Консультация -практикум «Психомоторная коррекция, как нейропсихологический метод в работе педагога-психолога дошкольного возраста с детьми ОВЗ».
консультация по психологии

Комина Наталия Николаевна

Методика психомоторной коррекции представляет собой трёхуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.

I. «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов».

II. «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром».

III. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-praktikum.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум

Тема: «Психомоторная коррекция,

как нейропсихологический метод

в  работе педагога-психолога дошкольного возраста с детьми ОВЗ».

консультацию подготовил:

педагог-психолог ВКК

Комина Наталия Николаевна

Теоретическая часть

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии разделяются на два основных направления. Первое - собственно когнитивные методы, чаше всего направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование ВПФ. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывают нам ещё раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело».

Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Методика психомоторной коррекции, предлагаемая рядом авторов, таких как, Алла Леонидовна Сиротюк, Наталья Яковлевна и Михаил Михайлович Семаго, исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ.

Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Следовательно, создастся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение методов когнитивной коррекции должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методика психомоторной коррекции представляет собой трехуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.

I. «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов».

II. «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром».

III. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов»

Требования к применению психомоторных методов подразумевают поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений I, II и III уровней. Однако, удельный вес и время применения тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему.

Вместе с тем, трудно себе представить ситуацию, при которой коррекционные занятия могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов (III уровень). А в идеале, даже в относительно простых случаях, должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например, I уровня с успехом могут ассимилироваться в программы II и III уровней и в качестве составляющей любого из упражнений.

Уровень активации, энергоснабжения и стато-кинетического баланса психических процессов

Уровень ощущений и управления собственным телом является базовым для организации двигательных актов вышележащих уровней. Он обеспечивает и регулирует общий энергетический, активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции; поддерживает тонус мышц, т.е. совокупность явлений гибкого и пластичного реагирования возбудимости мышечного массива в условиях работы целостного организма, как текучее состояние подготовленности нервно-мышечной периферии к избирательному принятию эффекторного процесса и его реализации. Обеспечивает наиболее экономичные (с точки зрения энергетики и иннервации) формулы движения, организуя высокослаженные, максимально адаптивные движения всего тела.

Коррекционные задачи данного уровня связаны с устранением и нивелировкой следующих дисфункций:

  • аффективной и активационной лабильности; быстрой истощаемости; обилии органных дизритмий, внешне особенно ярко заметных в дыхании;
  • различного рода мышечных дистониях (гипо - и гипертонус), общей диспластичности, неловкости и недостаточно дифференцированной координации в пространстве собственного тела; бедности выразительных движений;
  • наличии небольшого числа сенсомоторных автоматизмов и избыточного количества синкинезий на фоне ослабления пусковых и тормозных механизмов, дефицита собственной инициативы, фиксации ригидных телесных установок.

Основополагающей проблемой при этом, являются обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, т.е. возникает закономерная необходимость повышения энергетического потенциала.

Практическая часть

Коррекционные упражнения 1-го уровня:

  1. Дыхательные упражнения.

Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. При правильном выполнении оно успокаивает и способствует концентрации внимания; со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение: под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В этой связи универсальным приемом является обучение ребенка четырехфазным дыхательным упражнениям (3-5 раз), содержащим равные по времени «вдох - задержка - выдох - задержка». Вначале каждая из этих фаз может составлять 2-3 сек. с постепенным увеличением временного интервала до семи секунд.

На первых этапах занятий необходимой бывает фиксация руки взрослого на руке ребенка, расположенной, соответственно, на его животе, что значительно облегчает обучение; взрослый должен также вслух отсчитывать, указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнения ребенком.

Правильное дыхание - это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, состоящее из следующих четырех стадий:

  1. ВДОХ:
  • распустим, мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;
  • наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мыши;
  • приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

2. ПАУЗА

3. ВЫДОХ:

  • приподнять диафрагму вверх и втянуть живот,
  • опустить ребра, используя группу межреберных мышц;
  • опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.
  1. ПАУЗА

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться, верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания.

 Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.

• «Колыбельная для зверят». Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.). И. п. — сидя на полу, правая рука на животе. Дети пропевают заданные звуки. Ведущий может рассказать следующую историю: «Сейчас мы с вами будем петь колыбельную. Представим, что у нас тут живет утенок, его мама ушла на поиски вкусных червячков, а он еще совсем маленький и боится оставаться один. Мы споем для него колыбельную, тогда он заснет. Для утенка мы поем звук “у”. Кладем руку на живот (демонстрирует), вытягиваем губы (демонстрирует) и поем длинную песенку “ууу” (произносит вместе с детьми). Потом поем для аистенка “а” (“мама полетела наловить ему рыбки”), для ослика “о” (“мама пошла, принести ему травки, воды”)» и т. п. .Важное условие — петь нужно на одном дыхании. Если ребенок прерывается, заново вдыхает и поет дальше, ведущий поясняет: «Когда мы вдыхаем, детеныш просыпается, лучше спеть короткую песню, но на одном дыхании».

Ус л о ж н е н ы й  в а р и а н т 1. На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

Ус л о ж н е н ы й  в а р и а н т 2. В процессе пропевания стучим по груди

Следующий этап в освоении дыхательных упражнений соединение дыхания и движения.

  1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Здесь могут быть использованы различные хлопки ладошками, кулачками. Детей обучают самомассажу головы, ушных раковин, стоп, пальцев стоп, кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание работе над развитием мелкой моторики.

Эти упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Сюда входят различные варианты массажа и самомассажа, упражнения для развития мимических мышц, мышц губ и языка, в этот блок можно включить и упражнения на развитие мелкой моторики. Упражнения для развития мимических мышц, мышц губ и языка и упражнения на развитие мелкой моторики занимают промежуточное положение в системе разделения по функциональным блокам. Их можно отнести и к стимуляции первого блока (как это представлено в данном пособии), но и для второго блока, в частности для речевых функций, они играют не менее существенную роль, так как без правильной артикуляции, например, невозможно полноценное развитие фонематического слуха, а анатомическая проекция кожи руки находится в непосредственной близости от речевой зоны, что обусловливает связь развития речи с развитием мелкой моторики.

Самомассаж

 • «Обезьянки моют голову». Детям в определенный момент игры-сказки предлагается представить, что они обезьянки, которые собрались пойти в гости, но неожиданно заметили, что сильно испачкались, так что теперь задача помыться. Ведущий предлагает «помыть голову» и демонстрирует, как это делать: слегка согнув пальцы в суставах, расположить их сначала в лобной части головы (при этом сообщает, что будем «мыть лоб») и начать массировать круговыми движениями. Дети повторяют действия ведущего и все вместе приговаривают, например: «моем-моем трубочиста, чисто чисто, чисто-чисто». Потом опять, вслед за ведущим и его комментарием: «а теперь затылок» — перемещают руки и продолжают массаж и стишок: «будет-будет трубочист чист-чист, чист-чист». Далее пальцы перемещаются на макушку и височную область. Все действия желательно сопровождать стихами или порядковым счетом, так как это позволяет детям лучше сосредоточить внимание и действовать в определенном ритме.

• «Обезьянки расчесываются». Когда «обезьянки помылись», они «захотели стать еще красивее и решили расчесаться». Детям предлагается «взять в заданную (например, левую) руку зеркальце» (рука вытягивается с поднятой и обращенной к лицу ладонью, как будто в ней расположено зеркальце), а другую руку поднять вверх с напряженными полусогнутыми пальцами (как будто это расческа) и расчесаться (от левого виска к правой части затылка — ведущий показывает, как). Сделав 3–5 расчесывающих движений, воображаемое зеркальце с хлопком перекладывается в правую руку, теперь уже «причесываемся» левой рукой по тому же принципу, не забывая «смотреться в зеркальце».

• «Идем в гости». Самомассаж ушных раковин: «идем в гости к слону» — ушки тянем вниз, «к зайке» — ушки тянем вверх, «к чебурашке» — ушки в стороны. Все действия опять же стоит сопровождать соответствующими стихами или песнями и движениями. Например, когда «идем в гости к слону», приговариваем: «головой качает слон, он слонихе шлет поклон». При этом голова покачивается вверх-вниз, для зайки подходит стихотворение «Зайку бросила хозяйка», а для чебурашки — соответствующая песня из мультфильма.

 • Игра с ежиками. В этой игре используются специальные массажные шарики с шипами. Ребенку предлагается погладить «ежика», покатать его между рук, покатать его поочередно по полу правой ладошкой, левой, правой ступней, левой, поднять «ежика», зажав между ступнями, и положить в корзинку.

  1. Оптимизация тонуса и обучение релаксации.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции I уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться, как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.

Именно поэтому, в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Важным моментом при выполнении упражнений на расслабление является подключение различных сенсорных каналов:

  • использование специально подобранного музыкального сопровождения (спокойные, легкие мелодии, звуки природы);
  • подключение образного представления;
  • применение цветотерапии и ароматерапии.

Релаксация может проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Интеграция в теле - релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений - является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

Используются такие игры, как «Огонь и лёд», «Марионетки», «Росток», «Пляж», «Ковёр-самолёт» и т.п..

  1. Работа с мышечными зажимами.

Следующим планом являемся направленная работа с локальным мышечным напряжением. Эти упражнения могут быть включены в разминку в начале занятия. Каждое из упражнений выполняется 3-5 раз. педагог обязан вначале помочь ребенку понять то или иное упражнение, т.е. буквально зафиксировать руками каждую часть тела ребенка и все изменения, которые с ними происходят во время упражнения. Упражнения выполняются сначала лёжа на спине, затем на животе, затем сидя, и затем стоя.

• «Двигаемся по-разному». Детям предлагается свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными способами: прыгаем как мячики (на двух ногах); прыгаем как зайчики (на одной ноге, затем — на другой); ходим как мишки (на внешней стороне стопы); ходим как будто мы очень устали; ходим как маленькие ляльки, которые только что научились ходить; как будто пол очень горячий, как будто мы замерзли и т. д. Дети могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро, чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и расслабление различных групп мышц, максимально расслабленно). Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые — медленные, мягкие — жесткие, сильные — слабые, тяжелые — легкие, непрерывные — отрывистые, свободные — с сопротивлением.

• «Потянулись — сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), в плечах (хлопок) упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли напряжение? Сбросили его» (рис. 2.5).

  1. Работа над повышением устойчивости.

Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т.е. «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом.

Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

  1. Работа с патологическими ригидными телесными установками.

Особое внимание следует уделить работе с патологическими ригидными телесными установками, которые ограничивают и обедняют движения ребенка. Основная работа идёт над «развязкой» синкинезий.

«Развязка» синкинезий является, может быть, наиболее трудоемкой и сложной задачей, как для ребенка, так и для педагога, т.к. непременное условие этого – перестройка непродуктивных стереотипов и неэффективных с точки зрения энергетики и иннервации формул движения. Если выполнение движений на одном из уровней - глаза, язык, руки, диафрагма, ноги - вызывают непроизвольное оживление на других уровнях, то мы будем говорить об имеющихся синкинезиях, т.е. о информированности автономных движений по уровням.

Например, при письме у ребенка двигается язык и напрягаются ноги или при чтении он принимает неестественную, вычурную позу, или при слежении глазами за предметом задерживает дыхание с последующей остановкой взора.

Основной методический прием «развязки» синкинезий заключается в фиксации одного (или нескольких) из патологически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается определенными движениями. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой самим ребенком, пока автономность движений по уровням не автоматизируется. После этого в активность включаются оба уровня одновременно: задаются разные движения для каждого уровня.

Например, стоя на одной ноге и выполняя вращательные движения в голеностопном суставе другой ноги, ребенок одновременно непроизвольно вращает пальцами или кистью на одной или на двух руках.

Формирование автономных движений по уровням логично начинать с «развязки» синкенезий «глаза - язык». Так как, во-первых, мимическая связь этих уровней довольно часто встречается при анализе имеющихся синкинезий у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоёмкой в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уровней необходимо для развития восприятия, речи, письма. Для этого используются различные глазодвигательные упражнения.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений - ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем - передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой, а затем обеими руками вместе. Все упражнения выполняются последовательно в положении лежа на спине, сидя и стоя. После того, как эти упражнения усвоены, можно попытаться совместить их с дыхательными упражнениями.

  1. Развитие «чувствования» собственного тела.

Необходимым здесь является знакомство ребёнка с языком выразительности движений. Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека. Т.к. нет такой эмоции, переживания, которые не выражались бы в телесном движении. Детей необходимо обучать адекватному пониманию и выражению своих эмоций, уметь понимать телесную экспрессию других.

Развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Занятия по развитию невербальной коммуникации делятся на три этапа:

  • Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
  • Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнёру - способность чувствовать, понимать и принимать его.
  • Групповые упражнения через организацию совместной игры дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе

При работе над развитием 1-го уровня необходимо учитывать влияние музыки, цвета и запаха на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие: тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д.

Поэтому продуманное применение музыки, цвет и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Уровень операционального обеспечения

сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством

Это уровень владения телом в пространстве. Он обеспечивает приём и тонкий анализ модально-специфической информации, а также надмодальный синтез, необходимый для осуществления сложных форм психической деятельности.

Коррекционные задачи данного уровня связаны с устранением и нивелировкой следующих дисфункций:

  • бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточно дифференцированной координации и неловкости, несформированность сенсомоторных координации;
  • обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребёнка;
  • несформированность пространственных представлений.
  1. Развитие чувства ритма.

На первый план здесь, выступает задача поддержания общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, которая решается посредством развития чувства ритма и выполнения ритмических упражнений.

Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям:

Первое - совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения выполняются во время работы над I-м уровнем.

Второе направление - ориентация на внешний ритм. Здесь используется всё многообразие средств. Например, при выполнении любых упражнений, где сам считает ребёнку (счет на 8, на 12), можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Это также способствует развитию внимания и более гибкой приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.

  1. Развитие перцептивных и мнестических возможностей.

Первым шагом здесь является развитие экстероцептивной чувствительностикоторое осуществляется по четырем направлениям повышения чувствительности к модально-специфической информации: зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной. Основным методическим приемом здесь является преимущественная нагрузка одного из сенсорных каналов. Упражнения по развитию всех видов восприятия широко известны и активно применяются в логопедической практике.

  1. Формирование пространственных представлений.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Следует сказать, что формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий его достижений. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, и это неизбежно и неизменно, вне зависимости от его желания.

Первым шагом должна слать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом, ребенку даётся прекрасная опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» - это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Ведь есть еще и верх - низ. Следовательно, верх - это голова, потолок, небо, солнце, северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ - ноги, пол, земля, южный полюс, Антарктида.

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) определенным движением, например, вверх, вперед, назад, вправо и влево - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз - присесть. Здесь же аналогично закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п.

Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым это выполняется.

  1. Динамическая организация двигательного акта.

Динамическая организация двигательного акта связана с переходом от единичных двигательных актов к серии однотипных движений, составляющих единую кинетическую мелодию. Иногда, трудности выполнения программы связаны с ограниченным объемом возможных движений. Тогда освоение новых паттернов всегда должно опираться не только на внешний образец и пространственные ощущения, которых может быть не достаточно, но и на дополнительную зрительную афферентацию собственного тела.

Содержанием отдельных серий (циклов, паттернов) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (ритмов), последовательность предметов или фигур (которые ребенок может переносить и передвигать) и многое другое.

Двигательные занятия по серийной организации движений могут быть включены при необходимости в более целенаправленную программу коррекции вместе с графическими работами, аппликацией, мозаикой, а также специальными упражнениями по развитию мелкой моторики. В подобных заданиях ребенок должен одновременно следить за содержанием звеньев (цвет, форма, порядок расположения элементов), за числом выполняемых элементов, а также вовремя переключаться с одного звена программы на другое.

  1. Формирование одновременных и реципрокных сенсо-моторных взаимодействий.

На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.

  1. Развитие ловкости.

Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции – это развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корреляций с развитием высших психических функций.

На II уровне ставится задача развития телесной ловкости. Начало процесса здесь связано с акцентом на точность, реализуемую по ходу движения. Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам: движений карандаша к обведению нарисованного контура и т.д.

Это и прицельное внимание, и точные попадания, и меткость, например, броска, удара, точности прикосновения, а в более сложном случае - точности воспроизведения видимой формы, например, срисовывание фигуры с соблюдением графического подобия. Т.е. это упражнения, выполнение которых оценивается по финальной четкости.

  1. Развитие внимания.

Упражнения на развитие внимания строятся по следующему принципу: задастся условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например, «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный и т.д.?»

Уровень произвольной регуляции

и смыслообразующей функции психомоторных процессов

это уровень предметных и символических действий. Он обеспечивает функционирование, регуляцию и контроль за протеканием психической деятельности, управляя работой нижележащих уровней. Центральным здесь является надмодальный синтез, базирующийся на взаимодействии всей совокупности афферентаций от I и II уровней, а ведущим мотивом - смысловая сторона действия. Движения данного уровня включены в состав предметных или символических действий.

Коррекционные задачи данного уровня связаны с устранением и нивелировкой следующих дисфункций:

  • несформированность произвольной саморегуляции; трудности произвольной регуляции на этапе осознания программы и/или на этапе ее реализации; упрощение программы, персеверации; снижение самоконтроля;
  • трудности перекодировки вербальной и пространственной информации; полевое поведение; тенденция к спонтанности;
  • отсутствие навыков совместных действий, эмоционально-личностная неадекватность.

Решение задач III уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной саморегуляции обнаруживается при решении любой задачи, т.к. программирование, регуляция и контроль являются непременными условиями успешного выполнения любой деятельности.

Именно на III уровне речь идет о качественно новом этапе в развитии предметной (ручной) ловкости, т.к. оценивается конечный результат смысловой цепи движений, результат всего действия в целом.

В произвольном действии можно выделить три основные черты:

  1. побудительной силой его является принятое человеком решение;
  2. оно направлено на достижение какой-либо цели;
  3. предвосхищает будущее, т.к. цель должна быть достигнута в будущем.

У детей к произвольным относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает себе команду произвести то или иное действие.

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются в словесной инструкции в отношении каждого движения, программа действий здесь вырабатывается постепенно. Дети старшего дошкольного возраста (около 7 лет) уже могут произвести ряд действий по предварительной словесной инструкции, т.е. способны сформировать программу действий экстренно.

В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «Делай, как хочешь» не требует программы, выполнение действия здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается.

Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

  1. Правила игры и роли.

Важным условием при развитии произвольности является принятие, и выполнение ребенком правил игры и взаимодействия с другими детьми.

С самого начала занятий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в группе, основные принципы, взаимодействия с ее членами. На первых порах особенно важна четкая, повторяющаяся структура занятия, неизменное, положение предметов и вещей в кабинете, т.к. это является дополнительным организующим моментом для детей.

В занятие рекомендуется также включать различные ритуалы, например, приветствие и прощание с членами группы, разминка и настрой на работу, формы релаксации и т.д.

Сказанное с необходимостью включает достаточно «жесткую» позицию педагога в начале коррекционной работычто способствует закреплению «алгоритма» занятий, который постепенно автоматизируется. Затем (через 5-7 занятий) педагог сознательно «ломает» этот ритуал с тем, чтобы активизировать у детей внутренний контроль.

  1. Отработка коммуникативных навыков.

«…Когда человек входит в комнату, он делает эго ради какой-то цели... Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувство...» - писал К.С. Станиславский. Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

  1. Развитие произвольного внимания и памяти.

Развитию произвольного внимания способствуют упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь могут быть использованы упражнения такие как, «Гонка за лидером», «Звонкая цифра», «Запретное число», «Внимательный», «Муха», «Фокус», «Японская машинка» и т.п..

  1. Синестезии и произвольная саморегуляция.

Известно, что любое наше состояние: сон-бодрствование, усталость-активность, радость-печаль контролируются мозгом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управлять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи».

На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения.

Упражнения этого блока направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из таких упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, обращение к которой его максимально расслабляет или, наоборот, помогает собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д. Это упражнения на развитие зрительных, тактильных, вкусовых, обонятельных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога "В поисках улыбки" с детьми старшего дошкольного возраста.

Комплексное занятие с детьми старшего дошкольного возраста проводится педагогом-психологом совместно с воспитателем по физической культуре в рамках  проведения "Дня психологического здоровья в ДО...

Консультация для родителей. Коррекция агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей. Понятие "агрессивность". Рассмотрены виды агрессии....

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов : "Работа с детьми группы риска"

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.Тема: «Работа с детьми группы риска» Цель: 1.      Знакомство педагогов с понятием «группа риска&raqu...

Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ

Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...