Главные вкладки

    Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
    методическая разработка на тему

    Попеску Мария Сергеевна

    семинар- тренинг для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл семинар- тренинг27.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар- тренинг для педагогов детского сада на тему

    «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

    Цель: предупреждение профессионального выгорания у педагогов; обогащение опыта педагогов методам и приемами по профилактике и коррекции стрессовых состояний у взрослых и детей.

    В начале мероприятия педагог- психолог просит всех выбрать любой цвет и запомнить его.

    1. Вступительное слово. СЛАЙД № 1

    Педагог-психолог: "Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с детьми, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении.

    В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников социальной сферы. СЛАЙД № 2

    Профессиональное выгорание -  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.

    СЛАЙД № 3

    Синдром профессионального выгорания -  самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения. СЛАЙД №4

    Cиндром профессионального выгорания  развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач – 1982 г.) - три лестничных пролета в глубины профессионального непригодности.

    СЛАЙД № 4

    ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

    - Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств,  свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;

    - Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

    - Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте  в покое!»

    СЛАЙД № 5

    ВТОРАЯ СТАДИЯ:

    - Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

    - Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей  - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.

    СЛАЙД № 6

    ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

    - Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

    - Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

    СЛАЙД № 7

    Список симптомов профессионального выгорания:

    - Усталость, утомление, истощение;

    - Психосоматические недомогания

    - Бессонница

    - Негативное отношение к детям, сотрудникам

    - Скудность репертуара рабочих действий

    - Злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, - алкоголем, наркотиками

    - Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;

    - Негативная «Я-концепция»

    - Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение, гнев и др.)

    Педагог- психолог: при диагностировании коллектива я использовала “Диагностику уровня эмоционального сгорания В.В. Бойко”. В исследовании приняли участие 17 педагогов.

    Фаза

    Напряжение

    Баллы

    Резистенция (сопротивляемость устойчивость)

    Баллы

    Истощение

    Баллы

    Симптом

    Переживание психотравмирующих обстоятельств

    15

    10

    15

    15

    27

    3

    4

    7

    13

    10

    22

    22

    2

    10

    2

    4

    0

    Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование

    2

    3

    2

    20

    7

    2

    2

    8

    0

    0

    10

    2

    0

    15

    5

    12

    2

    Эмоциональный дефицит

    0

    15

    8

    2

    20

    0

    0

    6

    15

    0

    8

    0

    0

    3

    2

    3

    0

    Симптом

    Неудовлетворенность собой

    5

    5

    8

    3

    15

    0

    0

    8

    0

    3

    10

    3

    8

    8

    0

    0

    3

    Эмоционально-нравственная дезориентация

    5

    7

    8

    7

    7

    10

    0

    9

    3

    0

    7

    5

    5

    5

    5

    5

    3

    Эмоциональная отстраненность

    8

    5

    0

    15

    12

    3

    3

    3

    5

    3

    3

    11

    3

    3

    0

    3

    3

    Симптом

    «Загнанность в клетку»

    0

    6

    0

    10

    23

    1

    5

    1

    5

    1

    10

    5

    0

    0

    7

    0

    1

    Расширение сферы экономии эмоции

    0

    18

    24

    5

    12

    8

    5

    0

    24

    20

    25

    11

    10

    10

    18

    0

    16

    Личностная отстраненность (деперсонализация)

    3

    8

    0

    0

    33

    3

    0

    8

    3

    0

    5

    3

    3

    8

    5

    0

    0

    Симптом

    Тревога и депрессия

    3

    6

    16

    13

    23

    13

    0

    3

    0

    12

    11

    7

    0

    6

    10

    0

    2

    Редукция профессиональ-ных обязанностей

    (уменьшение, ослабление, сведение сложного к более простому)

    0

    10

    17

    20

    15

    8

    0

    0

    8

    8

    15

    0

    2

    7

    13

    2

    0

    Психосомати-ческие  психовегетатив-ные нарушения

    6

    15

    8

    10

    15

    6

    6

    18

    2

    5

    18

    5

    0

    2

    18

    2

    2

    9 и менее балов – несложившийся симптом;

    10-15 баллов – складывающийся симптом;

    16-19 баллов  - сложившийся симптом;

    20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания

    Испытуемый

    Напряжение

    Резистенция(сопротивляемость устойчивость)

    Истощение

    1.

    27

    38

    43

    2.

    23

    7

    17

    3.

    39

    51

    16

    4.

    41

    52

    27

    5.

    88

    41

    80

    6.

    17

    28

    12

    7.

    9

    7

    9

    8.

    19

    17

    35

    9.

    18

    32

    26

    10.

    26

    28

    8

    11.

    53

    57

    34

    12.

    37

    18

    19

    13.

    10

    17

    6

    14.

    24

    37

    16

    15.

    19

    41

    25

    16.

    2

    19

    11

    17.

    6

    21

    5

    36 и менее баллов – фаза не сформировалась

    37—60 баллов – фаза в стадии формирования

    61 и более баллов – сформировавшаяся фаза

    Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что “фаза напряжения” у 12 педагогов не сформирована, у 4 находится в стадии формирования и у 1 эта фаза сформирована.

    Следующая “фаза резистенции”- 10 педагогов продолжают быть устойчивыми к эмоциональным стрессам, переживаниям. У 7 фаза резистенции находится в стадии формирования.

    У одного педагога “фаза истощения” уже сформирована. Еще у 1 в стадии формирования. И у 15 эта фаза не сформирована.

    Педагог- психолог:  Поднять настроение, снять напряжение нам помогают различные способы. У всех они разные. Может кто- нибудь желает поделиться с нами как он снимает усталость, напряжение? (ответы педагогов).

                    Я вам приготовила несколько упражнений, чтобы мы с вами сняли напряжение и подняли себе настроение.

    Упражнение «Передай маску» (маска эмоций)

    Цель: Разминка для мышц, снятие напряжения

    Педагоги сидят в кругу. И каждый должен передать свое настроение рядом сидящему. Задача каждого узнать передаваемую эмоцию.

    В начале семинара- тренинга педагог- психолог просит присутствующих выбрать любой цвет. После упр. “переай маску” п- п рассказывает о выбранном цвете, что он обозначает, какое эмоциональное состояние.

    Игра «Заряд энергии»

    Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).

    Упражнение «Ладошки»

    Все закрывают глаза и кладут руки на колени ладонями кверху, тот, к чьим ладоням прикоснулись, открывает глаза, встает, подходит к любому участнику группы, прикасается к его ладоням, садится на его место и снова закрывает глаза. Тот, кто встал, выбирает другого игрока и т.д. Игра заканчивается по сигналу ведущего. Если ведущий тренинга один, он не закрывает глаза, а следит за ходом игры.

    После игры обязательно проводится рефлексия. Вопросы для рефлексии:

    Удалось ли в течение игры не открывать глаза, кроме тех случаев, когда это было положено по правилам?

    Комфортно ли было длительное время сидеть с закрытыми глазами?

    Изменилось ли внутренние ощущения и переживания до и после прикосновения чьих-либо рук?

    «Медитация»

    Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.

    «В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня».

    «Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).

    Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).

    Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).

    Сделайте глубокий вдох (пауза).

    Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).

    Включается магнитофонная запись.

    Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).

    Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.

    Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, заставляя бежать все быстрее (пауза).

    Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).

    По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).

    Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.

    Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.

    Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.

    Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).

    Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.

    Спасибо всем за плодотворную работу!!!

    Удачного продолжения рабочего дня!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие – практикум для педагогов детского сада на тему: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

    Цели:Познакомить педагогов с понятием «профессиональное выгорание», симптомами его проявления и причинами возникновения;Освоить методы профилактики синдрома «профессионального выгорания»....

    Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

    Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

    Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

    Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

    Методическая разработка цикла из двух семинаров-тренингов для педагогов на тему «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

    Актуальность проблемыУчитель – одна из главных профессий  «группы риска» по эмоциональному и профессиональному выгоранию. Режим повторения «из года в год» приводит к накоплению психоэмоциональног...

    Семинар - практикум для педагогов детского сада на тему: "Опыты и эксперименты с растениями"

    Показать педагга как проводить опыты с расениями в детском саду....

    Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"

    В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...