Что такое психологическая готовность к обучению в школе
консультация (старшая, подготовительная группа)

психологическая готовность к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое психологическая готовность к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник.

В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:

• Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

• Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

- способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика; развитость восприятия, наблюдательности, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире.

• Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и применять усилие к его реализации. Очень важно научить ребенка работать, прилагая волевые усилия, преодолевать трудности, сотрудничать со взрослыми и со сверстниками)

• Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей, умения общаться, заводить друзей, действовать совместно с другими ребятами, уступать или отстаивать свои интересы.).

В целом, все изменения, характерные для ребенка в этом возрасте, готовят его и психологически, и физически к обучению в школе. Необходимо обратить внимание на его мотивацию — ребенка привлекает школьная атрибутика и статус или у него сформировалась потребность в получении знаний?

- мотивационная готовность, желание ребенка идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний. Чтобы определить, насколько развита мотивационная готовность у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?» Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового.

Существует четыре типа отношения к учебе, и у каждого адаптация проходит по-своему.

Предучебный — есть большая разница между тем как ребенок выполняет учебные задачи в присутствии или отсутствии взрослых. Для него главное — внимание со стороны взрослого. В таком случае важно развивать вопросную форму общения. А также оценивать не исполнительность, а содержание учения.

Псевдоучебный тип. Ребенок готов выполнять все формальные требования, но он не стремится получать знания самостоятельно. В таком случае рекомендуется развивать продуктивные виды деятельности — например, изобразительное искусство. Оно вызывает положительное отношение к учебе, развивает восприятие, наблюдательность, внимание, способствует повышению познавательной активности.

Коммуникативный. Дети, которые стремятся привлечь внимание через рассказы о своей жизни, семье. Здесь важно переводить разговоры с бытовой сферы на учебную и помогать такому ребенку устанавливать отношения со сверстниками.

Учебный. У таких детей уже достаточно выражена познавательная потребность и они готовы к школе.

Критерии психологической готовности ребенка к школе

Социально-психологическая готовность к школе:

1) у ребенка есть учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность необходимости учения; проявляет выраженный интерес к получению знаний);

2) ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

3) ребенок способен принимать учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Развитие школьно-значимых психологических функций:

1) у ребенка хорошо развита рука, он уверенно владеет карандашом, ножницами;

2) развита координация движений и пространственная ориентация, (правильно определяет «выше — ниже», «вперед назад», «слева-справа»);

3) развито логическое мышление (ребенок находит сходство и различия разных предметов при сравнении, умеет правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

4) развитие произвольного внимания (ребенок способен удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут) и произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).

О вреде гаждетов

В возрасте 3-7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, так как не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения – это способствует нарушению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.

Развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, часто использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов. При этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.

Также появляются проблемы со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок.

Есть ли менее вредные для детей гаджеты?

Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребенка, минимальная диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39,5см, у планшета – не менее 26,6см. Организация рабочего места ребенка должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов.

Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка:

для детей 3-7 лет – не более 10 минут;

8-11 лет – 15 минут;

11-13 лет – 20 минут;

14-17лет – 25 минут.

После работы с компьютером необходимо сделать гимнастику для глаз. Общее допустимое время использования компьютера за весь день:

дети 3-4 лет – 30-40 мин/день;

5-6 лет – 1час/день;

7-9 лет – 1,5 часа/день;

10-13 лет – 2 часа/день;

14-17 лет – до 3-х часов/день.

Можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?

Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу использования гаджетов, то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для детей школьного возраста подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы и т.д.

Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.

За какими тревожными симптомами стоит следить особенно пристально?

Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:

— ребенок теряет чувство времени и чувство меры за игрой в гаджете;

— ребенок испытывает агрессию, ярость, у него начинается истерика при попытке — забрать гаджет, ограничить время игры в гаджете;

— ребенок теряет интерес к реальной жизни, не стремится играть с друзьями, не хочет гулять, играть в настольные, подвижные игры, рисовать, лепить и т.д. Эти занятия кажутся ребенку скучными;

— свободное время ребенок проводит, уединившись с гаджетом;

— происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребенок все меньше стремится к общению, замыкается в себе.

Что можно сделать родителям и близким со своей стороны, чтобы снизить влияние гаджетов?

Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете.

Важно помнить о следующем:

— нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения;

родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить с семьей, а не гаджетом;

— всем детям необходимо общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели. Тогда у детей не будет желания убегать от одиночества в сеть;

— важно обеспечить ребенку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения.

Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов?

Счастливый, гармонично развивающийся ребенок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушено равновесие и гармония во внутреннем мире ребенка, когда есть незаполненная пустота:

— семейные проблемы, ссоры между родителями;

— неуверенность ребенка в себе, проблемы в общении со сверстниками;

— недостаток контакта с окружающим миром: родители мало общаются с ребенком (не на тему учебы, например, а просто о жизни ребенка, его интересах, волнениях, событиях и др.), играют, гуляют, мало времени проводят вместе;

— у ребенка нет интересного занятия, которое бы его вдохновляло, стимулировало к самовыражению, творчеству и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"

Данная консультация будет интересна и  полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.   Первым условием ...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...