Почему мной выбрана социо-игровая технология?
материал
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для её формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социо-игровой технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему мной выбрана социо-игровая технология?
В современном мире человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для её формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение социо-игровой технологии.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - означает малый социум (не социальный). Вторая часть подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью т.е. интерактивную.
Социо-игровая технология обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу во время образовательной деятельности.
Что же такое социо-игровая технология?
Социо-игровая технология — это педагогическое искусство, позволяющее соединить движение, вариативность и работу в малых группах.
9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ
1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер. 2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки. 3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений, навыков. 4. Смена мизансцен, т.е. обстановки. 5. Ориентация на индивидуальные открытия. 6. То, что трудно – интересно. 7. Движение или активность. 8. Жизнь детей в малых группах. 9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток.
Сущность социо-игрового технологии его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Следуя этим советам:
- занятие организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;
- Социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:
- Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
- Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
- Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
- Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
- Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
- на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
- на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.
Применение социо-игровой технологии способствует:
- реализации потребности детей в движении;
- сохранению их психологического здоровья;
- формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Таким образом, социо-игровая технология ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя «планка», всего лишь «почва» для его методических поисков и личностного процветания.
Социо-игровая практика базируется на трех китах.
Чего же следует опасаться тому, кто собирается работать в социо-игровом стиле?
1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал).
2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым.
3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом), то социо-игровая педагогика и «близко не лежала».
Зато, если эти «три кита» – и движение, и вариативность, и работа в малых группках – в специально-организованной деятельности «были налицо», то смело можно утверждать, что такое занятие детям не только пошло на пользу, но и очень им понравилось.
Одно из главных условий социо-игровой технологии: в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. В какие бы игры не играли воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.
Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
- Игры с правилами.
- Игры-соревнования.
- Игры-драматизации.
- Режиссёрские игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия.
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
- Тренинги.
Плюсы социо-игровой технологии:
- отношение «ребенок – сверстники», педагог является равноправным партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль слушающих);
- общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами;
- дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- социо-игровая технология учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Существует определенная последовательность введения игр социо-игровой направленности(квалификация):
1. Игры для рабочего настроя.
Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи. Например игра «Рыба, птица, зверь».
2. Игры-разминки (разрядки).
Задача: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревнования и смешного, простого выигрыша. В таких играх доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Например, игра-разминка «Карлики и великаны».
3. Игры социо-игрового приобщения к делу.
Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу («Составь слово», «Живой алфавит, «Комплимент» и проч.). Например: Игра «Рассказ-рисунок о том, что вижу».
4. Игры творческого самоутверждения.
Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Например: упражнение «Рисунок по кругу», игры: «Костюм-превращение».
5. Игры вольные.
Задача: физически активный и психологически эффективный отдых. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи — вороны» и др.
Практическая значимость заключается в том, что использование этой технологии в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребенка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её, когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой ситуации обучающей ситуации во второй младшей группе по социо-игровой технологии
Конспект игровой ситуации с детьми.которая помогает детям регулировать свое поведение, учит общаться со сверстникаим, развивает внимание....

«Почему я выбираю социо – игровую технологию?»
На нас, дошкольных работниках, лежит огромная ответственность: воспитать ребёнка нового поколения. Современные дети иметь свою точку зрения и уметь её отстаивать, уметь объединяться при решении пробле...

«Влияние социо-игровых технологий в образовательном процессе на социо-личностное развитие детей дошкольного возраста».
мастер-класс для педагогов...

«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики « Игровой Парашют ».
Цель:1. Повышение профессионального мастерства педагогов.2. Ознакомление педагогов с технологией использования игрового парашюта. 3. Освоение и последующее активное применение технологии в практи...

Конспект игровой обучающей ситуации с детьми младшей группы с использованием социо-игровой технологии на тему: «Что мы узнали о насекомых и цветах?»
Закрепить представления детей о насекомых и цветах....

Конспект игрового занятия по социо- игровой технологии. Тема: "Следы на снегу». (средняя группа)
Конспект игрового занятия по социо- игровой технологии. Тема: "Следы на снегу». (средняя группа)Материал предназначен для воспитателей детских садов, чтобы осуществлять в своей педагогическ...
