«Сказкотерапия как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ»
методическая разработка по психологии
Влияние сказки на адаптацию детей раннегого и младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ»
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей.
Сказка - необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказкотерапия - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Основные задачи сказкотерапии:
-расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка;
-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы;
-отработка саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;
-устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе, чрезмерных сомнений в правильности своих действий;
-повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя;
-усвоение общепринятых норм общения с другими людьми;
-развитие фантазии и воображения, образного мышления.
Результаты сказкотерапии:
-повышается гибкость и подвижность нервных процессов;
-развивается мелкая моторика и координация движений;
-снимается физическое и психическое напряжение;
-увеличивается работоспособность;
-совершенствование волевых качеств;
-тренировка дыхания;
-преодоление барьеров в общении;
-улучшение и активизация выразительных средств общения: пластика, мимику, речь;
-пробуждение фантазии и образного мышления;
-освобождение от стереотипов и шаблонов - путь к творчеству;
-развитие психических процессов;
-формирование социальных навыков.
Возможности работы со сказкой:
- Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
- Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
- Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».
- Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
Творческая работа по мотивам сказки:
-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
-Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
-Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
-Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки. [15, С. 12]
Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации
Эффективность коррекции средствами сказкотерапии детских страхов и тревожности зависит от учёта особенностей психического развития данной категории детей, механизмов восприятия и понимания невербальной информации, передаваемой в сказках.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми. Метафоры позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного. Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.
У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, как нельзя лучше способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях.
Сказкотерапия - естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности и справляться с ними.
При сказкотерапии даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благотворное влияние на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по - разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что- то свое, необходимое ему в данный момент, для решения его проблемы.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказкотерапия как метод работы с дошкольниками в период их адаптации к детскому саду.
Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть #1042;водная
Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы - приветствия, игры с именами.
Часть #1056;абочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят элементы сказкотерапии с импровизацией, сказочные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, рисование сказки.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
Поскольку занятия предполагает работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
-упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);
-дыхательную гимнастику (действую т успокаивающе на нервную систему);
-мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
-двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
-чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Куклотерапия как разновидность сказкотерапии
Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой на встречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Мы играем, занимаемся, рисуем, поем разные песни, танцуем, ходим в физкультурный зал, гуляем, кушаем. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Пойдем, не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем.
Кукольный персонаж привлекает внимание ребенка и ребёнок открыв, рот слушает и готов пойти за ним. Воспитатель берет ребенка за руку и ведет в групповую комнату. И все также от лица куклы начинает знакомить ребенка с помещением. Затем в процессе наблюдении за детьми в период адаптации выявляется проблема, которая впоследствии устраняется с помощью куклы или другого персонажа, путем обыгрывания этой проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ребенку: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации, следует учитывать следующее кукла или персонаж должен быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым. Обычно воспитатель придумывает мини этюды с похожими проблемами и разыгрывает со всеми детьми от лица той самой куклы или персонажа.
Адаптация сказкой.
Анализ литературы и наблюдения за детьми показывают, что адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями, поэтому именно в этот период любимая игрушка может выступить как фактор, сглаживающий процесс адаптации.
"Малыш (обращение к ребенку, которое чаще всего используется дома), ты подрос и теперь стал почти совсем взрослым, теперь ты пойдешь в детский сад. А вместе с тобой и выросла твоя любимая собачка (мишка, зайка и так далее), поэтому она тоже будет с тобой ходить в детский сад. Хорошо?". Далее можно рассказать сказу придуманную самим педагогом "сказки про любимую игрушку. Потом ребенку задаются вопросы: "Как твоей игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или весело? Чем она сегодня занималась?" Все беседы с детьми проводятся индивидуально. Помимо этого, проводились наблюдения за тем, когда дети обращаются к игрушке, как часто и в какие моменты.
Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел: 27 % всей группы детей обращается к любимой игрушке и 100% тяжело адаптирующихся детей к дошкольному образовательному учреждению.
Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или взрослыми отсутствует из-за процесса адаптации и мягкая игрушка, принесенная из дома, является единственным давно знакомым "другом". Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к ДОУ носит продолжительный и болезненный характер особенно тяжело выступать инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушки. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОУ приписывают ей свое эмоциональное состояние: "Ей грустно", "Она плачет", "Мишка ждет папу". Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее. Дети раннего возраста часто наделяют любимую игрушку своими чертами и "отдают" ей свои переживания. Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ и дает ребенку чувство защищенности и безопасности. В последние годы стали применять метод "песочной терапии", согласно которому первые контакты детей происходят в песочнице. Идею "терапии песком" предложил швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг, основатель аналитической терапии.
Вот еще один пример, как помочь малышу быстрее адаптироваться к детскому саду, сделать первый, да и последующие дни в детском саду, праздником?
Опять заключается в придумывании сказок.
Итак, сказка может быть например такой:
Жил-был утенок Утя. Однажды утром оказалось, что у него сегодня день рождения. Мама утка сказала, что Уте уже 2 года и совсем скоро он пойдет в детский сад. Утя необычайно обрадовался, ведь он знал по рассказам своих соседей по пруду, что в детском саду у него появятся много новых друзей. И вот настал долгожданный день. Утя с мамой отправился в детский сад. На пороге их встретила воспитательница. Уте было немножко боязно отпускать мамино крыло, но любопытство взяло верх и Утя перешагнул порог группы. Мама сказала, что обязательно придет за ним вечером, это успокоило Утю и он побежал рассматривать игрушки. Чего только не было на полках группы- машины, автобусы, эксковаторы, поезда. А еще различные мозаики и конструкторы. А сколько кукол улыбалось с полок Уте, просто разбегаются глаза. » И как же я раньше жил без всего этого» – подумал Утя. Но тут воспитательница объявила, что пора мыть руки и садиться завтракать. На завтрак была каша. Вообще-то Утя не очень-то любил эту кашу, но воспитательница так интересно рассказывала, как эта каша попала к нам на стол, что Утя не заметил, как съел целую тарелку.
А потом все завертелось: сначала все ребята вместе с воспитательницей ходили к куклам в гости и «пекли » бараночки из пластилина, потом пели такую веселую песенку, что песенка еще долго не уходила с языка. А на прогулке играли в волшебный поезд, который вез ребят через леса и горы и поля и моря. Оказалось, что мир очень большой и существует не только пруд и детский сад, но и много чего еще интересного. Но в этом Утя как-то не успел разобраться, решил, что потом спроит у воспитательницы.
После прогулки все пошли обедать. Обед был очень вкусным, а когда Утя допивал компот, у него начали слипаться глаза. «Хорошо бы и поспать» – подумал Утя. И тут же воспитательница пригласила его в спальню. Там Утю ждала мягкая кроватка, а на одеялке были нарисованы веселые гномики. Воспитательница читала детям сказку. Засыпая Утя думал о том, что как же ему повезло. А еще Утя решил, что обязательно, как только вырастет станет воспитателем. Больше он подумать ни о чем не успел, потому что сладко заснул.
Проснулся Утя от веселой музыки. Оказалось, не вставая с кроватки, можно делать веселую и полезную зарядку. «Надо будет обязательно научить этому мамочку», подумал Утя. И тут ему стало грустно. Ведь это был его первый день без мамы и сейчас ему очень захотелось поплакать. Но воспитательница подошла к нему и шепнула на ушко о том, что в раздевалке его уже целый час ждет мамочка, ждет, когда же он проснется. «Все-таки обязательно стану воспитателем» – подумал уже во второй раз Утя, -»они дарят детям радость».
Когда Утя с мамочкой шли домой, рот его не закрывался. Утя хотел рассказать маме все: и то, как полезно по утрам есть кашу, и про зарядку, и про привязчивую песенку, и про волшебный поезд. А дома вся семья собралась за столом. Все пили чай с тортом, который купил папа по случаю первого дня в детском саду. Утя заснул раньше обычного. А мама с папой еще долго сидели-сидели за столом и говорили, как же Утя подрос за этот день, как поумнел и как они им гордятся…
Можно придумать и показать сказку , «Как зайчонок ходил в детский »
Во второй день, воспитатель совместно с педагогом-психологом включали детей в игровую ситуацию по сюжету сказки. Детям предлагали побывать в разных ролях. Более активные дети выбирали роль воспитателя, а тревожным детям, сначала предлагали поиграть в роли зайчонка, а затем выбрать любую роль любого героя сказки. Психолог являлся непосредственным активным участником занятия – заражал детей своими положительными эмоциями, вызывал желание принять участие в игре, задавал образцы выполнения действий.
На третий день детей знакомили с книгой, созданной детьми подготовительной группы, которые рисовали иллюстрации к этой сказке. Дети с удовольствием ее рассматривали и узнавали героев сказки – воспитательницу Ласку, зайчонка и его друзей и сами просили воспитателя поиграть с ними в «Зайчонка». Книга находилась в книжном уголке группы весь адаптационный период и по желанию дети с воспитателями рассматривали ее и придумывали продолжение сюжета, а также могли взять домой и читать ее вместе с родителями.
На четвертый день мы предложили родителям прочитать нашу сказку ребенку перед ночным сном, в домашней обстановке. Многие родители отмечали, что дети с нетерпением ждали, когда им начнут читать сказку, и в процессе чтения комментировали поведение героев уже знакомой им сказки. Говорили родителям о том, что в детском саду много интересных занятий, и в какие игры они играют вместе с другими детьми.
На пятый день, мы пригласили родителей малышей на совместный просмотр кукольного спектакля «Как зайчонок пошел в детский сад» и попросили некоторых родителей принять участие в показе сказки. После спектакля мы предложили всем детям «Зайчатам» показать родителям игрушки, в которые они играют в группе, пока родители на работе.
Необходимо отметь, что работа по созданию у детей положительной установки на детский сад проходила по подгруппам, в связи с организацией гибкого режима пребывания детей в дошкольном учреждении в период адаптации.
Конечно, не все дети, не сразу включались в игры, некоторые только наблюдали за происходящим со стороны, но это тоже можно считать положительным результатом, так как ребенок в этот период забывал, что мамы нет рядом. Воспитатели постоянно поощряли детей, проявлявших инициативу в игре.
Таким образом, использование элементов сказкотеррапии в адаптационный период, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей, у них снизился уровень эмоционального напряжения, уменьшились агрессивные проявления. У детей появилось доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада. У них стали налаживаться доброжелательные взаимоотношения с другими детьми группы. Также многие родители группы отмечали в беседах с психологом, что после домашнего чтения сказки, а также совместного просмотра спектакля и участия в играх детей, у них уменьшились волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду. Мы можем рекомендовать использование элементов сказкотерапии психологам и воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми в адаптационный период.
Заключение.
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем:
Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.
Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.
Использование в работе с ребенком сказкотерапии дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации, облегчает его привыкание к новым условиям.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях - это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы... И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Изд-во ДНК, 2001.
- Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, №5, 2005/
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии - СПб.: ООО Речь, 2006 - 171 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии - СПб.: ООО Речь, 2000. - 310 с.
- Корепанова М., Брежнева М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников. Дошкольное воспитание. 2008. №1
- Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы» - М.: ЦГЛ, 2003.
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - - 37.
- Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.
- Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) № 2-2002, [Конференция PostFactum/Педагогика и психология]
- Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.
- Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. - СПб.: Речь, 2005.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996 г.
- Фон Франц М.-Л. Психология сказки. - СПб., 1998.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2002.
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005. - 182 с.
- Copyright © 2013. МKДОУ д/с №48 "Вишенка" г. Пятигорска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к условиям детского сада средствами воздействия музыки В. Моцарта
На сегодняшний день проблема адаптации ребенка к условиям детского сада стоит очень остро. В современных условиях ребенок до поступления в школу не может все время проводить с родителями д...

Статья на тему: "Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ"
При адаптации детей к уловиям ДОУ основным средством взаимодействия педагога является игра. Игровые технологии способствуют развитию детей и более легкой адаптации....

Игровые технологии как средство успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ
У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиц...

«Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ».
Цель игр с детьми в адаптационный период —— это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым....

Сказкотерапия, как средство адаптации к детскому саду
В материале представлены сказки, которые помогают адаптировать детей к новым условиям детского сада....
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУАдаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает в...

Выступление на ГМО "Коммуникативные игры как средство адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада"
На современном этапе отмечаются повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет и усиление образовательной нагрузки в период дошкольного детств...
