцы), делать все то же самое, что вы только что делали: так же зачеркивать и подчеркивать. Понятно?» Если дети ответили, что им все понятно, то скажите: «Теперь все взяли ручки, поставили руку на первую строчку (проверить, чтобы это сделали все дети) и начали». По истечении 10 минут вы говорите детям: «Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет. Отдохнули, помахали руками».

Тест Бендер

   Далее попросите детей перевернуть бланк, так чтобы перед ними оказался тест Бендер. Покажите им правильное (книжное) расположение листа. Покажите детям на рисунок, приведенный вверху.

   Инструкция: «Ребята, внимательно посмотрите на рисунок вверху листа. Вот здесь внизу на свободной части листа (показать) постарайтесь перерисовать

этот рисунок так, чтобы получилось очень похоже. Не торопитесь, здесь время не отмеряется, главное, чтобы получилось похоже».

Анализ результатов теста Тулуз–Пьерона

   Анализ результатов теста Тулуз–Пьерона состоит подсчете общего количества выполненных заданий и числа допущенных ошибок. Для подсчета вам необходимо использовать ключ (см. приложение № 2),который необходимо перенести на прозрачную пленку. Для его изготовления наложите на приведенный в приложении № 2 ключ лист прозрачной пленки. К примеру, это может быть часть прозрачной папки для бумаг. Сначала несмываемым маркером вы наносите на прозрачной пленке два опорных крестика (один в левом верхнем, а другой — в правом нижнем углах). Затем в местах, где пленка накладывается на кружки, вы ставите косые вертикальные черточки. При этом очень важно, чтобы сам бланк теста и ключ к нему абсолютно совпадали по размерам.

   Далее вы приступаете собственно к анализу теста. Все помеченные вертикальной черточкой участки должны быть зачеркнуты, расположенные вне их - подчеркнуты. Если квадратик одновременно и зачеркнут, и подчеркнут, то это считается ошибкой. Подсчет ведется по каждой строчке, а затем отдельно суммируется общее количество сделанного и число ошибок. Далее следует подсчитать соотношение правильно выполненных заданий к общему числу сделанных заданий. В результате мы получаем дробь со значением от 0 до 1. Например, ребенок всего в 10 строчках и зачеркнул, и подчеркнул 291 квадратик. При этом он допустил 7 ошибок. Искомое соотношение правильно сделанного к общему числу равно 0,98 (291_7)/291=0,98.

   Общее количество сделанных заданий дает представление о динамике умственной деятельности ребенка. Нормальным считается результат от 180 до 290. Крайне низкий темп умственной деятельности имеет место при результате ниже 140. А вот дробное соотношение (от 0 до 1) правильно сделанных к общему числу заданий говорит нам об уровне саморегуляции и произвольности, присущих ребенку. В идеале, обнаружив, что им совершается много ошибок, ребенок должен снизить темп работы до оптимального соотношения между быстротой работы и ее качеством. Если же он торопится, стремясь сделать как можно больше, не обращая внимания на количество ошибок, значение нашей дроби уменьшается. Нормальный результат здесь — 0,91–0,95.

   Неприемлемо низким результатом является значение, ниже 0,88. При получении его можно с большой степенью вероятности прогнозировать серьезные проблемы в обучении ребенка. Они могут проявиться в виде неустойчивости внимания, быстрой утомляемости и невозможности сохранять требуемую работоспособность.

    О процессе вхождения в работу говорит некоторое построчное увеличение общего числа выполненных заданий при условии уменьшения количества ошибок.   Внимательное наблюдение за поведением ребенка в классе позволит отметить также наличие или дефицит произвольности: вы можете заметить, способен ли он откладывать на некоторое время свои непосредственные желания и четко выполнять инструкции взрослого.

Анализ теста Бендер

   Анализ теста Бендер носит качественный характер. Плохую зрительно-моторную координацию выдает рисунок, выполненный ребенком без детального анализа изображения образца, когда не соблюдаются основные пропорции и сопряжения элементов (имеются лишние пробелы и пересечения линий), количество кружков не соответствует образцу, пропущены некоторые элементы, имеются существенные перекосы изображения.

Индивидуальный этап исследования

   Индивидуальный этап исследования проводится психологом по предлагаемой ниже методике. Необходимо ксерокопировать стимульный материал, увеличив его в два раза, а также приготовить для каждого ребенка бланк фиксации результатов (приложение № 8). На исследование вам понадобится примерно 15 минут. Перед его началом ребенку ничего в руки не выдается. Педагог лишь фиксирует в бланке его ответы, обязательно отмечая номер используемого варианта задания.

Порядок предъявления тестовых заданий:

1. Кратковременная речевая память.

2. Кратковременная зрительная память (приложение № 4).

3. Интуитивный речевой анализ-синтез.

4. Речевые аналогии.

5. Произвольное владение речью:

а) исправление семантически неверных фраз;

б) восстановление предложений;

в) завершение предложений.

6. Интуитивный визуальный анализ-синтез (приложение № 5).

7. Визуальные аналогии (приложение № 6).

8. Абстрактное мышление (приложение № 7).

Задание 1. Кратковременная речевая память

   Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите все слова из любого ряда (1–4) с интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».

   Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя, не критикуя и не комментируя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было трудное, и ты — молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2–3 слова).

Слова для запоминания: (выбрать одну из строчек)

1. Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон, ром, или

2. Сор, ком, рост, боль, ток, кит, рысь, бег, соль, или

3. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, или

4. Печь, дождь, сорт, торт, мир, бант, грань, зуд, дом.

За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).

Задание 2. Кратковременная зрительная память

   Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.

Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке».

   Время предъявления картинок — 25–30 секунд. В бланке ответов отметьте крестиком все, что ребенок назовет правильно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь». Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу. За каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

   Инструкция: «Теперь я тебе буду говорить слова. Ты должен найти, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к другу подходят, а

одно — неподходящее, лишнее, его и называй».

   Зачитайте последовательность слов (см. ниже три варианта последовательностей слов) и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это — найти лишнее слово, — разберите с ним пример: «астра, тюльпан, василек, кукуруза, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что оно означает. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Отметьте, смог ли ребенок догадаться сам. Если при выполнении первого задания ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, притом, что до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память (см. задание № 1), спросите у него, все ли слова он запомнил.      Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2–3 раза. Все повторные предъявления слов отмечаются в бланке ответов для того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности. Курсивом выделены правильные ответы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).

Вариант 1

3.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.

3.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь.

3.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник.

3.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый.

Вариант 2

3.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.

3.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.

3.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.

3.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная

Вариант 3

3.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.

3.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.

3.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус, трамвай.

3.4. Большой, маленький, средний, крупный, темный.

Задание 4. Речевые аналогии

   Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть». Эти два слова как-то между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол–скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть». «Пол», — выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

   Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.

   Продолжение инструкции: «Ручка–писать» — как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка–писать»? «Нож», — выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».

   Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

Пары слов

1. стол: скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

2. ручка: писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.

3. сидеть: стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.

4. город: дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.

   За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 4 балла).

Задание 5. Произвольное владение речью

Задание 5.1. Исправление семантически неверных фраз

   Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно». Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения

1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)

2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)

Задание 5.2. Восстановление предложений

   Инструкция: «А в этом предложении в середине чтото пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком».

   Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения

1) Оля .... свою любимую куклу (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);

2) Вася ... красный цветок (сорвал, подарил, увидел и т. п.).

Задание № 5.3. Завершение предложений

   Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи». Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему: «Придумай что нибудь, чем можно было бы закончить это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу.

Предложения

1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...» (мы пойдем гулять и т. п.)

или «Если на улицах лужи, то...» (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);

2) «Ребенок ходит в детский сад, потому что...» (он еще маленький, ему там нравится и т. д.)

или «Мы тепло одеваемся, потому что ...» (на улице холодно и т. п.);

3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...» (ей стало больно, очень торопилась и т.п.)

или «Дети любят мороженое, потому что...» (оно вкусное, сладкое и т. д.);

4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже собирается, уже подросла и т. п.)

или «Даша еще маленькая, хотя ...» (уже ходит в садик и т. д.).

За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки — 0,5 балла (максимально 8 баллов).

Задание 6. Интуитивный визуальный анализ-синтез

   Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение № 5).

   Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» (и так далее). Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему не понятно — назовите сами. Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (это может произойти после рассмотрения четвертого ряда картинок), отметьте это в бланке ответов. Затем попросите ребенка вновь посмотреть на ряд картинок и найти лишнюю. Запишите, какую картинку он выберет повторно. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.

   Правильные ответы:

1. Собака (ряд картинок № 1)

2. Цветы (ряд картинок № 2)

3. Батон (ряд картинок № 3)

4. Бумага (ряд картинок № 4)

За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 4 балла).

Задание 7. Визуальные аналогии

   Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение № 6).

   Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».

       Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.

   За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 8 баллов).

   Правильные ответы:

1. Цыпленок (картинка 3).

2. Портфель (картинка 2).

3. Глаз (картинка 4).

4. Бумага (картинка 3).

5. Еж (картинка 4).

6. Электроплитка (картинка 2).

7. Мороженое (картинка 1).

8. Лицо (картинка 4).

Задание 8. Абстрактное мышление

   Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение № 7).

Задание № 8.1

   Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку».

    Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.

Правильный ответ: электроплитка — картинка 2.

Задание № 8.2

   Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижних картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это общее повторилось? Какая из нижних картинок лучше всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи». Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.

Правильный ответ: две ягодки — картинка 2

Задание№ 8.3.

Инструкция: «Какое слово длиннее — «кот» или «котенок»?».

Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.

Задание № 8.4

   Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?». Записать ответ.   Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена. За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 4 балла).

   Собеседование с учителем позволит определить достигнутый к моменту опроса уровень развития умственных навыков ребенка. В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание.

        Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7-летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл. Высокий суммарный результат для дошкольника — более 26 баллов, низкий — менее 15 баллов. Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок; в 3, 4, 6, 8-м заданиях набирает по 2–3 балла, в 5-м задании — 5–6 баллов, а в 7-м — только 2 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмпирическое исследование психологической готовности детей к обучению в школе

Диагностику готовности к школе в детском саду целесообразно проводить дважды: первый раз – сентябре, второй – в марте - апреле. По результатам предварительной диагностики выявляются дети с недостаточн...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Сводная таблица результатов мониторинга по уровню готовности детей к обучению в школе

Сводная таблица результатов мониторинга по уровню готовности детей к обучению в школе МАДОУ "Сказка"за 2015-2017 учебный год....

"Проверка уровня готовности ребёнка к обучению в школе".

Дошкольник при поступлении в школу должен обладать определенным уровнем развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя, не скроем, при поступлени...

«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.

общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...