Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
статья по теме

Боровых Тамара Николаевна

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механизмы управления деятельностью учреждения по данному вопросу

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения

по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада»

(обобщение опыта работы)

                                                                           

                                                                                               Боровых Тамара Николаевна,

                                                                     заведующий МАДОУ  «Детский сад № 384» г.Перми

                                                                       

                                                                         

         По мнению А.А.Майер и О.И.Давыдовой, проблема адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения:

1. Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к

    потребностям и интересам конкретного ребенка?

2. Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к

    новым условиям?

3. Как включать детей, не посещающих дошкольное образовательное

    учреждение, в общий контекст возрастного развития?  

       Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируются на психо-физиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития.

Отход от собственно биологической адаптации ребенка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребенка средствами социально-педагогической деятельности, выходящей за рамки образовательного учреждения. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей по адаптации ребенка к условиям ДОУ.

     Социальная адаптация ребенка в условиях новой ситуации развития, по определению Р.И.Давыдовой и А.А.Майер,  имеет две стороны (2, стр.15):

- овладение новым содержанием, регламентирующим активность ребенка в определенной сфере взаимоотношений, и соответствующими технологиями его реализации  в деятельности и общении;

- включение в определенную детско-взрослую общность в качестве полноправного ее члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально-приемлемого поведения.

 

        Ранний возраст – это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский,- «ранний возраст сензитивен во всем». Это период бурного сенсорного развития, формирования наглядно-действенного мышления, особой чувствительности к речевому обучению. Это период начала формирования личности ребенка. И если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребенка. К.Л.Печора, выделяет ряд актуальных проблем, с которыми дети в настоящее время поступают из семьи в дошкольное образовательное учреждение (15, стр.23):

1. Низкий уровень нервно-психического развития детей.

2. Большой процент детей имеют различные отклонения в поведении.

3. Проблема адаптации ребенка к детскому саду.

В периоде адаптации происходит «переделка» динамического стереотипа, ранее сформированных привычек и, помимо иммунной, физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс и защиту в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, ограничение себя в пространстве. В большей степени протекание периода адаптации зависит от готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Среди психолого-педагогических параметров, выявляющих готовность ребенка к поступлению в ДОУ, по мнению К.Л.Печоры, особое значение имеют параметры, связанные с социализацией и прежде всего с наличием опыта общения со сверстниками. Важен и вопрос организации периода адаптации. «Процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты», пишет К.Л.Печора.

         Л.Н.Павлова, раскрывая перспективные направления взаимодействия семейного и общественного воспитания детей раннего возраста, отмечает, что «глубина современных научных представлений о раннем онтогенезе человека, уникальности первых лет его жизни, исключительной зависимости от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего возраста на новый уровень воспитания, обусловленный задачами гуманизации общества  в целом» (15, стр.27). Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста сегодня проходит в обстановке радикально меняющейся экономической и политической жизни России. Складывается парадигма современной новой государственности, проходит ориентировочная фаза ее развития, поиск идеи возрождения России на основе ее высокой национальной и многонациональной культуры и духовности. Стратегия текущего момента решения проблем раннего детства – в поиске современных форм помощи семьям, имеющим маленьких детей. Проведенный полифакторный анализ с привлечением смежных с педагогикой дисциплин (научная демография, медицина, социология, психология и др.) позволил выделить три информационных поля в решении проблемы:      

* аналитические показатели состояния раннего детства на современном этапе;

* конструктивные линии обновления и развития системы общественного и

   семейного воспитания маленьких детей (что делать? как и какими

   средствами?);

* перспективы развития системы общественного воспитания детей раннего

   возраста.

   Приведенные выше три информационных поля на основе синтеза гуманитарных наук дали возможность подойти к решению проблемы обновления и качественному преобразованию системы общественного воспитания маленьких детей. Демографические изменения, происходящие в обществе в настоящее время, привели к необходимости вывести работу с населением, имеющем детей раннего возраста, на новый уровень взаимодействия, снимающий невротизацию и взрослого населения (родителей), и детей. Детский сад должен стать «открытой» системой для населения по всем вопросам развития и воспитания ребенка. Семейное и общественное воспитание не поляризируются, а выступают как две стороны единого процесса в интегративном взаимодействии.

          В заключение можно сказать: раннее детство – начало развития ребенка. Задача современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего детского возраста как базисной основы всего последующего развития. Благоприятная социальная среда воспитания маленького ребенка как в условиях семьи, так и в условиях общественного воспитания оказывает самое благоприятное воздействие на адаптацию ребенка раннего и дошкольного возраста.

         Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой. Социальная адаптация – приспособление к социальным условиям, к социальной среде, которая требует от него адекватных форм поведения.

Целью любой адаптации является устранение либо ослабление разрушающего действия факторов среды… (по определению педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б.М.Бим-Бада).

      При поступлении ребенка в детский сад изменяются социальные условия, ребенок попадает в трудное положение и привычные для него формы поведения ему необходимо привести в соответствие с новыми условиями жизни. Такое обстоятельство требует определенного напряжения системы адаптационных механизмов. Насколько ребенок успешно справится с этими трудностями, во многом зависит от функциональных возможностей этой системы.

    Функциональные возможности системы адаптационных механизмов определяются несколькими факторами:

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большой функциональной активностью всех систем организма, в том числе системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями.

2.        Факторы риска биологического и социального анализа.  

К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности и в течение первых 3-х месяцев жизни малыша, а также частота заболеваемости в период, предшествующий осмотру. Любые неблагоприятные биологические факторы утяжеляют степень тяжести адаптации. Для функциональных возможностей адаптационных механизмов имеет значение неблагоприятное влияние социальной среды (не обеспечивается правильный режим, достаточный дневной сон, правильная организация бодрствования  т.д.). Это приводит к хроническому утомлению, задержке нервно-психического развития, у ребенка не формируются навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту, нарушается нормальный ход формирования социальных потребностей. Вследствие этого ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, неизбежно возникают эмоциональные стрессы, заболевания либо другие проявления тяжелой адаптации.

  1. Возрастные особенности появления и закрепления разных форм

социального поведения определяют характер реакций ребенка. При необходимости эти формы ему приходится менять. В результате воздействия взрослых и собственной активности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, адекватные созданной для него среде.

  1. Уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм

 поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе – оно требует определенной тренировки. Малыша надо ставить в такие условия, когда ему необходимо менять формы поведения. Только в таких условиях формируется качество, именуемое обобщенным термином «социальная зрелость».

Адаптационный период условно можно разделить на этапы.

Подготовительный этап. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема детей в детский сад. Задачи этого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни (приведение в соответствие домашнего распорядка с режимом дошкольного учреждения, изменение рациона питания, укладывание спать, формирование навыков самостоятельности в одевании  и раздевании, умение самостоятельно занять себя игрушками т.д.).

Основной этап. Начинается с прихода ребенка в группу детского сада. Продолжительность пребывания в группе составляет не более часа. В этот период ребенок начинает осваиваться в новой для него обстановке. Воспитатель, увлекая ребенка новым для него игровым материалом, приглашает поучаствовать в игре. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается деловое сотрудничество взрослого и малыша. Увлекаясь совместной деятельностью, ребенок все реже обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если ребенок спохватился, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокоится, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности.

Заключительный этап.  Ребенок посещает группу по 2-3 часа в день. В этот период родители и воспитатель внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, научиться играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Показатели адаптации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям (4, 32-33):

- острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между

 привычными поведенческими стереотипами и  требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;

- подострый (адаптации). В рамках этого этапа ребенок активно осваивает

 новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит, развивается игровая деятельность и речевая активность;

- компенсации (адаптированности к определенным социальным условиям). В

этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка. Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая).

Легкая адаптация - основные симптомы ( временное нарушение сна,

аппетита, неадекватные эмоциональные реакции-капризы, замкнутость, угнетенное состояние) исчезают в течение месяца. Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются, функциональные нарушения практически не выражены, заболеваний не возникает.

Средняя адаптация (30 - 40 дней) - все нарушения выражены более ярко и

длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, речевая активность 30-40 дней, эмоциональное состояние - 30 дней, двигательная активность приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым

нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Характеризуется снижением аппетита, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации дети, как правило, заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

   Семья как первичный институт социализации является первичной сферой

жизнедеятельности и социализации личности ребенка, поэтому объяснимо особое внимание общества к ее функционированию. Ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Малыш видит жизнь из "рук" родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из "гнезда", найти свое место среди людей. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после  трех лет.  В результате внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и др.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-х летнего малыша так же, как ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма плачевным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.) являются прямым следствием такого "неумения" родителей.  В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми. Дошкольное учреждение располагает большими возможностями для создания благоприятных психолого-педагогических условий адаптации и социализации детей.

    Существует несколько направлений в организации оптимального режима

адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление складывается в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.  Родители воспитанников, с одной стороны являясь непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой – обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Личностная ориентированность во взаимодействии работников дошкольного учреждения с родителями позволяет формировать сотрудничество, единство интересов и потребностей обеих сторон, преемственность воспитания в семье и в детском саду.  

     С  целью обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, педагогами нашего ДОУ в течение 3 лет создавалась и апробировалась система взаимодействия педагогов с родителями и детьми, вновь поступающими в ДОУ.

 Разностороннее конструктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Как показали исследования социологов В.С.Собкина и Е.М.Марич, семья дошкольника, как ни в какой другой период своего развития, ориентирована на воспитание детей. Среди значимых жизненных ценностей 75,5% родителей называют воспитание детей. Таким образом, инициирование педагогами взаимодействия с семьей способствует развитию разносторонних, конструктивных отношений, полезных всем участникам образовательного процесса и обеспечивает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

     При выстраивании системы работы нами была обозначена следующая цель:

создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Задачи работы состояли в следующем:

1. Разработать нормативно-правовую основу взаимодействия с семьями вновь

    поступающих детей;

2. Разработать  и апробировать механизмы  взаимодействия всех звеньев

    организационной структуры в процессе организации и функционирования

    адаптационных групп кратковременного пребывания;

3. Разработать программно-методическое обеспечение взаимодействия с

    родителями и детьми в рамках функционирования адаптационной группы

    кратковременного пребывания.

4. Разработать психолого-педагогическое сопровождение адаптационного

    процесса.

5. Отобрать и апробировать формы совместной деятельности педагогов,

    родителей с детьми.

Этапы формирования: содержание работы, результативность.

        Система работы по выстраиванию взаимодействия педагогов ДОУ с родителями и детьми, вновь поступающими в дошкольное учреждение нами создавалась поэтапно:

 1 этап (2003 год).

        В качестве действенного выхода из сложившейся ситуации в 2003 году нами было выбрано открытие адаптационной группы кратковременного пребывания (ГКП) ребенка с родителями, работа которой начиналась за 1 месяц до поступления ребенка в обычную группу. В основу работы группы была положена "Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду в условиях группы кратковременного пребывания", разработанная педагогом-психологом детского сада Г.А.Кожевниковой. Концептуальной основой нашей деятельности  являлось обеспечение психофизического благополучия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, как залога успешности его развития в дошкольном и школьном детстве.

         Целью работы по данной программе являлось – обеспечение плавного перехода ребенка от воспитания в условиях семьи к воспитанию в детском саду, сохраняя эмоциональное благополучие малыша.  

В рамках деятельности группы осуществлялась специально-организованная деятельность воспитателя и психолога с детьми и родителями (совместные занятия, игры, досуговые мероприятия, прогулки, общение и другие формы работы). Был разработан режим пребывания детей и родителей, расписание видов деятельности на неделю. Обязательной составляющей являлось оказание квалифицированной помощи и психологической поддержки детям и родителям в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей. Преимущественно формы работы педагога-психолога были направлены на взаимодействие с родителями. Так впервые появился семейный клуб "Золотой ключик". На сегодняшний день тематика заседаний достаточно разнообразна, начиная от вопроса адаптации до готовности ребенка к школьному обучению. Родились новые формы проведения  родительских собраний, такие как "Давайте познакомимся", "Звездный дождь", "Я + ты = мы или путь к взаимодействию",  проблемно-деловые игры "Определите свою роль", "Цветок надежды". Были отработаны совместные виды деятельности родителей с детьми в процессе работы ГКП. Апробировалось психологическое сопровождение, оформлялись социальные паспорта, велся дневник группы.  

2 этап (2004 год).  

              Анализируя свою деятельность в этом направлении, изучая и отрабатывая          различные  технологии организации работы с детьми раннего возраста, мы  определили следующие задачи работы на данном этапе:

1. Отобрать и апробировать формы организационно-педагогической

    деятельности и образовательного процесса для функционирования

    адаптационной группы  кратковременного пребывания детей с родителями.

2. Привести в соответствие с требованиями нормативно-правовое обеспечение

    функционирования адаптационной группы в режиме кратковременного

     пребывания.

3. Разработать методическое и дидактическое обеспечение воспитательно-

    образовательного процесса.

4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение функционирования

     группы кратковременного пребывания.

Итогом работы группы педагогов в 2004 году явилась разработанная и апробированная организационная модель функционирования адаптационной группы кратковременного пребывания детей совместно с родителями, содержание которой составили:

* нормативно-правовое обеспечение функционирования ГКП

- разработано положение "О группе кратковременного пребывания детей

  совместно с   родителями";

- разработаны и заключены договора с родителями на посещение группы;

- разработаны должностные инструкции педагогов и обслуживающего

  персонала, занятых в работе с детьми данной группы;

- разработана организационная основа (режим дня, расписание видов

  деятельности, механизм распределения обязанностей персонала в группе

  детей);

- издан приказ о работе группы;

* материально-технические условия - пребывание детей осуществлялось в отдельной,  специально отведенной для них групповой комнате (ячейке) с отдельным входом. К моменту прихода детей была подготовлена и оснащена в соответствии с их возрастными особенностями игровая комната. Предметно-пространственная среда отвечала интересам детей, все игровое оборудование было доступно детям. В распоряжении детей и родителей были предоставлены спальная комната, туалетная комната, приемная. С целью расширения социального пространства и ознакомления детей с другими помещениями ДОУ, дети и родители посещали музыкальный и физкультурный зал, кабинет психолога, медицинский кабинет.

* кадровые условия - факторами, определяющими выбор педагогов для работы с данной группой детей, являлись:

- уровень профессиональной подготовки, наличие опыта работы с детьми

  раннего возраста;

- перспектива дальнейшей работы с детьми данной группы в постоянно

  действующей группе детского сада;

- личностные качества ("принцип действенной любви" - всемерное содействие

  развитию ребенка, принятие его опыта, снисходительность и разумная

  требовательность, не ограничивающая естественные потребности малыша в

  человеческой ласке, общении", (В.Алямовская "Ясли - это серьезно"),

  коммуникабельность, инициативность, доброжелательность в отношении с

  родителями и др.).

- желание и интерес самих педагогов.  

  На основании перечисленных выше факторов для работы с детьми ГКП был определен следующий состав участников – 2 воспитателя, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.

* организационные условия - в основу деятельности адаптационной группы был положен оптимальный режим пребывания детей – 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по 2 часа в первую половину дня. Был разработан режим дня, циклограмма видов деятельности (изобразительная, познавательно-исследовательская, речевая, музыкально-ритмическая, двигательная деятельность).

Взаимодействие с детьми и родителями осуществлялось в ходе

- совместной деятельности взрослых и детей под руководством воспитателя и

педагога- психолога;

- свободной самостоятельной деятельности детей, когда дети вместе с родителями включались в сюжетно-ролевые игры, упражнения с дидактическими  материалами и двигательными игрушками, свободно общались друг с другом.

Привлечение детей к организованным видам деятельности осуществлялось без принуждения, педагоги опирались прежде всего на интерес к содержанию и форме деятельности.

* методическое и дидактическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса - содержание образовательного процесса определялось "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой              и индивидуальными особенностями воспитанников.

Опираясь на задачи работы с детьми раннего возраста, определенные программой,  были разработаны:

- перспективно-календарный план воспитательно-образовательной работы с

  детьми;

- перечень специально-организованных форм взаимодействия детей с

  родителями;

- конспекты занятий и развлечений;

- памятки для воспитателей по организации воспитательно-образовательного

  процесса;

- памятки для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и

  сопровождению процесса адаптации ребенка;

- велся дневник группы.

Четкое распределение обязанностей, определение места каждого участника педагогического процесса позволили успешно координировать деятельность детей и родителей в процессе работы группы.

* психологическое сопровождение функционирования группы кратковременного пребывания - роль педагога-психолога в этой группе была чрезвычайно важна, так как он выступал посредником между семьей и образовательным учреждением.  Изучая условия жизни, индивидуальные особенности семьи и ребенка, педагог-психолог Кожевникова Г.А. консультировала родителей с целью формирования у них адекватных представлений о возрастных особенностях ребенка ("Возрастные особенности развития детей 2-3 лет", "Поиграй со мной, мама", "Определение готовности к поступлению ребенка в детский сад"). Для облегчения адаптации были выбраны интересные для детей и родителей и ставшие традиционными ежедневный ритуал приветствия – "Общий круг", "У солнышка в гостях", система игр на сближение ребенка со сверстниками и воспитателем, песочная терапия, игры с водой. Ежедневно в циклограмме деятельности педагогом-психологом выделялось время для индивидуального и группового общения. Помимо традиционных форм работы с родителями использовались интерактивные формы, способствующие активизации общения (диспут, тренинг, обучающие игры). Любая встреча всегда начиналась с какой-нибудь игры или упражнения, чтобы расположить, воодушевить или заинтриговать родителей, а уж потом переходили к деловому общению. Обязательной формой работы с родителями являлись составление рекомендаций "Советы родителям", анкетирование родителей "Прогноз возможной степени адаптации", "Социальный паспорт семьи".  Родители привлекались к совместному с творчеству - составляли рекламное объявление о работе ГКП. Психологическое сопровождение ребенка заключалось в первичной и итоговой диагностике, периодических наблюдениях за ним в деятельности и за характером взаимодействия с мамой, другими детьми, подборе вместе с воспитателями группы содержания работы с конкретным ребенком, индивидуальное консультирование родителей.  

   В основу организационно-педагогической деятельности функционирования адаптационной группы кратковременного пребывания были положены основополагающие принципы управления (по Л.В.Поздняк).  Организационно-педагогическая деятельность предполагала распределение функций и обязанностей между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности в управлении ее деятельностью. Это предусматривало разработку организационной структуры управления функционированием адаптационной ГКП, которая представляла собой целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Решение задачи формирования организационной структуры управления мы рассматривали прежде всего через призму осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета демократических основ в управлении, имеющихся внутренних и внешних ресурсов. Организационная структура управления определила место и роль каждого члена коллектива и родителей воспитанников в достижении поставленной цели ("кто" и "что?"), обеспечила их эффективное взаимодействие в процессе достижения целей,  систему необходимых организационных взаимоотношений ("кто" и "с кем?") и представила собой центральную часть в общей структурной модели управления функционированием ГКП. (Приложение № 1). В представленной модели управления в тесной взаимосвязи находятся две главные области:

* воспитательно-образовательный процесс (родители, дети, методическое

  обеспечение);

* административно-хозяйственная деятельность (кадры, материально-

   техническое обеспечение).

    Нормативное поле этого взаимодействия прописано в системе локальных актов, разработанных в учреждении. Управление функционированием адаптационной группы осуществлялось в соответствии с Законом РФ "Об образовании", положением "О группе кратковременного пребывания" и Уставом ДОУ.

     Общее руководство осуществлял Педагогический совет, в компетенцию которого входили вопросы организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационной ГКП, отбора и утверждения образовательной программы, планирование образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации.  

В нижней части модели – собрание трудового коллектив, который являлся главным органом общественной составляющей в управлении.

Непосредственное руководство работой адаптационной группы осуществлялось заведующей ДОУ, в компетенцию которой входило:

  1. обеспечение материально-технической базы функционирования группы кратковременного пребывания;
  2. подбор и расстановка кадров для работы в группе;  
  3. подготовка педагогов к предстоящей совместной работе, установление деловых отношений;
  4. мотивация и стимулирование труда;
  5. управление деятельностью всех служб, отвечающих за функционирование группы.

Родительский комитет – принимал информацию о работе группы, участвовал в ее организации и решении текущих вопросов, оказывал помощь в решении вопросов улучшения материально-технического обеспечения.

На втором уровне организационной структуры обеспечивалось делегирование определенных полномочий (задач, прав, ответственности) по непосредственному руководству деятельностью ГКП в соответствии с заданными целями, программой действий и ожидаемыми результатами. Заместитель заведующего по ВМР рассматривала и  решала оперативные вопросы, касающиеся организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационной группе. Заместитель заведующего по АХЧ обеспечивала материальную базу, следила за сохранностью имущества и оборудования, обеспечивала соблюдение техники безопасности. Главный бухгалтер обеспечивал организацию бухгалтерского учета и контроль за рациональным использованием финансовых средств. Врач (медицинская сестра) осуществляли контроль за состоянием здоровья детей, участвовали в организации оздоровительной работы.

Делегирование полномочий основывалось на доверии к подчиненным, уверенности в их организаторских способностях и уровне профессиональной подготовленности. При делегировании полномочий подчиненные обладали свободой (правом) выбора методов и форм в организации воспитательно-образовательного процесса, форм взаимодействия с родителями вновь поступающих детей. Квалифицированная передача полномочий позволила «разгрузить»  управленческие функции руководителя и дала возможность самореализоваться подчиненным.

Третий уровень в структуре управления составляли педагоги (воспитатели и специалисты), осуществляющие непосредственную работу в ГКП с детьми и родителями по реализации намеченных задач.  Функциональные обязанности каждого из работников были определены должностной инструкцией. (Приложение № 2).

 

Все уровни организационной структуры управления взаимодействовали между собой в целях обеспечения стабильного функционирования и повышения эффективности управления.

Последовательность управленческих действий по организации работы адаптационной группы определилась в несколько этапов:

1. Организационный.

На данном этапе члены коллектива были ознакомлены с целью, задачами, содержанием, сроками работы адаптационной ГКП, особенностями организации в ее работе, были определены основные направления деятельности педагогов и обслуживающего персонала в адаптационной группе.

2. Подготовка исполнителей и определение организационных отношений между ними. В ходе индивидуального и подгруппового собеседования все участники были ознакомлены с должностными инструкциями, определяющими права и обязанности, устанавливающими меру личной ответственности каждого исполнителя и характер взаимодействия. До сведения сотрудников был доведен механизм распределения обязанностей персонала в группе, обеспечивающий координацию деятельности. Важное значение при подготовке исполнителей имела мотивация и стимулирование труда. В качестве стимулов, побуждающих включиться в совместную  деятельность выступали:

*денежное вознаграждение (увеличение размера премиальной выплаты по

  итогам работы в летний период);

*материальное поощрение (деятельность сотрудников, занятых в работе

  адаптационной группы, рассматривалась как один из показателей при

  установлении размера стимулирующих доплат и надбавок на учебный год);

*высокая ответственность, связанная с доверием администрации;
*одобрение хорошо выполненной работы;

*удобный график работы;

*признание со стороны родителей;
*личное признание начальства.

3. Контроль и корректировка деятельности исполнителей (педагогов, обслуживающего персонала).

Анализ наблюдений за деятельностью воспитателей и специалистов в ГКП, отзывы и пожелания родителей, проведение еженедельных оперативных совещаний являлись основанием для корректировки дальнейшей работы группы.

4. Анализ и оценка полученных результатов и деятельности педагогов.  

Преимущественно анализу и оценке подлежало содержание, формы, методы, эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса, компетентность и слаженность в работе, творчество и инициативность в выборе форм и методов ее осуществления.

В качестве методов анализа и оценки выступали индивидуальные собеседования, анкетирование, опросы родителей.  

       Результаты деятельности адаптационной группы кратковременного пребывания детей совместно с родителями традиционно были подведены на первом организационном педагогическом совете. Были заслушаны выступления педагогов, участвующих в работе группы, представлена ее результативность, которая выразилась в особенностях адаптации детей к условиям детского сада, представлены отзывы родителей. Позднее был проведен День открытых дверей для руководителей ДОУ Дзержинского района по обмену опытом  в организации работы адаптационной группы.

Уровень мотивированности сотрудников на достижение высоких результатов определился в оценке деятельности исполнителей по результатам труда.   Результативность работы в адаптационной группе являлась основанием для подтверждения квалификационных категорий при аттестации педагогических работников на вторую и первую квалификационную категории. В качестве морального стимулирования опыт педагогов по организации процесса адаптации в летний период был опубликован в районной газете "Добрый день!" в ноябре 2005 года.

 

3 этап (2005 год).

     

       Опыт  по организации взаимодействия с детьми и их родителями в предыдущие годы, наличие социального заказа, творческий потенциал педагогического коллектива и желание работать в режиме развития привели к разработке в 2005 году нового Проекта под названием  "Здравствуй, малыш!", целью которого явилось - выстраивание системы в организации работы с детьми и семьями воспитанников, вновь поступающих в детский сад. Данную систему работы мы представляем как некую модель взаимодействия детского сада и семьи в период поступления ребенка в ДОУ. (Приложение № 3).  

Задачи проекта состояли в следующем:

1. Обеспечить единство подходов в вопросах общественного и семейного

    воспитания, с целью сохранения здоровья ребенка в период адаптации.

2. Выстроить алгоритм работы с семьями воспитанников, поступающими в

    детский сад.

3. Помочь ребенку в прохождении более легкой адаптации к новым социальным

    условиям.

4. Оказать социально-психолого-педагогическую поддержку педагогам,

    работающим с вновь поступающими детьми.

5. Скоординировать деятельность коллектива ДОУ в период комплектования и

    адаптации детей к условиям детского сада.

6. Разработать и апробировать психолого-педагогический мониторинг

    организации адаптационного процесса.

Основными направлениями деятельности в рамках Проекта были определены:

* Организационная деятельность, направленная на формирование нормативно-

    правовой основы в работе с вновь поступающими детьми и их родителями.

* Образовательная деятельность с детьми, определяющая содержание, формы и

   методы работы в адаптационный период.

* Взаимодействие с семьями воспитанников, раскрывающее основные пути и

   характер выстраивания отношений с родителями.

* Финансовая деятельность, предусматривающая привлечение финансовых

   средств на развитие материально-технической базы ДОУ, создание условий

   для организации педагогического  процесса.  

     Продолжительность реализации Проекта была рассчитана на  7 месяцев (с мая по декабрь 2005 года).  

     Участниками Проекта выступали администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники, дети и их родители.

      В рамках реализации Проекта предполагалось 2 формы работы с вновь поступающими детьми:

1. Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в режиме работы адаптационной группы кратковременного пребывания.

2.  Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями и детьми, организованными во вновь  скомплектованные группы для детей 2-3 и 3-4 года.

      Решение и конкретизация обозначенных выше задач были представлены в плане реализации Проекта.  В плане  были отражены конкретные мероприятия и формы их проведения, намечены сроки выполнения, определены ответственные и предполагаемый результат.

      Итак, с чего же начиналось взаимодействие семьи и детского сада? По нашему глубокому убеждению уровень доверия родителей к педагогам, а значит эмоциональное благополучие их малыша во многом зависит от того как пройдет первая встреча родителей с ДОУ.

1. Первая встреча с детским садом (май 2005 года). Соответствуя, данному убеждению, нами была разработана определенная последовательность выстраивания общения. Общаясь с родителями в первый раз,  мы предоставляли им подробную информацию о деятельности нашего  ДОУ (основные направления деятельности, содержательные линии основного образования, спектр дополнительных образовательных услуг, деятельность ДОУ по оздоровлению детей и т.д.). Информация о ДОУ подкреплялась экскурсией по детскому саду, беседами с педагогами и медицинскими работниками. Обязательной составляющей являлось заключение договора о сотрудничестве, изучение условий жизни ребенка в семье, выяснение состояния здоровья и особенностей воспитания. Родителям, высказывающим определенную тревожность, связанную с поступлением ребенка в детский сад, предлагались консультации педагога-психолога. Для снятия у родителей и детей психо-эмоционального напряжения каждому родителю при первой встрече была предложена возможность посещения группы кратковременного пребывания. С целью выяснения запросов родителей в воспитательных и образовательных услугах было проведено анкетирование родителей.

2. Встреча вторая (июнь 2005 года). Следующей нашей встречей стало родительское собрание "Презентация ДОУ", где родители подробно познакомились с содержанием образовательной деятельности и творческими достижениями детей, специалистами, работающими в детском саду. Педагоги ДОУ рассказали родителям об особенностях процесса адаптации в раннем и младшем дошкольном возраста, обсудили с родителями вопросы подготовки ребенка к детскому саду в условиях семьи.  Поближе познакомившись с ДОУ, многие родители прониклись доверием и проявили интерес к работе адаптационной группы. На родительском собрании мы определили сроки работы группы, которая начинала функционирование за 1 месяц до поступления ребенка в обычную группу.  Время и продолжительность пребывания ребенка в ГКП всецело зависела от желания и настроя родителей. Родителям, не проявившим интереса к работе адаптационной группы или не имеющим возможности ее посещать, была предложена памятка "Как подготовить ребенка к детскому саду". Мы рекомендовали родителям, в целях расширения контактов с посторонними взрослыми, приводить ребенка на время прогулок основного контингента детей на прогулочный участок детского сада, совместно с ребенком включаться в игровую деятельность и общение.    

3. Индивидуальные встречи родителей с педагогом-психологом, медицинскими работникам, воспитателями групп (июнь-июль 2005 года).

    В процессе индивидуальных бесед сотрудники детского сада проявляли заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Интересовались его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания, особенностями взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенностями поведения. Постепенно заполнялись социальные паспорта. Проведенная работа позволяла уже на данном этапе формировать банк данных о вновь поступающих детях.    

4. Работа адаптационной группы кратковременного пребывания детей совместно с родителями (18 июля - 12 августа 2005 года). Система работы была представлена выше.

5. Организация приема детей во вновь скомплектованные группы (15 августа 2005 года).

К концу работы адаптационной группы кратковременного пребывания были скомплектованы возрастные группы вновь поступающих детей. С целью обеспечения плавного перехода в постоянно действующую группу сверстников, прием детей был организован сразу после окончания работы адаптационной группы. Правом первоочередного поступления пользовались дети, посещавшие ГКП, учитывались и пожелания других родителей. С каждым родителем индивидуально обговаривались сроки поступления и режим пребывания детей в адаптационный период. По составленному заранее графику (не более 5 человек в неделю) дети принимались в группу. В первую неделю время пребывания ограничивалось 2-3 часа. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивалось.  

Как только большая часть детей поступила в группу, традиционно для детей и родителей был проведен праздник "Здравствуй, новичок!".

6. Психолого-педагогическая работа с педагогами, осуществляющими прием детей (август-сентябрь 2005 года).

С целью оказания психолого-педагогической поддержки педагогам, работающими с вновь поступающими детьми, была спланирована и осуществлена система работы в 3 этапа:

1 этап - организационный. На данном этапе каждому педагогу принимающему ребенка в детский сад была предложена анкета, определяющая степень готовности педагога к работе с маленькими детьми. Была проведена консультация "Что нужно знать педагогу на этапе оформления ребенка в группу". Полученная в ходе анкетирования информация позволила спланировать мероприятия основного этапа.  

2 этап - основной. Он включал в себя разработку программы и проведение аутотренинга с педагогами адаптационных групп "Сохранение психоэмоционального самочувствия". Была проведена лекция "Основные линии развития детей раннего возраста", индивидуальные консультации по проблемам адаптации. Оказывалась помощь педагогам в заполнении адаптационных листов. Работал ВТК по проблемам адаптации.

3 этап - контрольно-итоговый. На данном этапе был проведен анализ работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса, проведен круглый стол с воспитателями групп "Результаты адаптации", вопрос "Уровень нервно-психического развития детей раннего возраста" был заслушан на заседании ЦСУЗа.  

7. Заседание семейного клуба «Золотой ключик» (октябрь 2005 года). Как только все дети, зачисленные в ДОУ, поступили в группу было проведено родительское собрание "Давайте познакомимся". Целью проведения собрания являлось более подробное знакомство родителей с детским садом, родителей друг с другом, объединение усилий детского сада и семьи в деле воспитания детей. С родителями была проведена проблемно-деловая игра "Определите свою роль", дающая представление о роли и месте каждого участника образовательного процесса. Были заслушаны обработанные результаты анкетирования родителей, дана информация о перспективах работы дошкольного учреждения с вновь поступившими детьми и их родителями.

 8. Отслеживание результатов адаптации детей к условиям ДОУ (ноябрь-декабрь 2005 года).

Сформированный банк данных о вновь прибывших детях, результаты адаптации детей и    уровень нервно-психического развития каждого ребенка, явились основанием для разработки и составления индивидуальных образовательных маршрутов. На очередном  родительском собрании итоги адаптации и содержание индивидуальной работы с детьми были доведены до сведения родителей, а также была предложена анкета "Что получилось?", с целью получения предложений по организации будущего приема.

4 этап (2006 год).

       Созданная система работы по организации взаимодействия с детьми и семьями воспитанников, вновь поступающих в детский сад в 2006 году была реализована в практике работы дошкольного учреждения  и представлена как план-программа работы с вновь поступающими детьми и их родителями.  

Отслеживание результатов деятельности педагогического коллектива в рамках реализованного Проекта "Здравствуй, малыш!" и их качественная оценка осуществлялась через систему мониторинга.

Система психолого-педагогического мониторинга организации адаптационного процесса в ДОУ.

           Адаптация ребенка к условиям ДОУ неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами как у детей, так и их родителей. Особенно сложно адаптация к посещению детского сада проходит у детей с трудностями в развитии, что является основным препятствием к сохранению здоровья ребенка. Сложность приспособления к новым условиям, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми определяют необходимость сбора информации о ребенке и его окружении, определение социального статуса семьи, психофизического здоровья ребенка. С целью снижения напряженности острого периода адаптации необходимо как можно раньше выявить детей с трудностями в развитии. Организация психопрофилактической работы с такими детьми возможна при создании системы психолого-педагогического мониторинга организации адаптационного процесса в ДОУ.

          Система психолого-педагогического мониторинга организации адаптационного процесса в нашем ДОУ была направлена (ориентирована) на всех участников адаптационного процесса, определяла цели, конкретные методики, условия и сроки проведения мониторинга.

Дети

Родители

Педагоги

Цель мониторинга:

Отслеживание показателей здоровья и психофизического развития детей, вновь поступающих в ДОУ

Выявление уровня отношения семьи вновь поступающих детей к организации работы ДОУ по успешной адаптации детей (условиям адаптации ребенка в группе, готовности к сотрудничеству)

Выявление условий профессиональной деятельности педагогов (профессионализм, мотивация, психо-эмоциональное благополучие), участвующих в организации жизнедеятельности детей в период адаптации.  

Методики:

"Определение коэффициента психического развития детей раннего возраста" (ПГУ им. А.И.Герцена).

Заполнение листов адаптации.

Анкета

«Расскажите нам о своем малыше»,

самоанализ "Как мой ребенок привыкал к детскому саду» 

Анкета для воспитателей, осуществляющих прием детей в ДОУ, "Самооценка эмоционального состояния" (Я.Уэссман, Д.Рикс).

Анкета выявляющая уровень профессиональной готовности к работе с детьми раннего возраста

Условия проведения:

Личностно-ориентированное общение, свободная деятельность детей, естественные условия пребывания,

достаточная предметно-пространственная, развивающая среда,  

Доверительные партнерские отношения, общение на равных, заинтересованность родителей

Мотивация на успешную адаптацию, снижение собственного эмоционального напряжения

Сроки:

август - декабрь

август-сентябрь

август - сентябрь

Результат:

легкая степень - 61%

средняя степень - 35%

тяжелая степень - 4%

95% родителей оценивают работу по организации в ДОУ адаптационного процесса положительно

Повышение эмоционального напряжения у воспитателей не наблюдается, что свидетельствует о сохранении их психологического здоровья

Выводы:

В процессе мониторинга были сделаны следующие выводы:

Прослеживается динамика в увеличении количества детей с легкой степенью  адаптации и снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации. Полученные результаты дают основание для разработки индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов, с целью сохранения психо-физического здоровья детей. Наблюдается тенденция в снижении эмоционального напряжения у воспитателей адаптационных групп, повышение уверенности в работе с маленькими детьми, заинтересованность в повышении качества  труда.

Полученные данные свидетельствуют об удовлетворенности родителей организацией работы ДОУ, положительной оценке деятельности педагогического коллектива.

        В ходе проведения мониторинга был реализован механизм обратной связи,  который позволял анализировать деятельность всех участников образовательного процесса, выявлять слабые места, находить конкретные решения для корректировки ситуации на еженедельных оперативных совещаниях или собрании трудового коллектива. При этом обязательным условием эффективной работы механизма обратной связи выступал контроль качества данных, их грамотная интерпретация и корректное представление. Для распространения информации в коллективе и прогнозирования путей повышения качества работы с вновь поступающими детьми и их родителями результаты работы адаптационной группы стали предметом обсуждения на педагогическом совете дошкольного учреждения.  

Результатами работы ДОУ по выстраиванию взаимодействия педагогов детского сада с родителями и детьми, вновь поступающими в дошкольное учреждение являются следующие:

1. Улучшились показатели адаптации ребенка к условиям ДОУ.

                               2003 год             2004 год            2005 год            2006 год

    легкая степень -  40%                      57%                  61%                61,2%

    средняя степень - 37%                    34%                   35%                33,8%

    тяжелая степень - 14%                      9%                    4%                   5%

    дезадаптанты       - 2 ребенка             -                                            -

2. Возрос интерес родителей к работе адаптационной группе:

    2003 год – 13% (7 детей)

    2004 год – 32% (25 детей)

    2005 год – 42% (23 ребенка)

3. Создана нормативно-правовая база взаимодействия с родителями детей

    поступающих в ДОУ.

4. Отработан алгоритм работы с семьями воспитанников, поступающих в

    детский   сад.

5. Систематизировано методическое и дидактическое обеспечение

    адаптационного процесса.

6. Отработано психологическое сопровождение процесса адаптации.

7. Отобраны и апробированы формы совместной деятельности педагогов с

    родителями и детьми.

8. Апробирован психолого-педагогический мониторинг.

9. Оформлен рекламный буклет для родителей, раскрывающий  механизм

    выстраивания отношений  детского сада и  семьи, содержание работы

    детского сада по успешной адаптации  ребенка к новым социальным

    условиям.

      Подводя итог, хочется заметить, что работа по взаимодействию с семьей в предадаптационный период является фундаментом для установления доверительных партнерских отношений  с семьей.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем проявлений тяжелой адаптации, последствия которой непосредственно отражаются на здоровье и развитии ребенка.  

       В целом деятельность педагогического коллектива по организации взаимодействия с вновь поступающими детьми и их родителями способствовала   повышению имиджа ДОУ среди  других дошкольных учреждений района, повышению рейтинга популярности среди потенциальных заказчиков образовательных услуг – родителей детей микрорайона Парковый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет "Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Буклет поможет родителям как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Консультация для педагогов: "Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком...

Буклет "Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада"

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада....

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации взаимодействия с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации взаимодействия с родителями воспитанников Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использов...