Адаптация ребенка к условиям детского сада средствами воздействия музыки В. Моцарта
статья (младшая группа)

Кузьмина Марина Александровна

На сегодняшний день проблема адаптации ребенка к условиям детского сада стоит очень остро. В современных условиях ребенок  до  поступления в школу не может все время проводить с родителями дома, так как родители (законные представители) вынуждены учиться , работать.

С поступлением ребенка в детский сад , педагоги и родители сталкиваются с большим количеством трудностей. Эти трудности связаны с психической и эмоциональной сферой ребенка, с его физическим состоянием , с его настроением и др. Ведь родители не всегда в должной мере осознают, что ребенок  попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Они испытывают тревогу за своего ребенка , и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Название работы (статьи)  :

Адаптация ребенка к условиям детского сада средствами воздействия музыки В. Моцарта

Автор:

Кузьмина Марина Александровна

Должность , учреждение :  воспитатель , ГБОУ «Школа № 1987»

Адаптация ребенка к условиям детского сада средствами воздействия музыки В. Моцарта

На сегодняшний день проблема адаптации ребенка к условиям детского сада стоит очень остро. В современных условиях ребенок  до  поступления в школу не может все время проводить с родителями дома, так как родители (законные представители) вынуждены учиться , работать.

С поступлением ребенка в детский сад , педагоги и родители сталкиваются с большим количеством трудностей. Эти трудности связаны с психической и эмоциональной сферой ребенка, с его физическим состоянием , с его настроением и др. Ведь родители не всегда в должной мере осознают, что ребенок  попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Они испытывают тревогу за своего ребенка , и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Дело в том, сто, приходя в дошкольное учреждение, в жизни ребенка все меняется : среда, атмосфера, отрыв от матери, появляется строго определенный режим дня, обязательные правила поведения  ,занятия, игры,  которые требуют определенной концентрации а том, чего ,может быть , не хочется или на том, что не правиться . В конце концов, здесь существует коллектив, в котором нужно общаться , который живет по определенным правилам, и их приходится соблюдать – в общем, жизнь ребенка становиться не само текущей , а целенаправленной. Все это может  вызвать у малыша защитную реакцию в виде плачей, общения с окружающими .

Таким образом, с уверенностью можно сказать , что адаптация – это своего рода стресс для ребенка, а также  и для его родителей, причем стресс, влияющий на физический организм, так и на психическое состояние. Детям трудно привыкать к новому учреждению  незаконным сверстникам, требованиям  со стороны  взрослых  , режимных моментам.

Вообще, как нам кажется, всю свою жизнь человек  к чему- то адаптируется. Когда ребенок рождается, он адаптируется к вне утробному развитию – нужно учиться по- новому дышать , кушать, нужно учиться общаться и выражать свои эмоции так, чтобы его поняли и т. д. Когда ребенок приходит в детский сад , он опять сталкивается с тем, что нужно привыкать к новым условиям. Затем ребенок идет в школу и опять все меняется – режим, нужно долго концентрировать внимание на одной деятельности, нужно долго сидеть за партой и др. Когда человек поступает в институт, устраивается на работу, когда создает семью и т.д. – ко всему  новому человеку приходиться привыкать. Только , если взрослый человек может довольно легко справиться с новыми изменениями в жизни, то маленький ребенок самостоятельно это пережить не может .Ему необходима помощь и поддержка родителей и взрослых, с которыми он находится в детском саду.

Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на проблему адаптации в детском саду. Следует разобраться в понимании термина «адаптация». Адаптация (от лат. - приспособлять) – в широком смысле- приспособление к изменяющим или к позитивным (адаптивность , то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам или  негативным (стресс) . Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт(эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения(способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах , было выведено  три фазы адаптационного процесса. Острая фаза- сопровождается разнообразными  колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям  нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Эта фаза в среднем длится один месяц. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги замедленного темпа развития , особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Продолжительность  фазы составляет 3-5 месяцев. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития в результате дети  к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития .

Важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и  притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Ученые выделяют следующие уровни адаптации : физиологический, психологический , социальный.

Физиологическая адаптация рассматривается как способность организма целесообразно и пластично перестраивается как  способность  перестаивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды.

Психологическая адаптация связана с приспособлением ребенка к требованиям общества в соответствии со своими интересами и нуждам. Основными механизмами являются ассимиляция – приспособление среды под свои нужды и аккомодация – усвоение требований , уподобление среде. Успешность  психологической адаптации зависит от степени сбалансированности этих механизмов и гибкости их функционирования.

Социальная адаптация представляет собой процесс и результат приспособления индивида  к условиям социальной среды.

Также существуют некоторые критерии адаптации ребенка к условиям детского сада. К ним относятся поведенческие реакции , уровень нервно-психического развития, заболеваемость и течение болезни , главные показатели физического развития (рост, все)

Учение выделены три степени прохождения адаптации.

Легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений не наблюдается , сдвиги в поведении приходят в норму в течение 1-2 недель.

Средняя адаптация – наблюдается неустойчивое            настроение в течение всего периода адаптации. Может сопровождаться отсутствием аппетита, беспокойным сном. Длительность периода может колебаться от 20 до 40 дней.

Тяжелая адаптация сопровождается болезнями, потерей в весе, появлением патологических привычек (сосание пальца,  грызение ногтей, ковыряние в носу и др.)  Может  возникнуть стойкий энурез .  Длительность  периода составляет 2-6 месяцев.

Очень тяжелая адаптация – на этом этапе решается вопрос, стоит ли ребенку продолжать ходить в детский сад. Так как этот период адаптации длится около полутора и более , то следует определиться – ведь бывают не садовские дети.

Отмечено, что на адаптацию очень сильно влияет тип темперамента ребенка. Сангвиники и холерики быстро и легко привыкают к новым условиям, а флегматики и меланхолики адаптируются с трудом. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада- не могут быстро одеваться , поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, причем не только в саду, но и дома, не давая возможности детям побыть самими собой. от этого дети очень сильно страдают.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался , необходимы определенные условия.

  1. Сохранение эмоционально благоприятной атмосферы  в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи., намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно  приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно  острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

  1. Работа с родителями , которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка  в семье и детском саду.

Задача воспитателя- успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их посмотреть групповые помещения, показать шкафчик, игрушки, рассказать , чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить , как облегчить период адаптации.

В свою очередь , родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации , наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

 3.Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности , направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок – ребенок » и обязательно включающей игры и упражнения.

 В период адаптации особое внимание важно уделять и продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию, контактам со сверстника и взрослыми, соблюдению правил поведения ,игровой активности, так как это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из них может послужить  источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем.

Исходя из выше перечисленных проблем адаптации, очевидно, что самым главным показателем успешной адаптации является правильно сформированная работа с детьми. Главной необходимостью является создание положительного настроя, нахождения подход к детям, возможность проявить заботу , ласку, нежность ко всем детям, подобрать такие игры и занятия для детей, которые смогут настроить детей на положительную эмоциональность, помогут отвлечь детей от их переживаний и страхов.

Психологи и физиологи установили ,что  звуки величайших произведений виртуозного композитора  В. Моцарта  ,не только приносят умиротворение и наслаждение взрослым, но и служат терапевтическим эффектом для успокаивания и развития грудных детей. Об этом свидетельствуют многочисленные медицинские исследования. Благодаря музыке  Моцарта недоношенные дети начинают быстрее развиваться и очень быстро догоняют своих сверстников, а порой и опережая в умственном и физическом развитии. Это явление стало широко известно науке как «эффект Моцарта». Спокойная гармоничная музыка Моцарта успокаивает нервную систему малыша, благотворно влияет на клетки мозга, активизируя в них зачатки воображения, что позволяет крохе развивать творческое мышление с самого рождения. Секрет благотворного звучания музыки Моцарта скрывается в выдержанном тридцатисекундном интервале ритма «тихо-громко», что очень близко биотокам головного мозга. Именно поэтому музыку Вольфганга Амадея Моцарта рекомендуют слушать беременным женщинам и грудным малышам. 

Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. /Возможно, то, что Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все «почитатели» его творчества — в т. ч. и самые маленькие слушатели./

Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи — т.н. синапсы — уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями («цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.

Исходя из этого, нами было проведено исследование влияния музыки Моцарта на протекание адаптации детей к детскому саду.

На протяжении месяца детям включалась музыка Моцарта , которая звучала  на 20 минут в день . Дети при этом звучании становились спокойными, умиротворенными ,занимались каждый своими игрушками, не отбирая при этом игрушки у друг друга, не ссорясь . Дети находили удобные места в групповой комнате и спокойно  игрались, рассматривали игрушки, исследовали их.

При приеме детей утром в группу ,воспитатель встречал их звучащей классикой Моцарта, что сразу успокаивало детей, настраивало на спокойствие и хороший день.

Таким образом , подтвердилось выше установленное утверждение , что для успешного прохождения детьми адаптации к детскому саду, необходимо создать благоприятные , окрашенные положительными эмоциями , теплые условия, создавать игровые ситуации, поднимающие настрой детей, побуждающие их к действию.

Делая вывод, можно отметить, что адаптация может стать не такой уж сложной задачей для педагогов, родителей и даже детей, если сделать акцент, в первую очередь, на ребенка, на то, что лучше для него , если попытаться сделать от себя все зависящее для того, чтобы ребенок с радостью пошел в детский сад.

Список        использованной         литературы:

  1. Костяк Т.В.. Психологическая адаптация ребенка в детском саду- М.Академия 2008

  1. Жердева Е.В.. Дети раннего возраста в саду – Ростов – на – Дону, Феникс 2008.

  1. Соколовская Н.В.. Адаптация ребенка к условиям детского сада- Волгоград , Учитель 2010

  1. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание, № 10,2006.

  1. http://osoznanie.org/1498-effekt-mocarta.html



Предварительный просмотр:

Пять "С" или чему нужно научить ребенка?



    Любящие родители хотят видеть своего ребенка талантливым, успешным, умным, красивым, счастливым. Некоторые из них прилагают огромные усилия и затрачивают разнообразные ресурсы для этого, а некоторые полагаются только на воспитание в школе.

     Недавно мне поступил запрос - научите любить ребенка учиться…Научить любить…Возможно ли научить любить что-то или кого-то? Мы, как родители, безусловно, должны говорить о любви детям. Читать об этом книги. Рассказывать о своих чувствах.  Детям важно понять и  знать, что этого чувства не надо стыдиться и бояться. Очень часто страх любви и страх быть непонятым и отвергнутым в своих чувствах приводит в подростковом возрасте к множеству проблем. А вот любовь к обучению в школе? Возможно ли? 

    Привычки, навыки, ритуалы-это  то, что идет из детства, из семьи. В зарождении каких-то из них родители участвовать не смогут, они будут продиктованы природой и окружением ребенка. Но есть вещи, которым научить ребенка могут и, на мой взгляд, должны родители. И для этого не нужны энциклопедические или педагогические знания. Но это именно то, что поможет детям в будущем успешно взаимодействовать с другими людьми, чувствовать себя уверенными и защищенными в обществе.

      Попробую сформулировать то, чему действительно можно и нужно научить ребенка. Конечно, их намного больше, возможно не 5, а 55 или даже 155. Но мне бы хотелось отметить пять основных основных действий, начинающихся на букву «с»:

 1.Самостоятельность.

 2.Сосредоточенность.

 3.Сотрудничество в коллективе.

 4.Самоорганизация.

 5.Самозащита мнения и действий

 Самостоятельность. О самостоятельности можно писать много. Начиная с умения завязывать шнурки до поездки в автобусе, например, в спортивную секцию. Для чего нужна эта самостоятельность? Чаще всего родителям проще самим все сделать, чем нервничать и ждать, нетерпеливо смотря, как ребенок неправильно завязывает шнурки. А соответственно, терять драгоценное  время.  Проще отвезти ребенка в секцию, ведь тогда не надо переживать- как он доедет, не потеряет ли деньги, выйдет ли на правильной остановке. Да, соглашусь, это намного проще. Да, быстрее. И да, никаких затрат на обучение. Завязала мама шнурки и пошли дальше. Уже потом это вернется вопросом- почему он сам ничего не умеет делать? А зачем ему это делать, если ребенок привык, что за него сделают все. Посильные поручения нужно давать ребенку с детства. Это развивает еще чувство ответственности и участия в жизни семьи. Что произойдет , если он потеряет деньги, которые ему дали, чтоб купить хлеба? В масштабе страны-ничего. В масштабе семьи - отличный  показательный урок для всех. В масштабе характера- образец того, как ребенок выйдет из данной ситуации. Как он выйдет из этой ситуации, как родители эту ситуацию воспримут, и какие выводы из полученного урока сделает ребенок-вот что важно.

 Сосредоточенность.  Сосредоточенность предполагает длительную концентрацию внимания на каком-то одном предмете. Внимание это психический процесс, который можно и нужно развивать. В каждом возрасте длительность концентрации внимания различна. В пятилетнем возрасте -от 8 до 15 минут. Есть множество игр и упражнений для развития сосредоточенности.  Основные из них :

-  списывание текста

- выполнение любой работы по образцу (лепка, аппликация, рисование, срисовывание, конструирование). Более длительной концентрации внимания способствует интерес. Если занятие ребенку интересно, до и делать его с удовольствием он будет дольше.

 Сотрудничество в коллективе. Этому тоже нужно и можно научить. Делать что-то вместе .С мамой, папой, с братьями, сестрами. Совместное коллективное решение одной задачи способствует развитию этого умения. Учить взаимопомощи, взаимовыручке, научиться делиться с друзьями своими вещами.

 Самоорганизация. Работа по плану. Пригодится в школе и в дальнейшей жизни. Распорядок дня - вещь скучная. Согласитесь, мало кому из нас нравится делать что-то по расписанию. Но жизнь ставит нас в более жесткие рамки, когда нужно многое успеть, вот тут и приходит спасительное умение распределения своего времени. Или планирование. У маленьких детей иное восприятие времени. Для них неделя может казаться месяцем, а месяц - годом. Если вы скажете, что гулять пойдете в три часа дня,  имейте в виду, что для ребенка это чаще всего пустой звук. А вот если вы скажете, что гулять пойдете после того, как мама придет с работы - это уже конкретнее. Каким образом можно в детстве научить ребенка самоорганизации? Первое, это ритуалы в семье. Утром - проснуться, почистить зубы, заправить кровать и позавтракать ( в разной последовательности у всех будет)-но это определенный ритуал. Ритуал как планирование утренней деятельности. Второе. Организовываем словами.  Например, « после того, как мы почитаем книжку, мы пойдем покупать собаке корм». Третье. Задаем вопросы - « а что ты будешь делать после того, как посмотришь мультфильм?».  Позже, усвоив эти нехитрые способы планирования деятельности, дети уже сами начнут постепенно планировать свой день.

 Самозащита своих мнений и действий. Умение говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Злоумышленнику, который настойчиво звонит в дверь, когда ребенок один дома. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени. Главное дать понять, что у ребенка есть выбор. И если он скажет «нет», его выбор будут уважать. Здесь примером можете быть только вы сами.

Обязательно научите ребенка безопасному поведению. Говорите конкретные фразы- например, вместо того чтоб сказать – «вот если тебя незнакомец попросит сесть в машину, надо себя вести следующим образом…». Скажите просто- «тебя могут украсть».

 Еще многому можно и нужно научить. Например, вежливости, умению обращаться с деньгами, пунктуальности, умению сострадать, выражать свои чувства, доводить дело до конца, готовить еду, верить в лучшее, заботиться о близких и этот список бесконечен.

Эти 5С да и множество других качеств, помогут ребенку легче справляться с трудностями в школе, да и не только в школе. Возможно, именно эти пять умений помогут ребенку с радостью ходить в школу и даже полюбить учиться!  И ваше участие в жизни ребенка и есть самое ценное, что могут дать родители. Берегите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...