Тренинг для педагогов детского сада: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе"
материал

Сигаева Екатерина Александровна

Актуальность темы: Анализ работы ДОУ показывает, что большинство специалистов и работников данной организации работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требует постоянного внимания и контроля за деятельностью и взаимодействием с людьми. При таких условиях существует множество факторов, которые могут вызвать стресс, это:

профессиональная необходимость частого контакта с родителями воспитанников, умение эффективно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией;

- повышенная ответственность за жизнь детей (ведь за любую травму малыша воспитатель несет моральную и юридическую ответственность)

- негативно сказываются на воспитателях - неопределенность и повседневная рутина, неизбежно снижает эффективность профессиональной деятельности, ухудшается психологическое самочувствие.

- необходимость быть объектом наблюдения и оценки, постоянно подтверждать свою компетентность, проявлять умение принимать правильные и эффективные решения в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для воспитателей: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе»

тренинги психолога педагогами, тренинги психолога доу, тренинг психолога воспитателей, тренинг психолога детском саду, тренинги для педагогов доу от психологаВремя: 1,5 часа.

Введение. 5 мин.

Психолог обращается к участникам: «Сегодня мы с вами собрались, чтобы лучше познакомиться, рассмотреть вопрос «Что же такое стресс, как мы его переживаем, и как с ним бороться ».

Ознакомление участников с основными вопросами занятия. Психолог рассказывает о содержании тренингового занятия, отмечает, почему сегодня необходимо говорить о стрессе и о навыках саморегуляции.

Актуальность темы: Анализ работы ДОУ показывает, что большинство специалистов и работников данной организации работают в довольно неспокойной, эмоционально напряженной атмосфере, требует постоянного внимания и контроля за деятельностью и взаимодействием с людьми. При таких условиях существует множество факторов, которые могут вызвать стресс, это:

профессиональная необходимость частого контакта с родителями воспитанников, умение эффективно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией;

- повышенная ответственность за жизнь детей (ведь за любую травму малыша воспитатель несет моральную и юридическую ответственность)

- негативно сказываются на воспитателях - неопределенность и повседневная рутина, неизбежно снижает эффективность профессиональной деятельности, ухудшается психологическое самочувствие.

- необходимость быть объектом наблюдения и оценки, постоянно подтверждать свою компетентность, проявлять умение принимать правильные и эффективные решения в различных ситуациях.

Все это негативно влияет на деятельность педагога, приводит к апатии, депрессии, пессимизму, болезням, его«профессиональному выгоранию».

Но не следует забывать, что воспитатель, прежде всего - личность со своими чувствами, эмоциями, переживаниями и желаниями и, тем более, что этот человек имеет прямое отношение к обучению и воспитанию дошкольников.

Стресс - это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть сложные жизненные ситуации.Разработал теорию стресса канадский психолог Ганс Селье. Ученый говорил, что - стресс является частью жизни каждого человека и его невозможно избежать так же, как потребности пить или спать. Стресс, по мнению канадского психолога, создает «вкус к жизни». Очень важно и его стимулирующее, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения и всей нашей жизни. Но стрессовые воздействия не должны превышать адаптационные возможности человека, потому что тогда может ухудшиться самочувствие.

Психическое напряжение, неудачи, страхи, срывы, ощущение опасности является наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, которые приводят к соматическим болезням, дают еще и психические последствия эмоционального перенапряжения - неврозы.

В России по статистическим данным избавляются от стресса следующим образом:

- телевизор

- музыка

- алкоголь

- пища

- лекарственные препараты

- спорт

- секс

- йога, медитация

Эксперимент Селье

Информационное сообщение можно скачать ниже.

Стресс можно ослабить или вообще устранить из нашей жизни посредством изменения своего отношения к реальности, управляя своими мыслями.

1. Упражнение «Ты молодец в том, что ...» 17 мин.

Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки человеку в сложной ситуации, осознать наличие этих проявлений из собственного опыта.

Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразу, которая начинается словами «Меня не любят за то, что ...». Ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой «Все равно, ты молодец потому, что ...». Затем нужно поменяться ролями и повторить упражнение.

Обсуждение. Этим упражнением я хотела бы показать для Вас, самокритичное отношение ВАШЕ к себе, и что на самом деле оно не такое. Ведь главной причиной стрессов является Ваша самооценка к себе. Чем выше порог критики у Вас по собственной личности, тем больше вы склонны к неврозам и проявляете себя как самокритичная личность. Человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на должном уровне и побудить себя к деятельности. Большое значение имеет умение одобрять себя, признавать результаты своей деятельности. Самопризнание, самоодобрение-очень полезные методы формирования самоуважения, поскольку вы учитесь замечать что-то положительное в своих действиях и развиваете чувство самоуважения.

Также с помощью этого упражнения Вы учитесь помогать человеку в стрессовой ситуации, отбросив возможно какие-то предубеждения по отношению к нему и принять человека таким как он есть.

Я Вам только рассказала об одном из методов преодоления стрессов - поднятие самооценки.

2. Мозговой штурм.

А сейчас мне было бы интересно спросить Вас, какие Вы знаете методы преодоления стрессов ... Предлагайте все возможные варианты (по кругу). Спасибо

Если у вас состоялась или происходят такие ситуации, то всем хорошо известны, такие успокаивающие действия, как прогулки, бег (пробежка), плавание, спортивные игры. Под действием физической активности «аварийные гормоны» используются, а не причиняют вред организму. Поэтому физическая активность - необходимая и действенная защита против возникновения стресса.

3.Тест «Сила нервной системы» (тест Е. Ильина)

Скачать ниже.

Также действие стресса определяется по типу Вашей нервной системы. Я предлагаю Вам пройти тест, который находится перед Вами. По моей команде я предлагаю вам в первых трех ячейках ставить точечки правой рукой, следующие три левой, но переходить к следующему квадрату можно только по моей команде.

Теперь Вам нужно подсчитать точечки в каждой клеточке, и на обратной стороне листа нарисовать график для правой и левой руки. Полученный график соединить, листья интерпретации также перед Вами. Так Вы можете для себя определить силу вашей нервной системы.

4.Притча

Психолог. Я хотела бы зачитать Вам притчу.

Скачать притчу можно в конце тренинга.

Этой притчей я хотела бы завершить наш тренинг и хотелось бы сказать - мы испытываем стресс в том случае, когда убедили себя в этом. Мы беспомощны только тогда, когда чувствуем себя беспомощными. Мы попадаем в ситуацию, из которой нет выхода, когда мы действительно решили, что выхода нет. Изменяя мысли, ожидания, установки, мы учимся жить без стресса.

Изменяя себя, вы обязательно почувствуете, что изменились люди и события, которые раньше вызывали у Вас стресс.

Подведение итогов

Упражнение «Ящик итогов»

Психолог. И, напоследок, я хотела вас попросить написать мне свои впечатления относительно тренинга на листах, находящихся у вас и передать их мне. Ваши пожелания.

Спасибо!

Советы психолога  по преодолению стресса.

1. Выясните, что именно вас беспокоит и задевает за живое. Расскажите о том, что вас беспокоит, близкому человеку. Это особый психологический прием: проанализировав свою проблему вслух, вы доберетесь до корня своих проблем и найдете выход из ситуации.

2. Спланируйте свой день. Ученые заметили, что для человека, состояние которого приближается к стрессовому, время ускоряет свой бег. Поэтому он испытывает непомерную загруженность и нехватку времени.

3. Научитесь управлять своими эмоциями. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают отдыхать.

4. Улыбайтесь, даже если вам не очень хочется. Смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т-лимфоциты крови. В ответ на вашу улыбку, организм будет производить желаемые гормоны радости. Определите негативные факторы, приводящие к возникновению у Вас стресса. Старайтесь избегать их или с помощью позитивного мышления измените свое отношение к ним.

5. Отдыхайте вместе с семьей.

6. Физические упражнения снимают нервное напряжение.

7. Музыка - это тоже психотерапия. Слушайте спокойную музыку.

8. Будьте на дворе, гуляйте, бегайте.

9. Чтобы предотвратить разочарование, неудачи, не надо браться за непосильные задачи.

10. Постоянно концентрируйтесь на светлых сторонах жизни и событиях - это сохранит здоровье и будет способствовать успеху.

11. Не злоупотребляйте кофе, алкоголем.

12. Ешьте мороженое - там есть компонент, который улучшает настроение. И банан - в нем есть серотонин, гормон счастья.

13. Употребляйте витамин Е. Он повышает иммунитет и устойчивость к стрессу. Кстати, этот витамин содержится в картофеле, сое, кукурузе, моркови, ежевике, грецких орехах.

14. Есть много различных систем аутотренинга. К сожалению, на то, чтобы овладеть ими, у нас часто не хватает терпения и времени. А вот усвоить несколько формул самоуспокоения совсем не трудно.

Формулы для самоуспокоения

- Все будет хорошо.

- Проблема решится.

- Это не стоит волнения.

- Я абсолютно спокойна.

- Как я могла волноваться по пустякам.

- Мысли расчетливы. Спокойно обдумываю свои дальнейшие действия.

Заставьте стресс работать на Вас, а не против Вас, овладейте главным умением - превращайте негативные события в позитивные.

На первый взгляд, все это может показаться примитивным. Но почему бы не попробовать потренироваться. Взять себя в руки- значит владеть ситуацией.

   

У Ричарда Баха в «Иллюзии» один из героев рассказывает притчу о подводных жителях. На дне реки с очень быстрым течением жили существа, похожие на людей, только они могли дышать под водой. Всю свою жизнь они проводили там, цепляясь за большие камни, которые лежали на дне. Таким образом, сдерживаясь от быстрого течения, они рождались, ели, любили и умирали. Считалось, что тот, кто отпустит камень, обязательно погибнет, его понесет стремительный поток воды. И все же один из них отпустил свой камень, но не погиб, а поплыл по течению. Ему встретились другие такие же поселения, в которых люди проводили свою жизнь так, как в его родном селении. Они удивлялись: «Смотрите! Он летает! Это сверхчеловек». Н что «сверхчеловек» отвечал: «Это не так, я такой же человек как и вы. Просто отпустите ваши камни, и вы полетите». Но никто не решился сделать так как он ...

Ваш камень - это ваш страх. Отпустите его.

Тест Е. Ильина

 

Оборудование: специально заранее подготовленные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283), разделены на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, карандаши, секундомер.

Цель: определение свойств нервной системы с психомоторными показателям.

Инструкция. По команде психолога начните ставить точки в каждом квадрате предложенного вам бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек в первом квадрате. По команде психолога вы переходите ко второму квадрату по часовой стрелке, при этом не прерывайте работу. Все время старайтесь работать в быстром темпе.

Задача повторить теперь уже второй рукой.

Обработка результатов

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.

2. Построить графики работоспособности для каждой из рук. Для этого на оси абсцисс отложить равные промежутки времени (5 с, 10 с, 15 с ...), на оси ординат - количество точек в каждом квадрате. Кривую работы правой руки можно начертить сплошной линией, а левой - пунктирной.

3.Проанализировать формы кривых.

Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большие по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- Выпуклый тип: темп нарастает до максимума в первые 10-15 с работы, в дальнейшем он может снизиться до исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у исследуемого сильной нервной системы;

- Ровный тип - максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как систему средней силы;

- Нисходящий тип - максимальный темп снижается уже со второго интервала. На протяжении всей работы он уже не поднимается до исходного. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы;

- Промежуточный тип - темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средним и слабым - средне-слабый тип;

- Вогнутый тип - первоначальное снижение максимального темпа меняется, а затем кратковременный рост темпа до исходного уровня. Этот тип расценивается как средне-сильный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я и другие". Занятие с элементами тренинга для педагогов детского сада.

Занятие нацелено на укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи....

Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"

В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...

Тренинг психолога для воспитателей: «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе»

Стресс можно ослабить или вообще устранить из нашей жизни посредством изменения своего отношения к реальности, управляя своими мыслями....

Тренинг для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»

Цель:  осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....

Тренинг для педагогов детского сада « Мы одна команда»

На тренинг приглашаются все желающие, формируется группа из 10-15 человек. Продолжительность тренинга  1,5 -2 часа.Задачи:способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима­нию между пе...

Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.Задачи:- ознакомить педагогов с основами психологии общения; - развивать умение ...