Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)
статья (младшая группа) по теме

Кукаева Ольга Эдуардовна

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»

(Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»

(Адаптация ребенка к условиям детского сада)


«Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                              В.А. Сухомлинский

Раннее детство — период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. Конечно, родители, лучше, чем кто-либо, знают особенности своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги… и ребенок идет в детский сад. Именно тогда начинается достаточно сложный период, как в жизни ребенка, так и в жизни родителей, это адаптация к детскому саду. Что означает само слово «адаптация»? Итак, адаптация — от латинского слова «приспособлять». В широком смысле — приспособление организма к новым или изменившимся условиям жизни. Детские врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Степени адаптации детей к детскому саду.

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей пред дошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр. Нередко родители, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к  саду.

Факторы, определяющие успешность адаптации.

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Первый фактор-это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, — заболевание.

Вторым фактор - это возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. В исследованиях Аксариной Н. М., Жуковой Н. П. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9–10 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста.

Третий фактор - это  степень сформированной у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого — овладение ребенком совместно со взрослыми миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.
Говоря об адаптации ребенка к детскому саду, нельзя забывать, что без совместной работы родителей и воспитателей здесь не обойтись. Вот некоторые рекомендации для родителей, которые помогут облегчить процесс адаптации ребенка к условиям детского сада. 

Рекомендации для родителей детей поступающих в детский сад.

Родители обязательно должны подготовить и  себя и малыша к  поступлению в детский сад. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку,  играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое  влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие  в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят  есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с  детьми и  взрослыми,  но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении.  Большинство детей реагируют на детский сад плачем.  Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Один дома»

Уважаемые родители!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.  

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио- и видеотехнике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

Оставляя ребенка одного дома:

  • Проведите с ним профилактическую беседу. Объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.

                  Займите ребенка безопасными играми.

  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.

  • Перекройте газовый вентиль на трубе.

  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.

  • Проверьте правильность размещения игрушек. Они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как, пытаясь достать игрушку со шкафа, он может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов (в т.ч. боязни оставаться в одиночестве даже в соседней комнате)!

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.

  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.

  • Уберите в недоступные для ребенка места лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!



Предварительный просмотр:

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Этапы адаптации маленького ребенка к детскому саду

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.



Предварительный просмотр:

Аквариум для ребенка

Давайте поговорим с Вами о такой теме, как: «Аквариум для ребенка».

Думаем, многие родители знают или догадываются о его пользе в воспитании и развитии ребенка, но ведь есть и свои минусы или лучше сказать нюансы, которые стоит учитывать при решении вопроса о покупке аквариума для своего чада.

Итак, рассмотрим все по порядку!

Аквариум и его обитатели оказывают положительное влияние на развитие ребенка.

Сам процесс ухода за «подводным царством» дисциплинирует, развивает внимание и ответственность. Знание основ жизнедеятельности аквариума развивает кругозор ребенка, стимулирует интерес к естественнонаучным знаниям, любовь и бережное отношение к живой природе.

В дошкольном возрасте уход за аквариумом - скорее игра. Школьники уже более осознано относятся к рыбкам, как к живым существам, благополучие которых во многом зависит от того, вовремя ли они покормлены, сделана ли в аквариуме уборка, подмена воды.

Более полное погружение в тему дает школьнику представление о биоценозе, фотосинтезе, влиянии кислорода на жизнедеятельность рыбок и растений. Впоследствии, при изучении этих тем на уроках биологии и химии, школьники уже осмысленно, с наглядными примерами погружаются в соответствующий материал школьной программы.

Педагоги, детские психологи и даже врачи-педиатры всегда рекомендуют уход за животными как универсальное средство при гиперактивности, рассеянности, неумении сконцентрироваться. Кроме того, уход за аквариумом и его обитателями занимает свободное время ребенка полезным трудом, прививает дополнительные навыки. Сам процесс оформления аквариума красочными растениями и декорациями различной формы, развивает художественный вкус ребенка.

Я думаю, что каждая молодая мамочка знает о пользе увлажнителя воздуха. Так вот аквариум, является естественным увлажнителем комнаты, в которой он стоит. Вода из аквариума постепенно испаряется, тем самым делая окружающий воздух  влажным. 
        Всем известный и популярный педиатр – доктор Комаровский Евгений Олегович, в первую очередь, при простудных заболеваниях ребенка рекомендует отрегулировать температуру и влажность воздуха в комнате! Привести их в норму!

При комфортных параметрах окружающего воздуха болезнь протекает мягче и быстрее. Важную роль при этом играет именно влажность воздуха – при ее норме ребенок чувствует себя лучше, его слизистые не пересыхают, сопли не забиваются и не встают «колом».

Аквариумную подсветку можно использовать, как ночничок. Таким образом, можно побороть детский страх "боязнь темноты".  

Аквариум для детей может быть любым: большим или маленьким, простым или навороченным, круглым или панорамным – это Вам решать. Современный рынок предложит Вам выбор аквариумов для деток на любой вкус.

 

Теперь давайте поговорим о тех нюансах, которые Вы должны учесть и предусмотреть, решая вопрос об аквариуме для малыша.

Первое и самое главное – Вы должны подумать о том, чтобы аквариумное хобби было безопасным. Здесь мне кажется, будет хорошо работать принцип «Смотри, но не трогай». Подумайте о безопасном подключении аквариумного оборудования к электропитанию (доступ ребенка к нему должен быть максимально ограничен!!!).

Второе, подумайте о месте, где будет находиться аквариум. Аквариум должен быть расположен, так чтобы Вы максимально могли контролировать взаимодействие ребенка с ним. Аквариумная тумба должны быть прочной и устойчивой, чтобы ребенок не опрокинул на себя аквариум, чтобы сам аквариум не провалился под собственным весом.

Третье, вы, наверное, не раз слышали, смешные, но печальные для рыбок истории, как ребенок ухаживая за аквариумом «помыл рыбкам домик с Фэри» ))))

Старайтесь приучить ребенка и сами возьмите за правило осуществлять все действия (кормление, чистку, декорирование) вместе с малышом. В тоже время, если ребенок уже взрослый и Вы уверенны в том, что он может сам ухаживать за своими питомцами – позвольте делать это ему самостоятельно.

Четвёртое, мне кажется это важно! Аквариум – это хороший ночничок, но «жужжащий» - в нем работает аэрация и фильтрация. Я бы не советовал ставить его в детскую к малышу, это может беспокоить и ребенок будет плохо засыпать. Если Вы все таки решили ставить аквариум в комнату ребенка, то приобретайте «тихую» аэрацию и фильтрацию. Как вариант можно завести лабиринтовых рыбок не требующих аэрации (петушок, гурами, лялиус и др.) эти рыбки дышат атмосферным воздухом. Вопрос с фильтрацией воды будет все равно актуален, но фильтр не так шумит, как аэрация.

 




Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Осторожно, насекомые!» 

http://аистенок15.рф/images/img/1.jpg

Свежий воздух и теплое солнце очень полезно для детского организма, но окружающий нас мир полон опасностей. Одной из этих опасностей, являются укусы насекомых.

Общие сведения

Насекомыми называются живые организмы из отряда членистоногих, населяют они практически все континенты. Из всех живых существ нашей планеты именно насекомые являются самыми многочисленными.
Нет человека, ни разу в жизни не испытавшего укус насекомого. Последствия укуса зависят в первую очередь от вида насекомого и, во вторую очередь, от индивидуальных особенностей организма. Для некоторых детей укус самого обычного комара может быть смертельно опасным.
Реакцию человеческого организма вызывает не сам факт прокола кожи, а вещества, которые насекомые впрыскивают во время укуса. Цель укусов может быть как оборонительной, так и пищевой (кровососущие
).

Какие насекомые могут быть опасны?

Основную опасность для взрослых и детей представляют укусы перепончатокрылых насекомых: пчел, ос, шмелей, шершней, красных муравьев. Эти насекомые жалят исключительно в целях самообороны. Во время укуса в организм человека попадает яд, состоящий из активных белков и иных компонентов, часто являющихся сильными аллергенами. Организм отвечает на внедрение этих веществ покраснением, болью и припухлостью тканей. По статистике от укусов пчел и ос погибает в четыре раза больше людей, чем от укусов змей.

Различные насекомые наносят поражение разными методами. Так, осы и пчелы жалят жалом, при этом вторые погибают, так как жало вместе с жалящим аппаратом остается в ранке. Муравьи впрыскивают яд, кусая челюстями, причем они могут кусать сколько угодно раз. При укусе кровососущих (комары, блохи, клещи, клопы) человек испытывает неприятные ощущения. Но при этом некоторые из них еще и являются переносчиками опасных инфекций. 

Первая помощь при укусе комара  

http://аистенок15.рф/images/img/2.jpg

Жало комара само по себе не опасно для человеческого организма. Однако комар является переносчиком различных заболеваний. Человеческая кровь является пищей для этого насекомого. После комариного укуса, вместе с ядом, в тело человека попадает вещество, которое не позволяет крови свертываться, что в свою очередь позволяет комару без каких-либо препятствий принимать пищу. В результате небольшой аллергической реакции, на месте укуса может появиться волдырь и покраснение.

Что делать после укуса?
1. Сделать крепкий раствор пищевой соды и периодически обрабатывать зудящее место.
2. Смазывать укусы спиртовой настойкой календулы, борным спиртом, томатным соком.
3. Сделать холодную примочку.
4. При множественных укусах принять антигистаминное средство.
5. В походной аптечке или на даче непременно следует держать антигистаминный препарат, фенистил или фукорцин (снимают зуд и даже устраняют ожоги крапивы).

Народные методы при укусах комаров
1. Обработать сметаной или кефиром.
2. Приложить к месту укуса лист черемухи или подорожника.
3. Смазать пораженное место бальзамом «Звездочка». 

Укусы ос, пчел и шмелей  

Как уже было сказано, жалящие насекомые кусают в целях самообороны. При этом осы могут жалить множество раз. У пчел и шмелей жало покрыто зазубринками, которые тормозят его в теле. Вместе с жалом из тела насекомого вырывается и жалящий аппарат. Из него еще на протяжении 3 – 5 минут выпрыскивается яд, поэтому жало следует тут же изъять из ранки. В месте укуса тело краснеет, припухает, болит и становится горячим. При индивидуальной чувствительности к яду пчел может подняться температура тела, тошнить, болеть голова, нарушиться координация и появиться вялость и лихорадка. В особо тяжелых случаях даже одного укуса достаточно, чтобы начался приступ астмы и даже анафилактический шок.

Что делать после укуса?

1.Первым делом, если жало осталось в месте укуса, его нужно извлечь. Для этого лучше всего подойдет пинцет, но можно воспользоваться и подручными средствами, предварительно продезинфицировав их спиртом или водкой.

2. Затем к месту укуса следует приложить холод, можно сделать примочку со слабым раствором марганцовки (светло-сиреневого цвета).

3. Выпить антигистаминный препарат. Например «Зиртек», «Супрастин», «Фенистил», или «Кларитин». Дозировку и возрастные ограничения смотрите в инструкции.
Единичные укусы, как правило, проходят за 2-3 дня. При множественных укусах, в случае если ребенок ужален в рот или зев (что чревато отеком гортани и удушьем), а также при появлении общетоксических симптомов следует обратиться к врачу.

Народные методы лечения укусов пчел, ос, и шмелей

1.Разжевать и прилепить на пораженное место листик подорожника.
2.Привязать к месту укуса листик одуванчика, предварительно помятый.
3.Прикрепить к пораженному месту листочки петрушки. Это устранит боль и припухлость. 4. Разрезать сырую луковицу и срезом прикрепить к месту укуса. Оставить на ночь.



Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»

(Адаптация ребенка к условиям детского сада)


«Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                              В.А. Сухомлинский

Раннее детство — период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. Конечно, родители, лучше, чем кто-либо, знают особенности своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги… и ребенок идет в детский сад. Именно тогда начинается достаточно сложный период, как в жизни ребенка, так и в жизни родителей, это адаптация к детскому саду. Что означает само слово «адаптация»? Итак, адаптация — от латинского слова «приспособлять». В широком смысле — приспособление организма к новым или изменившимся условиям жизни. Детские врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Степени адаптации детей к детскому саду.

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей пред дошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр. Нередко родители, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к  саду.

Факторы, определяющие успешность адаптации.

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Первый фактор-это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие, — заболевание.

Вторым фактор - это возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. В исследованиях Аксариной Н. М., Жуковой Н. П. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9–10 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста.

Третий фактор - это  степень сформированной у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого — овладение ребенком совместно со взрослыми миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.
Говоря об адаптации ребенка к детскому саду, нельзя забывать, что без совместной работы родителей и воспитателей здесь не обойтись. Вот некоторые рекомендации для родителей, которые помогут облегчить процесс адаптации ребенка к условиям детского сада. 

Рекомендации для родителей детей поступающих в детский сад.

Родители обязательно должны подготовить и  себя и малыша к  поступлению в детский сад. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку,  играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое  влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие  в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят  есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с  детьми и  взрослыми,  но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении.  Большинство детей реагируют на детский сад плачем.  Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту



Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразованию за 2017-2018г.

«Значение нетрадиционных методов рисования для развития детей  возраста»

Подготовила воспитатель Кукаева О. Э. (1 младшая группа «Гномики»)

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:

Я считаю, что  обучение рисованию нетрадиционными способами детей раннего возраста позволяет раскрыть в детях творческий потенциал и  повысить интерес к художественной деятельности, развить психологические процессы.. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми раннего возраста. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Я определила цели и задачи своей работы:

  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
  • Сформировать у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • Умение находить новые способы для художественного изображения;
  • Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимание и усидчивость;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

         Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.

Организационно-подготовительный этап:

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд. «Творческий центр Сфера», 2005

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.- Москва, 2010г.

Лыкова И.А., Изобразительная деятельность  в детском саду. Ранний возраст. – Москва, 2010.

Колдина А.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет»- Москва, 2010г.

Практический этап.

  • Создание предметно-развивающей среды в группе.
  • Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
  • Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
  • Работа с родителями: консультации, выставки детских и совместных работ.

Планово-прогностический этап:

Свою работу я начала с наиболее доступных в этом возрасте техники рисования пальчиками и ладошками. На каждом занятии использовала игровые приемы, художественное слово, пальчиковые игры.

Мною был составлен перспективный план занятий:

Месяц

Техника нетрадиционного рисования

     Тема занятия

Сентябрь

Рисование пальчиками

Ягодки на тарелки

Сочное яблочко

Октябрь

Рисование пальчиками

Разноцветные мячики

Кудрявые барашки

Ноябрь

Рисование пальчиками

Листья жёлтые летят

Зайка прыгал-прыг-прыг-прыг

Декабрь

Рисование ватными палочками

Белый снег пушистый

Снежный зайка

Пушистая снежинка

Январь

Рисование ладошками

Жирафики

солнышко

Февраль

Рисование ладошками

Осьминожки

Март

Рисование ватными палочками

Мимоза

Фартук для мамы

Апрель

Рисование штампом с помощью деревянных кубиков

Цыпленок

Кто построил этот дом?

Май

Рисование пальчиками

Рисование картонными «фонтанчиками»

У коровок божьих кофточки в горошек

Салют

Практико-ориентированный этап:

Декабрь 2017г: подготовила мелодическую разработку по теме:

«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста»

Участие в конкурсе « Лучшая методическая разработка».

Учредитель: Департамент Образования г. Иркутска (участник)

Январь 2018г: участие в  всероссийском конкурсе: «Радуга талантов»

Номинация: «Лучшая методическая разработка»

«Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста» (1 степень)

 «Творческие работы и метод. разработки»: «День Победы» Всероссийский Центр творчества «Мои таланты» (1 место)

Опубликовала статью в  в электронном журнале издания «Альманах педагога» на тему: «Роль нетрадиционной техники рисования в развитии детей раннего возраста». Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога».

Февраль 2018г.: Конспект педагогического мероприятия  по познавательному развитию с детьми раннего возраста.

Тема: « Подарок для снеговика» (с применением нетрадиционной техники рисования).Этот коспект занятия получил диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе для детей и педагогов «Узнавай-ка!» (май 2018г)

Март 2018г: Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе:

«В гости к нам весна идет!» (с применением нетрадиционной техники рисования). Этот конспект получил диплом 2 степени на конкурсе для педагогов портала «Учитель-Воспитатель.РФ» в номинации: «Экологическое воспитание». (май 2018г)

Май 2018г: В канун праздника «День Победы» мы с детьми подготовили коллективную работу на тему: «Праздничный салют», с применением нетрадиционной техники рисования. Эта работа получила диплом победителя 2 степени на Всероссийском конкурсе для детей и педагогов «Узнавай-ка!» (май 2018г)

Так же в мае 2018г опубликовала свою авторскую работу: «Конспект педагогического мероприятия  по познавательному развитию с детьми раннего возраста», в рублике : «Деятельность воспитателя ДОУ». Портал «Учитель-Воспитатель.РФ» (май 2018г)

Результативно-аналитический этап:

Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.

На занятиях использовала следующие нетрадиционные техники рисования:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • рисование ватными палочками;
  • печатками из картофеля;
  • оттиск с помощью деталей деревянного конструктора;
  • оттиск смятой бумаги

Для родителей подготовила несколько консультаций, папку-передвижку,  буклеты.

Перспективы на следующий год:

  • Продолжить работу по теме: «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»;
  • Изучить новинки методической литературы;
  • Продолжить работу по разработке  новых техник рисования по данной теме;
  • В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

Как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.              ...

Статья на тему: "Адаптация ребенка к условиям детского сада".

Адаптация ребенка к условиям детского сада....

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...

Статья " Адаптация ребенка к условиям детского сада"

Отдавая ребёнка впервые в детский сад, родители, порой, даже не подозревают, с какими трудностями им предстоит столкнуться. И трудности эти могут быть связаны не только с поведением их малыша. Иногда,...