Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Доценко Марина Анатольевна

   Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Автор статьи Доценко Марина Анатольевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

2014 год

Дошкольное детство-уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых-родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи [12].

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью [12].

   Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего и младшего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации.

Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни [21].

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в работе по успешной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении, по созданию благоприятных условий для развития, воспитания и обучения дошкольников. Взаимодействие строиться на установке партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в воспитании детей, создании атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, активизации и обогащении воспитательных умений родителей; поддержании их уверенности в собственных педагогических возможностях. В психологопедагогической литературе в большей степени были разработаны проблемы форм взаимодействия ДОУ и семьи. Чаще всего авторы обращают внимание на возможности родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, дней открытых дверей. Только в более современной литературе стали разрабатываться научно-теоретические основы организации взаимодействия семьи и ДОУ (В.К.Котырло, С.А.Ладывир, Т.А.Куликова, С.А.Козлова, Т.С.Комарова). Главным принципом взаимодействия авторы отмечают сотрудничество. Под сотрудничеством понимается добросовестное выполнение обеими сторонами присущих им функций в соответствии с теми общими требованиями, которые впоследствии будут предъявляться ребенку в школе. Условиями сотрудничества те же авторы определяют установки на совместную деятельность семьи и детского сада. Качество этой психологической в очень многом обуславливается психологическим доверием родителей к компетентности педагогического коллектива ДОУ. Целевую направленность взаимодействию семьи и ДОУ сообщает психолого - педагогическое просвещение родителей, осуществляемое детским садом. В содержание психолого - педагогического просвещения необходимо включать как общие проблемы, так и более частные проблемы: "вопросы» охраны жизни, укрепления здоровья, создания условий для правильного физического развития". Немаловажным условием взаимодействия ДОУ и семьи выступает активное включение в работу всех членов коллектива ДОУ и всех членов семьи воспитанника. Следующим условием является умелое сочетание разных форм сотрудничества,

Взрослые, воспитывающие детей младшего дошкольного возраста, должны иметь установку на взаимодействие, в центре внимания которой должен быть ребенок. В адаптационный период в детском саду проводятся следующие мероприятия:

а) Анкетирование (беседа) родителей с целью выявления родительского воспитательного заказа к ДОУ.

б) Компьютерная диагностика детей, поступающих в детский сад, с целью определения степени адаптации, выработка рекомендаций для родителей и воспитателей по смягчению адаптационного периода.

в)        Наблюдение за ребенком в период адаптации и после него (врач, психолог, мед.сестра, педагоги) с заполнением адаптационного листа.

Педагог должен иметь дифференцированный подход к работе с родителями, учитывая многоаспектную специфику каждой семьи.

Основными принципами взаимодействия ДОУ с семьей младшего дошкольника являются:

Максимальная работа с родителями, и полное их вовлечение в жизнь детского сада.

Создание таких условий, которые будут максимально приближены к домашним.

Единение требований к ребенку: режиму дня, питанию и др.

Педагогизация (взаимодействие педагогов ДОУ с семьей в формировании личности ребенка).

Сотрудничество семьи и специалистов ДОУ, их партнерство являющиеся ключевым моментом успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Специалисты ДОУ дают родителям полную непредвзятую информацию о пребывании ребенка в детском саду, его развитии.

Специалисты ДОУ готовы гибко и внимательно реагировать на появляющиеся у семей нужды и предложения.

Родители, воспитывающие ребенка младшего дошкольного возраста, должны знать возрастные особенности детей, а также понимать, что на данном этапе, вхождения ребенка в новый социальный круг, важным для ребенка является их поддержка, внимание и забота.

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка впроцессе его привыкания к условиям общественного воспитания [5].

Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка - это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком также. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работники трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем младшем и дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно [5].

Но все же, родителям рекомендуется не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад, ясли и таким образом, можно будет избежать неприятностей.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение включает:

Укрепление здоровья.

Формирование опыта и навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Приучение к режиму дня.

Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.

Формирование навыков самообслуживания; культурно-гигиенических навыков и привычек.

Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни [11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

2.Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.

3.Аксарина М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся отделений мед.сестер детских учреждений. - М.: Медицина, 1972.

4.Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. //Дошкольное воспитание. 1986, № 4.

5.Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2002. - №3. – С. 31-35.

6.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. - №1. - С.57-64.

7.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Логопедия». - М., 1998.

8.Большая Советская энциклопедия /Гл. ред. А.М.Прохоров, в 24 томах. - М. «Советская Энциклопедия», 1976. - Т. № 1.

9.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, Н.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. - М.: Просвещение, 1981.

10.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет.сада. /Под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1993.

11.Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1988, № 5.

12.Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. – Ставрополь, 1999. – 198 с.

13. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.

14. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.

15. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С. 18 – 21.

16. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского раз-вития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 204 с.

17. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 276с.

18.Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 1998, № 4.

19.Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? //Дошкольное воспитание. 1987, № 9.

20.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

21.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Владос, 2004. – 416 с.

22.Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37.

23.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

24.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред.пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.

25.Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка. //Дошкольное воспитание. 1982, № 8.

26.Лямина Г. Книга для воспитателей. //Дошкольное воспитание. 1984, № 2.

27.Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9.

28.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.: ил. - (се-рия "Учебник нового века".)

29. Мамланцева. К проблеме адаптации 3-х-летних детей к ДОУ//Вестник МГУ, серия 14. - 2003. - № 1 - с.60

30.Мышкис А. О некоторых вопросах адаптации. //Дошкольное воспитание. 1980, № 6.

31.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., стереотип. - М.: Изда-тельский центр "Академия", 2002. - 456 с.

32.Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования.

33.Николаева Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детско-го сада//Дошкольная педагогика. - 2004. - № 1. - с.27

34.Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. – 2000. - №3. – С.16-18.

35. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. – 1999. – №2. – С.17-22.

36. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998. – 342с.

37. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.

38. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.

39. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: книголюб, 2003. – 72с.

40. Самарина Л.В., Холопова В.А. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Сборник: воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 221с.

41. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.

42. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 221с.

43.Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. 1993, № 8.

44. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М., 1980. – 315с.

45. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С.46-51.

46. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста.

47.Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. //Психолог в детском саду. 2005, № 1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".

Ра    Данный проект поможет молодым специалистам  во взаимодействии со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...

Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...

«Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации детей»

Проблема взаимодействия детского сада с семьей была всегда актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл, в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Нарушены традиции, с...

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к детскому саду

В роли процесса адаптации (приобщения) человека к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам выступает социализация, ограничивающаяся периодом взросления. Ребенок вступает в младший дошк...