Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Кузнецова Елена Владимировна

    Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar1.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

    Авторы: педагог-психолог Шишкина Ирина Евгеньевна, инструктор по физической культуре Иванова Елена Владимировна, методист Едокова Оксана Владимировна.

    Цель: предупреждение профессионального выгорания у педагогов; обогащение опыта педагогов методам и приемами по профилактике и коррекции стрессовых состояний у взрослых и детей.

    1. Вступительное слово.

    Педагог-психолог: "Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с детьми, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении.

    Мы сегодня познакомим вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности"

    2. Групповая игра «Здравствуй, друг! »

    Педагог-психолог: "Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

    Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

    "Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

    "Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

    "Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

    "Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

    "Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

    "Хорошо! "(обнимаются)

    3. Рисуночная методика «Трещины» (Ваше эмоциональное здоровье) .

    Ключ к тесту в книге Королевой З. «Говорящий» рисунок. Екатеринбург, 2005.

    4. Мини-лекция на тему: "Релаксация и стрессы"

    Инструктор по физической культуре: "Мы живем лихорадочной жизнью, скованные - и на работе, и в семейном кругу - бесконечными требованиями и постоянной ответственностью. И хотя пресловутые стрессы не всегда вызывают отрицательный эффект (они, кстати, очень важная и даже обязательная часть нашей повседневной жизни, многие люди все же не могут найти разумный баланс между стрессом и релаксацией.

    Релаксация - это активное расслабление. Ее основная цель восстановление нервной системы и, в первую очередь, восстановление ее адекватной (нормальной) восприимчивости, без которой не может быть правильного ответа защитных систем на повреждающий фактор.

    Под воздействием стресса мышцы сокращаются, в кровь поступает адреналин, сердце начинает учащенно биться, повышается кровяное давление, учащается дыхание, ускоряется обмен веществ и нас бросает в пот. Такая реакция организма вполне естественна в ситуации «сражайся или удирай», то есть тогда, когда мы находимся в опасности, соревнуемся с кем-либо или сталкиваемся с необходимостью действовать решительно. Наш организм реагирует подобным образом на любые стрессовые ситуации, хотя сила такой реакции может быть различной. А если стрессы преследуют нас в течение всего дня, не позволяя расслабиться и «выпустить пар», организм не успевает вернуться в нормальное состояние.

    Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее. Впрочем, установив причину, необходимо свести ее к минимуму либо вообще устранить. Симптомы стресса появляются, когда в течение длительного времени не удается снять напряжение. В каждой ситуации они различны, но у них существуют общие признаки:

    Затрудненное засыпание

    Беспокойный сон с частым пробуждением

    Головные боли

    Расстройство пищеварения

    Высокое кровяное давление

    Вспыльчивость, раздражительность, тревога, плаксивость,

    Участившиеся споры с друзьями, домочадцами, быстрая смена настроения

    Типичные стрессоры (причины стрессов) :

    • Эмоциональные и психические: смерть любимого человека; развод или зарыв близких отношений; рождение ребенка; смена работы и др.

    • Связанные с окружающей средой: нехватка свежего воздуха и пространства; шум и др.

    • Связанные с питанием: потребление в больших количествах кофеина может вызвать раздражительность, ощущение тревоги и беспокойства; алкоголь.

    • Курение

    В состоянии же релаксации сердце бьется спокойно, кровяное давление снижается, мы дышим ровно, мышцы не напряжены, обмен веществ замедляется.

    Стрессы чаще всего вызываются проблемами, связанными с работой. Но озабоченность работой не должна отравлять наше свободное время. Необходимо научиться отвлекаться – переводить дух после работы"

    5. Гимнастика для глаз.

    Инструктор по физической культуре: "Известный окулист доктор Уильям Бейтс (1860-1931) на основании многолетней практики пришел к выводу о том, что стрессы разрушающе действуют на наше зрение. Он также предположил, что именно стрессы являются главной причиной головных болей и разработал несколько упражнений. Два упражнения мы предлагаем вашему вниманию. "

    "Ладони"

    Прикройте глаза ладонями. Кончики пальцев должны лежать на лбу. Однако минут пять глаза не закрывайте. Дышите медленно и глубоко. После того как глаза отдохнут, вы ощутите более острое восприятие цвета.

    "Фокус"

    На минуту сфокусируйте взгляд на объекте, находящемся на расстоянии в 30-60 см от вас, а затем на минуту на другом предмете, который находится на расстоянии 7 м от вас. Повторите эту процедуру три-четыре раза. Упражнение полезно для тех, кто вынужден во время работы напрягать зрение и для тех, кто работает на компьютер.

    6. Дышим, чтобы расслабиться и успокоиться.

    Инструктор по физической культуре: " Управление дыханием – это основной навык, необходимый для того, чтобы быстро успокоиться и расслабиться. Сознательно контролируя свое дыхание, вы на некоторое время отвлекаетесь от стрессовых мыслей. Некоторые дыхательные техники дают быстрый успокоительный эффект. Я предлагаю следующие дыхательные упражнения:

    Упражнение 1.

    Если возможно, прилягте или сядьте поудобнее.

    Закройте глаза и сосредоточьте свое внимание на ноздрях, как в них проникает воздух.

    Сделайте медленный и глубокий вдох через нос. Обратите внимание, что проникающий в нос воздух – холодный.

    Задержите дыхание на несколько секунд, удерживая внимание в той же самой точке.

    Медленно и спокойно выдохните через нос. Обратите внимание на то, что воздух, выходя из ноздрей, уже теплый.

    Выполняйте несколько минут, пока не уйдут тревожащие вас мысли, и вы не почувствуете себя спокойным (звучит музыка). Дышите медленно. Помните: выдох в 2 раза длиннее вдоха, после выдоха — пауза на счет "раз-два".

    В этом упражнении используются несколько приемов, чтобы успокоить вас:

    Закрытые глаза и удобное положение уже немного расслабляет.

    При медленном дыхании с задержкой перед выдохом сокращается частота сердцебиений. Особенно это полезно, если вы по какой-либо причине взволнованы, и вам нужно быстро успокоиться. В стрессовых ситуациях можно выполнять это упражнение без подготовительного этапа, если для этого нет времени или места.

    Концентрация на движении через ноздри холодного и теплого воздуха занимает мозг и отвлекает вас от других, негативных, мыслей.

    Упражнение 2.

    Сделав глубокий вдох, задержите дыхание. Не делая выдоха, втяните живот и прижмитесь выступающими поясничными позвонками к подстилке, на которой лежите. Зафиксируйте это положение (лежите так до тех пор, пока оно не станет вас тяготить). Сделайте выдох и полностью расслабьтесь. Полежите немного спокойно. Данное упражнение повторите трижды.

    7. Упражнения на релаксацию.

    Инструктор по физической культуре:

    Упражнение 1.

    Сидя на стуле (на постели, сомкните пальцы обеих рук в замок. Положите их на затылок и помассируйте его 10 раз, откинувшись при этом назад. Это упражнение улучшает кровообращение головы.

    Упражнение 2.

    Сидя, плотно прижмите ладони к ушам. Кончиками пальцев обеих рук побарабаньте по затылку. Это упражнение предупреждает глухоту, снимает головные боли.

    "Эта несложная гимнастика займет всего несколько минут, зато ваше самочувствие и настроение заметно улучшатся, и вы настроитесь на рабочий лад"

    8. Йога.

    Инструктор по физической культуре: "Йога приносит в нашу жизнь гармонию и улучшает общее самочувствие.

    Слово "йога" переводится как "единение", поэтому цель тех, кто разделяет эту философию – соединить разум, тело, душу. Мы предлагаем использовать йогу, как метод расслабления.

    Вот несколько упражнений, которые помогут снять напряжение и стресс"

    "Кошка"

    Это упражнение особенно полезно для расслабления мышц шеи, спины и ягодиц. Регулярно выполняя его, вы повысите мышечный тонус, приобретете гибкость.

    1. Упритесь в пол ладонями и коленями; руки не сгибайте, ноги поставьте на ширину плеч.

    2. Сделайте выдох и, опустив голову, выгните спину к верху.

    3. Вдохните и приподнимите голову и таз, выгнув спину вниз. Повторить 5 раз.

    "У стены"

    Это упражнение уменьшает головную боль и снимает напряжение в ногах. Прежде всего, сядьте на пол и одним бедром упритесь в стену. Затем лягте на пол одновременно с поворотом туловища медленно поверните ноги так, чтобы они упирались на стену. Под голову подложить полотенце, если это необходимо. Ягодицами упритесь в стену; верхняя часть тела, покоящаяся на полу. Должна находиться под прямым углом к ногам, которые следует вытянуть. Расслабьте руки и стопы и побудьте в такой позе минут пять. Можно так же развести ноги в стороны – это позволит включить в упражнение другую группу мышц.

    9. Сеанс визуализации "Путешествие к старцу" В. А. Ананьев.

    Педагог- психолог: "Символдрама- метод, который нередко называют "переживанием сновидений наяву".

    Каждый сеанс символдрамы начинайте с расслабления. Примите удобную позу, на время забудьте обо всех текущих делах. Именно в таком комфортном спокойном состоянии вам станет доступной работа с подсознанием. Образно представляйте, что вы видите, как чувствуете себя в той или иной ситуации, что происходит, как разворачиваются события"

    Прослушивание аудиозаписи сеанса визуализации В. А. Ананьев "Путешествие к Старцу"

    10. Упражнения после релаксации.

    Педагог- психолог: "Люди нервного склада способны к быстрому переходу от состояния расслабления к рабочему. Людям с медленной и слабой реакцией необходимо после расслабления мышц обязательно сделать несколько упражнений:

    • лежа, потянуться, напрягая мышцы всего тела, в том числе конечностей;

    • стоя, «толкнуть стену», напрягая мышцы рук и ног. Дышать при этом произвольно, возможна короткая задержка дыхания после выдоха.

    Итак, улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Научитесь жить с юмором. "Юмор — соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет". Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

    Пояснительная записка          Редкая профессия сравнится с работой педагога по  тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывае...

    Занятие – практикум для педагогов детского сада на тему: «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

    Цели:Познакомить педагогов с понятием «профессиональное выгорание», симптомами его проявления и причинами возникновения;Освоить методы профилактики синдрома «профессионального выгорания»....

    Семинар-практикум на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

    Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.Задачи:- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;- формиро...

    Семинар - практикум для педагогов детского сада на тему: "Опыты и эксперименты с растениями"

    Показать педагга как проводить опыты с расениями в детском саду....

    Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"

    В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...