Кризис трехлеток - какой он?
консультация по психологии (младшая группа)

Консультация разработана для воспитателей дошкольной образовательной организации и для родителей воспитывающих детей 3-х лет.

В данной консультации вы найдете краткую характеристику кризиса 3-х лет, а также рекомендации о том, как себя вести с маленькими упрясцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_trehletok_-_kakoy_on.docx12.36 КБ

Предварительный просмотр:

«КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК — КАКОЙ ОН?»

К трем годам мы начинают замечать серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Что происходит на данном возрастном этапе с малышом? В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», попытка малыша самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Острота протекания кризиса, это не отрицательный показатель. Яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.

Как помочь ребенку выйти из кризиса трех лет, не внося в душу негативные качества?

Чтобы понять что малыш чувствует взрослым важно знать что стоит за негативными проявлениями, такими как:

упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества;

капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»;

эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство;

агрессивность – крайняя форма самозащиты;

замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.

Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать о детском упрямстве и капризности:
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
• Как правило, фаза эта заканчивается к – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
• Пик упрямства приходится на – 3 года жизни;

• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);

• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Рекомендации родителям и педагогам:

• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.

• Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

• Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

• Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.

• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

• Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» — подобные маневры заинтересуют и отвлекут.

• Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Как правильно вести себя с ребенком в период кризиса 3-х лет

  • Измените свое отношение к ребенку (смените авторитарную позицию воспитания на более гибкую).
  • Старайтесь понять внутренний мир ребенка и принимать его таким, какой он есть.
  • Предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности, но в допустимых размерах.
  • Хвалите ребенка за его достижения и проявления самостоятельности
  • Не забывайте о последовательности своих воспитательных воздействий.
  • Не идите на поводу у ребенка, если ребенок капризничает, постарайтесь его отвлечь. Иногда нужно просто взять за руку и увести.
  • Сохраняйте спокойствие в общение с малышом.
  • Создайте атмосферу безопасности и комфортности для ребенка.
  • Пусть ребенок чувствует Вашу любовь и заботу о нем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кризис трехлеток

Проблемы возраста детей, котрые достигли 3 лет...

Лечим сказкой кризис трехлеток

Действительно, полезная сказка имеет свои особенности. Очень важно правильно подобрать сюжет и форму изложения истории, чтобы она была и интересна, и эффективна одновременно....

Занятия для трехлеток

Развитие мелкой моторики – это одно из направлений развития детей. Помогая владеть своими руками, мы стимулируем развитие речи, готовим к письму и т.д....

Психологические особенности трехлеток

Каковы психологические особенности детей трехлетнего возраста...

Консультация для родителей «Кризис трехлеток. Что это такое?»

Консультация для родителей«Кризис трехлеток. Что это такое?»Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский выделял семь основных характеристик кризиса 3-х лет:Негативизм. Это такая фор...

Консультация для педагогов " Развитие речи у трехлеток"

В этой консультации рассказываетмся как можно развивать речь у детей в трехлетнем возрасте.Представлены чистоговорки, скороговорки для занятий....