План самообразования "Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
статья (младшая группа)

Цикулаева Светлана Юрьевна

Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников по системе Н.М. Метеновой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pso.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 8 с. Новое общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития воспитанников»

План самообразования  

воспитателя Цикулаевой Светланы Юрьевны

Новое, 2019

  • Ф.И.О. Цикулаева Светлана Юрьевна
  • Должность: воспитатель
  • Квалификационная категория: нет
  • Тема самообразования: «Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
  • Работа над темой начата – 01.09.2019 г.
  • Предполагается закончить работу над темой: 28.05.2022 г.
  • Цель: реализация инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
  • Задачи:

- Проанализировать организацию сотрудничества с семьями в период адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

- Разработать и апробировать в соответствии с ФГОС ДО систему инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями в период адаптации детей младшего возраста, дать оценку её эффективности.

  • Предполагаемый результат: обогащение педагогического опыта, составление и использование на практике картотеки «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников».
  • Форма самообразования: индивидуальная.
  • Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- посещение мероприятий, проводимых ВИРО;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников с использованием инновационных форм;

- апробация разработанной модели на практике;

- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение и презентация опыта работы.

  • Форма отчёта о проделанной работе: обобщение опыта на педсовете.

Работа осуществлялась в соответствии с представленными ниже этапами.

1)        Сбор данных о семьях:

  • изучение особенностей воспитания и микроклимата в семье;
  • выявление потребностей и ожиданий, семейных традиций и интересов;
  • выявление положительного опыта семейного воспитания, воспитательных возможностей родителей;
  • выявление степени готовности семьи к участию в жизни группы и детского сада;
  • выявление «проблемного поля» и причин низкого воспитательного потенциала семьи;
  • выявление семей «группы риска»;

2)        Обработка и проблемный анализ полученной информации:

  • конкретизировать контингент семей, нуждающихся в педагогической поддержке, и  семей готовых поделиться опытом семейного воспитания;
  • определить круг проблем по вопросам адаптации и очередность их решения.

3)        Разработка системы сотрудничества с семьями воспитанников, планирование разнообразных форм взаимодействия с родителями на основе полученных данных, с учетом современных направлений.

4)        Реализация системы сотрудничества с родителями, организация и проведение разнообразных форм взаимодействия, способствующих включению семей в образовательное пространство ДОУ.

5)        Выявление эффективности системы сотрудничества.

Формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические (анкетирование, опрос)

2. Наглядно-информационные (памятки, информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», индивидуальное посещение групп, папки – передвижки)

3. Познавательные (нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, интерактивные игры)

4. Досуговые (праздники, совместные досуги, тематические акции, участие родителей в конкурсах, выставках).

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Подготовительный

Сентябрь 2019 – май 2020

Изучение авторских пособий Н.М. Метеновой: «Доброе утро, малыши!», «Родительские собрания» часть 1,2, «Родителям о детях», «Взрослым о детях», «Уроки вежливости», «Ужасы раннего возраста», «Педсовет «Нравственное воспитание».

Изучение видеоматериалов на сайте и канале "Территория счастливого детства Н.М. Метеновой":

- "Как воспитать счастливого, здорового и уверенного в себе ребёнка."

- "Родителям об адаптации детей к детскому саду."

- "Амбиции родителей."

- "Родителям о правилах ДОУ и правах педагога."

- "Как воспитывать без крика?" и т.д.

Анализ изученных материалов и пособий с целью выбора оптимальных и интересных техник применимо к социльному и эмоциональному статусу родителей и детей ДОУ. Планирование и апробация мероприятий с применением данных техник на 2020 - 2021 учебный год.

Внесение изменений в предметно-развивающую среду ДОУ с использованием материалов книги Н.М. Метеновой «Взрослым о детях».

 

Практический

сентябрь 2020

октябрь 2020

ноябрь 2020

декабрь 2020

январь 2021

февраль 2021

март 2021

апрель 2021

май 2021

Анкетирование родителей с целью определения промежуточных результатов адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Родительское собрание "Снова в детский сад" с применением материалов Н.М. Метеновой.

 

Создание информационных уголков по рекомендациям Н.М. Метеновой (« Уголок матери», «Уголок отцов».

Проведение мастер-класса для педагогов по методике Н.М. Метеновой «Как провести родительское собрание»

Консультации «Школа для заботливых родителей» по книгам Н.М. Метеновой .

Просмотр и обсуждение видео роликов Н.М. Метеновой «Я кричу на ребенка. Как воспитывать без крика»;

"Конфликт в семье (трогательный момент)"; "Если ребенок не хочет убирать игрушки. Что делать?" и т.д.

Выставка совместных работ "СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ": «Золотые руки мамочки».  

Просветительская работа (распространение буклетов) по теме «Секреты воспитания вежливого человека».

Организация совместного мероприятия с участие родителей и детей "Чистая территория детского сада"

Анализ практической деятельности и подведение итогов.

Заключительный

сентябрь 2021 – май 2022

- Обобщение опыта работы с семьями воспитанников и выступление на педсовете;

- Составление картотеки «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников».

Ожидаемые результаты:

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

- Разработка и апробирование новой технологии инновационной работы с родителями по авторским книгам Н.М. Метеновой.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к плану самообразования

Картотека

«Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

Название формы

Описание содержания

«Острое блюдо»

- Перечницы, внутри которых свёрнутые трубочкой «острые вопросы» (не более трёх), участники под музыку передают по кругу. Как только музыка обрывается, тот, у кого в данный момент находится перечница, открывает её и зачитывают вопрос. Родители дополняют и высказывают свою точку зрения.

- Ведущий бросает воздушные шары (внутри каждого – по одному вопросу) в зал и предлагает участникам проколоть шары и зачитать вопросы

«Передай карточку по кругу»

На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки и выражают согласие или несогласие с их точкой зрения.

Из глубин старины «Советы от Ивана да Марьи»

В народных костюмах они сидят у окна и делятся воспоминаниями о методах семейного воспитания в прошлом, рассказывают о приметах и поверьях, связанных с темой собрания, показывают игры, читают потешки и пословицы, поют колыбельные песни.

«А знаете ли вы, что…»

Ведущий зачитывает краткие сведения из области науки, законы, заповеди на заданную тему. Названная информация высвечивается на экране.

Работа с памятками

Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить те пункты и советы, которые используется ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают своё мнение по данному вопросу.

Инсценирование

Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, как положительного, так и отрицательного характера

«Ваши дети – наше мнение»

Каждому родителю важно мнение других о его ребёнке. Задача педагога – выдержать доброжелательный тон беседы.

Конкурс на лучшее название рисунка «Что бы это значило?»

Родителям предлагается подписать рисунок. Ведущая зачитывает ответы. Самому остроумному вручается приз.

ОКНО – очень короткие новости

В этой рубрике даются новости из области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей в нашей стране и за рубежом. На макете окна – новости, напечатанные крупно на листе бумаги.

Экзамен для родителей

Из портфеля желающие достают вопросы по теме собрания и отвечают на них. Ответы оценивают эксперты.

«Крик души»

На экране телевизора – название рубрики. За макетом герой (педагог, родитель, специалист) рассказывает о своей проблеме и просит совета.

Слово - эстафета

Игрушка передаётся по кругу, взяв её в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение (Мой ребёнок будет трудолюбив, если я…»)

Список литературы

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия, 2001 - 256 с.

2. Вахнина Н., Степанова А. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад.// Дошкольное воспитание. – 2007. - №5.

3. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.

4. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.

5. Метенова Н.М.:

- Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 32 с.

- Родителям о детям. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010. - 64 с.

- Педсовет: "Нравственное воспитание". Методическое пособие. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 64 с.

- День открытий. - Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 32 с.

- Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 64 с.

- Родительские собрания. Часть 2. Методика проведения. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2013. - 64 с.

- Уроки вежливости. Методическое пособие. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 64 с.

6. Шитова Е.В.'' Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет ''.Волгоград :Учитель,2009.-169с.

7. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях. Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1431682862&archive=&start_from=&ucat=&.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период....

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

 Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптацион...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к детскому саду

В роли процесса адаптации (приобщения) человека к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам выступает социализация, ограничивающаяся периодом взросления. Ребенок вступает в младший дошк...