Встреча с родителями "Адаптируемся вместе"
статья (младшая группа) на тему

рассказать об особенностях первых дней пребывания в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности детей (на основе анкетирования); способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между педагогами и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhdenie_no2.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Встреча «Адаптируемся вместе»

Цель: рассказать об особенностях первых дней пребывания в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности детей (на основе анкетирования); способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между педагогами и родителями.

Ход встречи.

1.Вступительное слово  заведующего ДОУ на тему: «Особенности пребывания ребёнка в условиях ДОУ» (режим,  расписание НОД, специфика данного образовательного учреждения)

2. Выступление педагога-психолога.

1)Результаты анкетирования.

 2)Лекция на тему «Особенности адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ»

 

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая сможет затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья и психики.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ, требуется поддержка родителей.

Существует определённая последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в условиях детского сада.

1 этап. «Мы играем только вместе» В первое время, когда ребёнок ещё настороженно относится к детскому саду, мам является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребёнок и мама – одно целое.

2-й этап. «Я играю сам, но ты будь рядом» Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несёт для него н никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго  отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда  уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет её взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Здесь важно маме, отпуская ребёнка, одновременно следить  за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш всё дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с воспитателем, другими детьми и чужими мамами.

3-й этап. «Иди, я немного поиграю один» Рано или поздно настаёт момент, когда сам малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребёнка в приёмной. Главный момент в этой ситуации: мама предупреждает ребёнка о том, что она ненадолго отлучится. Важно обратить внимание ребёнка на возвращение мамы, на то, что мама его не обманула, она действительно отлучилась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

4-й этап. «Мне здесь хорошо, я готов отпустить тебя» Собираясь в детский сад ребёнок уже знает, что он будет находиться в группе один и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, при необходимости обращается за помощью. Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребёнка. Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

  •    Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более похож на питание в саду. Выясните, в какое время вам лучше всего придти в первый день и какой режим посещения будет в первые дни. В нашем детском саду в первый день вам предложат привести ребенка к 8.00. В последующие дни время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться в индивидуальном порядке, предложенном воспитателем.
  • Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет и какие вещи он возьмет в качестве запасных.
  • Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.
  • Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей. Не очень удобны брючки на бретельках и боди – ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее.
  • Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.
  • Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.
  • Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает предпочтение, и общайтесь с ней как можно больше – тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о своей крохе.
  • Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
  • Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.  Как справиться с этим состоянием?

Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.

  • Если вы сами посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство - многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники. Боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы

 

  • можете помочь своему ребенку, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.
  • Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестки, не справедливы - это не значит, что ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и , наверняка, вы нашли лучший садик из всех вариантов.
  • Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого можно всеми силами добиться. После недельного пребывания все результаты, которых достиг ребенок по привыканию к детскому саду могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала!
  • Пройдет немного времени и возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он стал более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швыряние предметов и т.д. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.  Причин же может быть несколько.

Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних кроха часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителям.

 Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может быть… его возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе. Садик может ускорить взросление ребенка, и этот самый кризис свалится вам на голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.

 Единственный совет, который можно дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справится с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.

 Главное – помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенкуВы быстро заметите и положительное влияние садика на развитие ребенка. Он станет более самостоятельным, научится есть, одеваться и обуваться самостоятельно, сам скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесет из садика новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнездышка.

Рекомендации родителям,  на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад

  • Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
  •  Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
  • Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;
  • По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
  • Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
  •  Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
  •  Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;
  • Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;
  •  Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
  •  Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
  • Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;
  •  Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
  •  Щадить его ослабленную нервную систему;
  •  Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;
  •  Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;
  •  Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;
  •  Не наказывать ребенка за детские капризы;
  •  Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
  • Как не надо:
    - отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
    - не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
    - препятствовать контактам с другими детьми;
    - увеличивать нагрузку на нервную систему;
    - одевать ребенка не по сезону;
    - конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.