Мастер-класс для родителей "Адаптируемся вместе"
методическая разработка по психологии (младшая группа)
Мастер-класс для родитлей "Адаптируемся вместе направлен на привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах содействия успешной адаптации малышей к условиям детского сада, обучение навыкам эффективного взаимодействия с детьми в период адаптации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Адаптируемся вместе»
Цель: оказание содействия успешной адаптации детей в детском саду.
Задачи:
- знакомство с родителями детей, поступивших в ДОУ
- снижение тревожности родителей
- обучение навыкам эффективного взаимодействия с детьми в период адаптации к ДОУ
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Материалы и оборудование: столы и стулья выставлены по кругу, песочные наборы, влажные салфетки, интерактивный экран, фигуры круга, прямоугольника, ладошки, вырезанные из цветного картона и заламинированные, аудиозапись музыки: звуки природы, шум дождя.
Ход встречи:
Доброе утро, уважаемые родители!
Цель нашей встречи – оказание содействия успешной адаптации ваших детей к детскому саду и создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Вначале давайте познакомимся, следующим образом: у кого в руках окажется сердечко – назовите свое имя и кратко поделитесь: посещали ли вы детсад в детстве, какие у вас остались воспоминания… начнем с меня.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Как же вы можете помочь своему ребенку в адаптационный период преодолеть стресс поступления в детский сад? Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра. Один из любимых материалов для детей - песок. В домашних условиях его можно заменить манной крупой, рассыпав ее на поднос. Начинаем с самых простых игр, по мере освоения их малышом, постепенно усложняем задания. Сейчас вы познакомитесь с некоторыми из них (родители вместе с психологом выполняют упражнения).
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Предлагаем ребёнку поздороваться с песком разными способами. Сначала кончиками пальцев, затем всей ладонью — внутренней и тыльной стороной, перетереть песок между пальцами. Попросить малыша передать свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно» и т.д.
Упражнение «Песочный дождь»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Просим малыша набрать в руку песок и сильно зажат его в кулаке, а затем медленно расслабляя ладошку, постепенно высыпать песок. Можно предложить ребёнку высыпать песок себе на другую ладонь.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Предлагаем ребёнку оставить следы на песке. «Медвежата» —кулачками силой надавливать на песок, «зайчата» — ребёнок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, «змейки» — ребёнок пальцами рук делает на песке волнистые линии, «жучки-паучки» —двигать всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок и здороваться друг с другом), «крокозябла» —создавать на песке самые разнообразные следы и фантазировать, какое животного могло их оставить.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на листе, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Интересны малышам пальчиковые игры. Они не только развивают мелкую моторику, координацию движений, совершенствуют внимание, память, воображение, но способствуют расширению словарного запаса, снятию эмоционального и умственного напряжения. Повторяйте движения и слова за мной.
Быстро, быстро, быстро, быстро
(Чередуя правую и левую руку, активно похлопываем себя по коленям в течение 10 секунд)
Спешит зайчик в свой домишко
(Активно «шевелим» всеми пальцами правой руки)
Быстро, быстро, быстро, быстро
(Чередуя правую и левую руку, активно похлопываем себя по коленям в течение 10 секунд)
Спешит ежик в свой домишко
(Активно «шевелим» всеми пальцами левой руки)
Быстро, быстро, быстро, быстро
(Чередуя правую и левую руку, активно похлопываем себя по коленям в течение 10 секунд)
Скачет белка в свой домишко
(Активно «шевелим» всеми пальцами правой и левой руки)
Только мишка не спешит
Он в своей берлоге спит
(Обхватываем себя за плечи руками, опуская голову на плечо)
Два бычка толкались (стучим одним кулачком по другому)
Рожками бодались (толкаемся пальцами указательным и безымянным)
Ножками брыкались (ладошки кладем поочередно одна на другую)
Раз и разбежались (разводим открытые ладошки в стороны)
Если очень рассердился,
На кого-то разозлился.
Ручки сжать, глаза закрыть.
И тихонько говорить:
«Я спокоен, не кричу.
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться - злость совсем не пригодится!
Дружно до пяти считаем
«Раз, два, три , четыре, пять»
Кулачки нам всем разжать
Их повыше поднимаем!
Злость мы в небо отпускаем (Разжать кулаки, дунуть.)
Для гармоничного развития ребенка, снижения психоэмоционального напряжения можно использовать Нейроигры. Они одновременно стимулируют работу обоих полушарий мозга. Например, для игры с малышами «кулак, ребро, ладонь» понадобятся, вырезанные из картона несколько фигурок круга, прямоугольника, ладошки. Раскладываем их последовательно и показываем ребенку, что следует делать: по кругу - стукнем кулачком, по прямоугольнику- ребром ладони, по ладошке – ладонью. Родители выполняют данное упражнение.
Эффективно способствуют расслаблению, снятию напряжения игры – релаксации. Сейчас, уважаемые родители, вы станете активными участниками двух игр. Аналогично их следует выполнять дома со своим ребенком.
Игра «Дождь в лесу».
Цель: снятие психоэмоционально напряженности у родителей. Обучение навыкам проведения игр с ребенком.
Родители становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. В соответствии с текстом выполняют движения.
Педагог-психолог: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки, руки поднимаются вверх, шевелятся пальчики, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер, сильно дуем на шею, плечи впереди стоящего. Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя, лёгкими движениями пальцев касаемся спины стоящего впереди взрослого, а дома ребенка. Дождик стучит всё сильнее и сильнее, усиливаем движения пальцами. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями, проводим ладошками по спине. Но вот появилось солнышко. Деревьям стало тепло (дома можно обнять ребенка). Они почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Игра «Посещение зоопарка».
- В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
- Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
- Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).
- Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
- Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
- Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
- Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).
- А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
- Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
- А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
- Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи).
Уважаемые родители, показывая упражнения, выполняйте их вместе с ребенком, будьте терпеливы и поддерживайте его, превращайте занятия в веселую игру. Старайтесь заниматься регулярно, хотя бы по 10 минут в день.
Хотелось бы подчеркнуть, что одной из проблем в адаптационный период, с которой часто сталкиваемся, является повышенная тревожность мам. Ваше волнение понятно. Но оно чаще всего необоснованно, связано со слухами, своим прошлым негативным опытом, незнанием специфики работы детского сада. Исследованиями установлено, что ребенок считывает эмоциональное состояние родителя и начинает бессознательно ему подыгрывать. В префронтальной коре мозга есть так называемые зеркальные нейроны. Благодаря им дети учатся через наблюдение за другими, но и улавливают тревогу своих родителей. Они буквально отражают то, что видят, и этот процесс начинается в младенчестве. Прислушивайтесь к себе, своему ребенку.
Каждый ребенок - это индивидуальный мир чувств, эмоций и переживаний. Нет универсальных советов, волшебных таблеток, которые могут решить все проблемы. Но при условии взаимодействия и доверия друг к другу мы можем смягчить встречу своего малыша с новым миром, сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!
Использованные источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптируемся вместе" (презентация)
Каждому ребенку рано или поздно приходится социализироваться, т.е. становиться способным жить среди других людей. Это этап необходимый для всех детей. Одним из таких этапов социализации ребенка, являе...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"
Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....
Встреча с родителями "Адаптируемся вместе"
рассказать об особенностях первых дней пребывания в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности детей (на основ...

Консультация для родителей: «Адаптируемся вместе».
Материал подготовлен для выступления на родительском собрании в "День открытых дверей"....

Консультация для родителей "Адаптируемся вместе"
Предложенный материал может использоваться педагогами в период адаптации детей к дошкольному учреждению в качестве стендовой информации для родителей...

Консультация для родителей: « Адаптируемся вместе.»
Каждому ребенку рано или поздно приходится социализироваться, т.е. становиться способным жить среди других людей. Это этап необходимый для всех детей. Одним из таких этапов социализации ребенка, являе...

Консультация для родителей «Адаптируемся вместе»
Адаптация- это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....