Тренинг для педагогов в рамках формирования психологической устойчивости к профессиональным стрессовым факторам
методическая разработка по психологии

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата в группе;

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

- первоначальная диагностика целевых предпочтений на профессиональном поприще и психологической атмосферы в группе;

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

- развитие умения работать в команде;

- сплочение группы;

- способствовать раскрепощению участников группы и проявлению эмоциональной стабильности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для педагогов 24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг сплочения в рамках цикла: формирование психологической устойчивости педагогов к стрессам

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата в группе;

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

- первоначальная диагностика целевых предпочтений на профессиональном поприще и психологической атмосферы в группе;

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

- развитие умения работать в команде;

- сплочение группы;

- способствовать раскрепощению участников группы и проявлению эмоциональной стабильности.

План:

Введение: Определение целевых предпочтений педагогов в профессиональной сфере.

Упражнение 1а: «Мое имя»

Упражнение 1б: «Звуки имени»

Игра «Цветные королевства»

Упражнение «Говорящие руки»

Притча «Три сита»

Синквейн на существительное коллега

Упражнение «Подарок»

Обсуждение и подведение итогов

Ход тренинга

Ведущий: Мы профессиональная группа, коллектив и каждый из нас, в отдельности, приходит на работу, делает это зачем-то, мы чего-то хотим достичь, чего-то добиться, не так ли, коллеги? Какие вы ставите перед собой цели, на профессиональном поприще.

Каждый озвучивает свои цели, ведущий их фиксирует на мольберте. Если цели схожи, ставится знак, например галочка. Пять галочек, поставленных рядом с целью, будут означать, что такую цель преследуют пять педагогов в группе.

У нас есть общие цели (перечислить их), и для того, чтобы их достичь, необходима поддержка друзей, родных и коллег! Вы можете ее получить, здесь и сейчас! Сплотившись, мы даем возможность себе и другому единым целым достигать конкретных целей и задач.

В коллективе очень важно уметь обращаться друг к другу и желательно по имени!

Упражнение 1а: «Мое имя»

Цель:

У каждого из нас есть имя и оно нам очень дорого, и нам очень приятно, когда нас называют по имени.

На ценность имени указывают и русские народные пословицы

В лицо сам себя человек не признает, а по имени знает.

Хорошо там и тут, где по имени зовут.

Без имени ребенок – чертенок.

Ведущий дает задание участникам: назовите свое имя, почему вам дали такое имя? Расскажите, что вы знаете о своем имени и как к нему относитесь. Ведущему можно начать с себя.

У каждого из нас есть имя, и каждое имя каким-то образом отзывается в сердцах других людей.

Упражнение 1б: «Звуки имени»

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе.

Ведущий: Предлагаю вам выбрать и назвать среди присутствующих одно имя на каждую номинацию, и поясните, почему вы выбрали эту характеристику для имени.

- самое крепкое имя - самое певучее имя

- самое таинственное имя - самое сильное имя

- самое свежее имя - самое загадочное имя

- самое прохладное имя - самое летнее имя

- имя, нуждающееся в защите - самое нежное имя

- самое грозное имя - самое доброе имя

- самое светлое имя - самое оригинальное имя

- самое ароматное имя - самое красивое имя

Комментарий ведущего: Каждый человек уникален и его уникальность и неповторимость отражается в имени! Обращайтесь друг к другу по имени и вас обязательно услышат.

Упражнение 2: «Цветные королевства»

Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения.

Заранее подготовить карточки на каждого члена команды.

Примерный список карточек для группы в 20 человек: королева, главный министр, казначей, астролог, повар, иностранный посол, шут, садовник, начальник стражи, солдат.

В двух экземплярах, один экземпляр – все карточки синего цвета, другой – все карточки зеленого цвета.

Ведущий: В одном сказочном мире существовали два королевства – Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями. У каждого был свой дворец. Легко догадаться, что в Синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом – зеленого. Однажды злая ведьма наслала на оба королевства ужасный ураган, и всех жителей разбросало по сказочному миру. Всё перепуталось, а люди лишились возможности различать цвета, поскольку всё оказалось покрыто толстым слоем пыли. Страшный грохот, на время оглушил людей, и они перестали слышать. Однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим обязанностям. Каждый из них знал, кто он и в каком королевстве живет. Но понятие не имел, кто находится рядом с ним.

Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. Давайте попробуем решить возникшую перед ними проблему.

Перед вами карточки, в которых написано кем вы будете, (лежат обратной стороной), по моему сигналу вы одновременно посмотрите, что там написано и сразу же положите их так, чтобы ничего не было видно.

Ваша цель: навести порядок в королевствах. Вам необходимо выстроиться в шеренгу – каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан либо на мольберте или на слайдах презентации.

Помните:

Вы общаетесь с помощью жестов.

Запрещено показывать рукой на предметы синего или зеленого цвета, имеющиеся в зале.

Запрещается писать на бумаге или в воздухе – слова, обозначающие цвет или выпавшую вам роль.

Слева от меня (ведущий показывает) будет одно из королевств, а справа другое. Никто не знает, где именно будет Синее, а где Зеленое королевство. Для того чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом.

Далее одновременно педагоги смотрят карточки и переворачивают их. И начинается игра.

Комментарии: Какую цель преследовали жители королевств?

Ответы: найти свое место в королевстве, навести порядок.

Что помогло вам найти свое место?

Резюме: одна цель объединила людей, и привела к результату!

Комментарий ведущего: порой создаются такие ситуации, из которых сложно выбраться, и мы педагоги бываем достаточно ограничены в вербальных средствах общения, но ведь речь не единственная возможность передачи информации. Мимика, жесты, тактильный контакт – все это тоже является источником информационных сообщений. Мимика человека сразу выдает его эмоциональное состояние, его настроение, пользоваться этим тоже бывает полезно.

Упражнение 3 «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча, в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Резюме: можно понимать человека и общаться с ним не только вербально. Помните, слова имеют огромное значение, особенно в коллективе, и тем более педагогическом.

4. Притча «Три сита»

Один человек спросил у Сократа: «Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?». «Подожди», – остановил его Сократ, «просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита». «Три сита? – Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?»

«Нет, я просто слышал это». «Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?» «Нет, напротив». «Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?» «Нет, в этом нет необходимости».

«Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?»

Комментарий ведущего: речь и средство общения, и оружие, будьте осторожны в словах, особенно если они направлены к вашим коллегам или друзьям, не стоит повторять то, что вы услышали со слов кого-то, пусть ваши слова приносят пользу, и наконец, подумайте – стоит ли говорить плохое?

5. В завершении ведущий предлагает педагогам разделиться на две команды и составить синквейн.

Цель: развитие умения работать в группе, развитие ассоциативного мышления.

Синквейн на слово коллега

  1. Существительное (коллега).
  2. Прилагательное (два прилагательных или причастия).
  3. Действие, глагол (три глагола).
  4. Передать свое отношение во фразе (предложение, фраза, высказывание).
  5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Заключение

  1. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей профессиональной группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения сплоченными? Что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и хорошее настроение». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!

Педагог-психолог Макарова И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»

Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...

Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Тренинг для педагогов детского сада: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе"

Актуальность темы: Анализ работы ДОУ показывает, что большинство специалистов и работников данной организации работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требует постоянного в...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....

Тренинг для педагогов. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК СПОСОБА ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В последнее время всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хроничес...