Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»
консультация на тему

Садовникова Татьяна Яковлевна

Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                              детский сад №29 «Рябинка»

Консультация для начинающих воспитателей

«Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Подготовила и провела

Воспитатель

Садовникова Т.Я.

Самым важным этапом успешной адаптации является подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически. На этот факт также обращают внимание различные исследователи. Родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни ребенка.

 Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Рекомендуется такой подход: «Родители, проходя мимо здания детского сада, могут рассказать ребенку как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Родители могут приходить на прогулку по территории дошкольного учреждения и находиться на участке группы, таким образом, ребенок, еще не входя в само здание, уже начнет привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Все это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней — как период ознакомления. С момента, когда ребенок начнет оставаться в группе без родителей, можно считать началом периода адаптации к условиям детского сада».

Первая сложность для ребенка в период адаптации – это остаться без родителей с «чужими людьми». При этом не играет роли, что родители рассказывали ребёнку о том, какие хорошие воспитатели будут у ребенка. Поэтому для педагога важно установить эмоциональный контакт с ребенком, стать человеком его ближайшего окружения. Но воспитатель не родственник и субординация, безусловно, должна присутствовать.

Различные психологи и педагоги часто подчеркивают: «объяснения ребенку, почему родители оставляют его в детском саду, такие как «нам надо на работу», «все дети ходят в детский сад» в корне не правильные. У ребенка возникает противоречие между «хочу» и «надо», а ведь взрослые должны создать условия, чтобы ребенок захотел посещать детский сад».

В работе с родителями педагогам ДОУ необходимо:

  1. Установить тесный контакт с родителями, который позволяет снять напряжение, тревожность за ребенка, сориентировать родителей на активное взаимодействие.
  2. Всегда находить время, чтобы поговорить с родителями.
  3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности, помогать развивать свои умения и таланты.
  4. Информирование родителей о процессе протекании адаптации (родительское собрание, индивидуальные беседы, стендовая консультация).

Правильный подход со стороны родителей должен быть таким: ребенку объясняют, что он идет в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время.  Он будет проводить время в отличной от домашней обстановки, играть со сверстниками, приобретать различные навыки продуктивной деятельности. То есть рисовать, лепить, петь, танцевать. Все это и многое другое ребенку удобнее делать в специальных условиях дошкольного учреждения, ведь для этого и создаётся развивающая среда.

 Развивающая среда в группе младшего дошкольного возраста должна быть насыщенной и отвечать всем потребностям ребенка; все, что находится в доступе для детей, способствует их развитию и конечно играет важную роль в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Для детей со сложной адаптацией рекомендуется брать с собой из дома любимую игрушку. Так у ребенка будет ощущение, что он не один, и постепенно ребенок все меньше будет проявлять интерес к своей игрушке, и когда этот интерес совсем пройдет, можно сказать, что ребёнок освоился и чувствует себя в дошкольном учреждении как дома.

 При проведении режимных моментов важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку, так как не у всех детей одинаково сформированы навыки самообслуживания, а дети не должны ждать. Помощник воспитателя здесь должен оказывать необходимую помощь, например, если одни дети помыли руки или оделись, то они не ждут остальных, а садятся за столы и получают завтрак. Чтобы привыкание к режимным моментам проходило быстрее, родители должны и в домашних условиях стараться только оказывать помощь детям, а не полностью одевать детей, поскольку это способствует развитию самостоятельности.

В период трех лет формируется желание к самостоятельной деятельности — «Я сам». Этот фактор необходимо задействовать и в период адаптации. Родителям необходимо хвалить и поощрять ребенка за проявления его самостоятельности. В психике ребенка формируется самосознание и первичная самооценка, поэтому в период адаптации ребенку необходима поддержка и одобрение со стороны взрослых. Психологические возрастные особенности детей - «кризис трех лет» - приходится учитывать и в период адаптации внимательно и с уважение относиться к формированию личности ребёнка.

Психологические аспекты периода адаптации детей к условиям детского сада возникают и у родителей. Родители, ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами. К тому же наступает момент сравнения своего ребенка с другими детьми.  Традиционные ошибки в воспитании – это сравнивать и оценивать своего ребенка с успехами другого недопустимо, ребенка сравнивать можно только с его собственными достижениями.

Игровая деятельность – ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, и эту психологическую особенность тоже необходимо использовать. Воспитатели сразу вовлекают детей в игру. В игре ребенок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока: поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей; нервно психическое развитие; черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки. Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребёнка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребёнку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны - воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша.  Различный характер реагирования на поступки ребёнка – также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.

Необходимыми условиями успешной адаптации ребенка к ДОУ являются: согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с ним в игры.

Существенна и важна линия взаимодействия на семью через ребенка, который делится со своими домочадцами своими позитивными эмоциями и впечатлениями, тем самым привлекая родителей к помощи и сотрудничеству в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

 Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие...

Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".

Ра    Данный проект поможет молодым специалистам  во взаимодействии со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...

Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...

Статья на тему: "Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ ".

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша....