Активное слушание как продуктивный метод в работе педагога – психолога с родителями воспитанников дошкольного учреждения.
статья по психологии

Кулясова Татьяна Анатольевна

Материал знакомит с эффективными приемами "Активного слушания", которые можно использовать при беседе или консультировании педагогов или родителей  воспитанников в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehniki_aktivnogo_slushaniya.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Активное слушание как продуктивный метод в работе педагога – психолога с родителями воспитанников дошкольного учреждения.

В работе педагога – психолога важно уметь слушать и слышать, расположить к себе, не перебивать, подчеркнуть важные моменты беседы или консультации, направить беседу в нужное русло, подтолкнуть к выводу.

Не секрет, что родители воспитанников посещают педагога – психолога чаще по приглашению второго. Взрослые испытывают дискомфорт, зажаты.

Продуктивный метод, используемый психологом при консультировании родителей воспитанников – это метод активного слушания.

Активное слушание – это коммуникативная техника, которая используется для улучшения понимания между собеседниками и создает доверительную атмосферу.

Вот некоторые из ключевых компонентов.

В центре внимания должен быть собеседник. Специалист не отвлекается на посторонние звуки, действия и не перебивает. Продуктивны следующие приемы:

«Повторение последней фразы» - когда специалист, прослушав запрос или описание ситуации от клиента, повторяет последнюю фразу. Иногда этот прием носит название «Эхо техника».

«Поддакивание» - это прием, когда специалист в процессе беседы покачивает головой, говорит фразы «да», «угу».

«Сообщение о воспринятом» - перефразирование и подтверждение сказанного. Этот прием помогает говорящему удостоверится, что его понимают. Например, «Да я понимаю, что вам…».

Психологу лучше принять «Открытую позу». Это положение тела специалиста, при котором руки и ноги не скрещиваются, ноги стоят на полу. Слушатель как бы всей позой говорит: «Я открыт и готов к общению».

«Отзеркаливание позы» - это копирование положения тела, движения, мимики, манеры и темпа речи собеседника. Этот прием создает впечатление, что ты «похож» на собеседника и становишься подсознательно более привлекательным.

На этапе выявления проблемы или потребности специалист использует:

«Открытые вопросы» - это вопросы, где ответы развернутые. На них не возможно ответить односложно. Не приемлемы ответы «Да» или «Нет». Варианты вопросов: «Что случилось?», «Как это проявляется?», «Расскажите мне…», «Кто…?», «Как давно…?».

Этап резюмирования в технике активного слушания – этап подытоживания. Слушатель выделяет главную мысль из уже сказанного собеседником. На этом этапе продуктивным будет прием «Три да».

Специалист формирует три вопроса на основе беседы, на которые собеседник ответит «Да». Здесь мы используем уже закрытые вопросы. После трех положительных ответов слушатель находится в «состоянии согласия» и в конце беседы, понимает и принимает выводы.

Перечисленные приемы наиболее эффективны, если слушатель находится в нейтральном или даже в приподнятом эмоциональном состоянии. Иначе его необходимо успокоить используя техники «Пассивного слушания». Можно использовать приемы «Отзеркаливания», «Открытая поза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...

Проект Работа педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Мамина школа»

В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному у...

Консультация -практикум «Психомоторная коррекция, как нейропсихологический метод в работе педагога-психолога дошкольного возраста с детьми ОВЗ».

Методика психомоторной коррекции представляет собой трёхуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспек...

Электронно - образовательные ресурсы для педагогов, родителей, воспитанников дошкольного учреждения

Электронно - образовательные ресурсы - это перечень ссылок на образовательные ресурсы, которые можно использовать в образовательном процессе, для совместной работы педагогов, родителей, воспитанников....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение тех задач, в процессе решения которых формируется самостоятельность при овладе...