Предупреждение конфликтных ситуаций родителей и педагогов
консультация по психологии
Педагог и родитель: точки соприкосновения
Каждый день мы общаемся с администраций, коллегами, детьми и родителями. Не всегда это общение складывается так, как нам хотелось бы. Как вы думаете, что влияет на качество общения? (Педагоги дают свои ответы, а психолог комментирует, используя технику «Да – и», т.е. соглашается с высказыванием педагога и дополняет формулировку, если она не полная или видоизменяет если она не точная). Всё, что вы сейчас назвали действительно влияет на качество общение и это лежит на поверхности
Это может быть:
-плохое настроение,
-интонация,
-личная неприязнь к собеседник которая не позволяет выстроить доверительные отношения,
-жесты, мимика,
-значительную роль играет невербальное общение (как мы стоим, закрытая/ открытая поза),
-учитывать особенности менталитета (напр. испанцы очень ярко выражают свои эмоции, жестикулируют).
Давайте, немного потренируется. Сейчас я раздам вам фразы, которую вам нужно произнести с разной интонацией, а с какой интонацией вы будете её произносить вы выберете на карточке с другого мешочка (2 мешочка, один с фразами другой с интонацией) Приложение 1. (Педагоги вытягивают карточки и произносят фразу с выпавшей им интонацией). Как вы думаете, какая из интонаций наиболее приемлема в общение с родителями? (педагоги дают свои варианты ответов).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог и родитель: точки соприкосновения
Каждый день мы общаемся с администраций, коллегами, детьми и родителями. Не всегда это общение складывается так, как нам хотелось бы. Как вы думаете, что влияет на качество общения? (Педагоги дают свои ответы, а психолог комментирует, используя технику «Да – и», т.е. соглашается с высказыванием педагога и дополняет формулировку, если она не полная или видоизменяет если она не точная). Всё, что вы сейчас назвали действительно влияет на качество общение и это лежит на поверхности
Это может быть:
-плохое настроение,
-интонация,
-личная неприязнь к собеседник которая не позволяет выстроить доверительные отношения,
-жесты, мимика,
-значительную роль играет невербальное общение (как мы стоим, закрытая/ открытая поза),
-учитывать особенности менталитета (напр. испанцы очень ярко выражают свои эмоции, жестикулируют).
Давайте, немного потренируется. Сейчас я раздам вам фразы, которую вам нужно произнести с разной интонацией, а с какой интонацией вы будете её произносить вы выберете на карточке с другого мешочка (2 мешочка, один с фразами другой с интонацией) Приложение 1. (Педагоги вытягивают карточки и произносят фразу с выпавшей им интонацией). Как вы думаете, какая из интонаций наиболее приемлема в общение с родителями? (педагоги дают свои варианты ответов).
Конечно, доброжелательная.
Сейчас мы говорили с вами про то, что лежит на поверхности, но у общения есть более глубокий уровень, который не всегда нами осознаётся. На этом уровни происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:
Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
Я хороший – ты хороший (позиция на равных)
Если посмотреть на общение в контексте с родителями, то какую позицию чаще вы используете?
В каких ситуациях проявляется каждая позиция?
1 позиция «Я хороший – ты плохой» – назидание, превосходство, т.е. процесс общения с родителями строится по принципу советов, как надо воспитывать ребёнка.
2 позиция «Я плохой – ты хороший» – заискивание, лебезит – внутреннее опасение, т.е. выходя на контакт с родителями из такой позиции педагог демонстрирует свою неуверенность и некомпетентность.
3 позиция «Я хороший – ты хороший» – принятие другого человека, общение на равных. Это когда есть совместное обсуждение какой-ли проблемы.
Как вы думаете, из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение? (ответы педагогов). Конечно, самой эффективной будет 3 позиция.
Но в общении не всегда всё зависит от нас. В нашей работе встречаются конфликтные и даже агрессивные родители. Как строить общение с этими родителями? Для этого существует очень хорошая техника «Психологическое айкидо». Сейчас я расскажу о нескольких практических приемах, как противостоять агрессии и возмущениям родителей, и мы разыграем с вами ситуации.
Практикум «Психологическое айкидо» карточки с ситуациями (Приложение № 2)
Я вам раздам ситуации, Ваша задача прочитать их с той интонацией которые там написаны и дать на них ответ (Как бы вы реально ответили)
«Я же просил Вас завязывать моему ребенку шарф на куртку! Неужели это трудно? (от родителя идет недовольство, что выражается в повышенном тоне)».
Задача педагога, играющего роль педагога извинится, ведь его просьба была оставлена без внимания.
Варианты реагирования педагога:
Вариант 1. - извините меня, я просто забыла (пониженным, виноватым голосом)
Вариант 2. - прошу прощения, это недоразумение! Учту Вашу просьбу! (голос твердый и уверенный).
«А почему мой ребенок в группе всегда играет один? У него нет друзей или с ним не хотят играть? (в голосе претензия, нотки).
Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Отсрочки».
Примерный ответ педагога: «Не волнуйтесь! Приходите ко мне на консультацию, и мы с Вами поговорим об этом. В четверг Вам будет удобно? (голос мягкий, тон спокойный).»
«Почему мой ребенок приходит с прогулки с грязными штанами? (возмущенные, повышенный тон, в голосе претензия).
Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Да -но», т.е. сначала согласиться, а затем озвучить плюсы этого.
Примерный ответ педагога: «Я слышу Ваше возмущение, конечно очень неудобно, когда ребенка приходится забирать из сада с грязными штанами. При этом (НО), ребенок, гуляя, познает мир. Соприкасается с миром природы. Изучает ее бесценный опыт. А какие эмоции при этом были! Прорыл канал! Столько радости было! (педагог положительно эмоционален, радуется за ребенка).
«Как ни приду, мой ребенок постоянно рисует, а не играет вместе с мальчиками! С чем это связано? (тон возмущенный).
Задача педагога, играющего роль педагога ответить на вопрос родителя, используя метод «Зато …».
Примерный ответ педагога: «Да, я слышу Вашу тревогу, что ребенок не играет с мальчиками, а рисует. Зато он совершенствует свои навыки рисования, умеет размешивать краски, экспериментирует, и его работы получаются интересными и красивыми (тон воспитателя доброжелательный и спокойный)
Памятка для педагогов во время конфликта с родителями
Не перебивать. Молча выслушайте все, что вам говорят
Сохраняйте спокойствие. Контролируйте собственную реакцию на ситуацию. Используйте дыхательные упражнения или медленно посчитайте до 10
Посмотрите на ситуацию со стороны. Попробуйте понять, почему родители так себя ведут, какая функция поведения затронута.
Не расстраиваться. Постарайтесь не обижаться и не доказывать свою правоту, значительно снизьте тон высказывания. Говорите тихо, но слышно для родителя.
Объясните свое мнение. Выскажите свое понимание и сожаление о ситуации. Принять точку зрения собеседника.
Поддержать родителя. Постарайтесь хотя бы немного успокоить родителя. Даже если у вас нет времени или ситуация не позволяет подробно обсудить информацию, не отпускайте его недовольным, договоритесь о времени встречи, чтобы разрешить конфликт.
Приложение № 1.
Оттенки иронии | С упрёком |
С безразличием | Доброжелательно |
Требовательно | С восторгом |
Не довольство | Здравствуйте! |
Почему Вы опоздали? | Вы проголосовали?! |
Где ваша физкультурная форма и чешки? | Вы придете на субботник? |
Меня беспокоит поведение Вашего ребенка! | Для меня важны достижения вашего ребёнка! |
Приложение № 2.
«Я же просил Вас завязывать моему ребенку шарф на куртку! Неужели это трудно? (от родителя идет недовольство, что выражается в повышенном тоне)». Как бы вы ответили? |
«А почему мой ребенок в группе всегда играет один? У него нет друзей или с ним не хотят играть? (в голосе претензия, нотки). Как бы вы ответили? |
«Почему мой ребенок приходит с прогулки с грязными штанами? (возмущенные, повышенный тон, в голосе претензия). Как бы вы ответили? |
«Как ни приду, мой ребенок постоянно рисует, а не играет вместе с мальчиками! С чем это связано? (тон возмущенный). Как бы вы ответили? |
«Почему Вы не вышли на прогулку?» (возмущенное обращение администрации к воспитателю) Как бы вы ответили? |
«Мой ребенок не хочет идти в сад!» (возмущенные, повышенный тон, в голосе претензия). Как бы вы ответили? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...

Презентация к семинару «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
