Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".
проект (младшая группа) на тему

Ра    Данный проект поможет молодым специалистам  во взаимодействии со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения ребенком дошкольного учереждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervye_shagi_word.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания

 «ПЕРВЫЕ ШАГИ»

Составитель проекта:

воспитатель

 второй младшей группы

МБДОУ детский сад № 39

 Мягкова Наталья Васильевна

«Кто работает один – прибавляет,

Кто работает вместе – умножает»

(восточная мудрость).

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильнее питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт. Нередко отсутствие последнего из факторов становится причиной возникновения не только невротических, но и соматических заболеваний. В многочисленных исследованиях показано, что эмоциональный дискомфорт, страх, тревога и длительное разногласие на почве межличностных отношений могут привести повышенному выделению гормона кортизола, адреналина, норадреналина, что приводит к ослаблению иммунной системы, нарушению электролитного и водного баланса и, как следствие, ко многим заболеваниям. Бронхиальная астма, ожирение, сахарный диабет, простудные заболевания, головные боли – эти серьезные заболевания могут возникнуть по причинам, носящим психогенный характер (Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 1996.). Поэтому работа по созданию психологического комфорта для ребенка должна проводиться не менее скрупулезно  и последовательно, чем забота о его физическом благополучии  и первые шаги в этом направлении должны делаться как можно раньше.

Наш многолетний опыт работы в этом направлении позволил выработать алгоритм  взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного воспитания. На протяжении  ряда лет  работа по обеспечению условий  для создания комфортной среды развития ребенка и профилактики психосоматических заболеваний проводится в рамках проекта «Первые шаги» с родителями всех адаптационных групп.

Основанием для разработки проекта послужили нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность  дошкольного образовательного учреждения (закон РФ ФЗ-273 «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года») и результаты исследований современных педагогов и психологов, занимающихся проблемами дошкольного детства.

Цель проекта: профилактика психосоматических заболеваний у детей через оказание помощи семье в адаптации к условиям общественного воспитания.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представление родителей о специфике работы дошкольного учреждения, целях и задачах его взаимодействия с семей;
  • Вызвать у родителей желание сотрудничать для решения задач всестороннего развития ребенка;
  • Повысить компетентность родителей в вопросах психологического, физического и интеллектуального развития детей.

Направления реализации проекта. Работа, проводимая дошкольным учреждением в рамках данного проекта, направлена на тесное взаимодействие со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения ребенком дошкольного учреждения.

Содержание  проекта представлено четырьмя составляющими (этапы реализации проекта).

  1. Индивидуальное консультирование семьи по проблемам адаптации.
  2. Тренинг «Знакомство» с родителями адаптационных групп.
  3. «Игротека для родителей».
  4. Групповое родительское собрание «Наши традиции».

I этап. Знакомство с родителями и ребенком в рамках первичного  консультирования семьи и последующих наблюдений  за ребенком (результаты фиксируются педагогом-психологом в «Журнале учета детей  адаптационных групп» и используются в дальнейшей работе) проводится по мере поступления детей дошкольное учреждение (июль – октябрь).

Задачи этого этапа взаимодействия.

  1. Познакомиться с социальной ситуацией развития ребенка, его индивидуальными особенностями (эмоционально – волевой и познавательные аспекты);
  2. Выработать индивидуальную тактику взаимодействия с семьей с учетом состава семьи, особенностей внутрисемейных отношений, стиля семейного воспитания.

II этап. Тренинг «Знакомство» поводится  с родителями каждой из адаптационных групп по мере комплектования (как правило, июнь, июль). Считаем важным, чтобы первое родительское собрание проводилось не педагогами групп, а «третьим лицом» (социальным педагогом, педагогом-психологом, представителями администрации и т.д.) что способствует созданию равных условий для педагогов и родителей. Важно также, чтобы оно проходило в нетрадиционной форме с использованием методов и приемов, активизирующих родителей и снижающих их тревогу по поводу происходящих в жизни семьи перемен. Поэтому первое родительское собрание проходит в форме тренинга, ведущим которого является педагог-психолог. Педагоги принимают участие в тренинге вместе с родителями, как равные участники. В ходе всего общения фрагментарно используется музыка, как приятный фон для отдельных видов деятельности.

        Задачи этого этапа взаимодействия.

  1. Способствовать налаживанию тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением;
  2. Стимулировать активное взаимодействие между родителями.

Подготовительная работа. Педагоги группы изготавливают красочные пригласительные билеты и вручают их каждой семье. Родители готовят «Визитную карточку семьи» и приносят её на тренинг. В качестве подарка администрация дошкольного учреждения или педагог-психолог оформляют в виде подарочной открытки  Памятки для родителей «Правильная тактика взаимодействия с ребенком, начавшим посещать детский сад».

Этапы проведения тренинга «Знакомство».

            1.Встреча с педагогом-психологом. Вступительное слово психолога (создание мотивационной основы предстоящей деятельности). Родители, по мере прихода, рисуют импровизированные бейджи и закрепляют на одежде.

  • Все дети в дошкольном учреждении находятся в равных условиях, но к концу дошкольного детства достигают разного уровня развития. Одна из причин  - разная степень участия родителей в воспитании и обучении ребенка. Следовательно, уделяя внимание ребенку, вы повышаете его шансы на эффективное и всестороннее развитие.
  • Теперь, когда ребенок  стал посещать дошкольное учреждение, у вас гораздо меньше времени остается на непосредственное общение с ним, значит нужно постараться организовать общение опосредованное. Для этого нужно как можно больше знать о жизни ребенка вне стен вашего дома: имена детей в группе, особенности характера отдельных детей, чем занимаются дети в детском саду долгого дня, кроме того, что спят и кушают и прочее. Следовательно, нам с вами нужно как можно больше общаться друг с другом, чтобы больше знать друг о друге.
  • В вопросах воспитания существуют объективные и субъективные знания. Первые мы получаем из книг и средств массовой информации, вторые из личного опыта. Только в ходе живого общения с ребенком можно научиться понимать его и помочь научиться понимать вас, - это важное условие налаживания бесконфликтного общения с ребенком. Следовательно, нужно постоянно приобретать новый опыт общения с ребенком с учетом изменений, происходящих в нем каждый день.

       2. Игра «Бантик» используется для   создания непринужденной обстановки и снятия напряжения у родителей. Участники делятся на пары, чтобы завязать бантик, используя по одной руке каждого участника в паре. По окончании делятся впечатлениями от работы.

       3. Знакомство проходит в форме представления себя и презентации «Визитной карточки семьи». Содержание информации определяют сами родители. Возможные вопросы: - Кто еще есть в семье? – Как проводите досуг? – Чем гордитесь? – Есть ли традиции? – Строгие ли вы родители?

     

   4. Коллективная работа «Создаем уют».

                Заранее готовятся изобразительные средства (фломастеры, карандаши, краски, кисти); клей, плоскостные изображения предметов мебели, элементов интерьера, игрушек; схематическое изображение групповой комнаты (на большом ватмане).

                Ведущий говорит о том, что педагоги, такие же люди, как каждый из родителей и каждого из них только две пары рук. Поэтому очень желательно, чтобы в создании комфортных условий для ребятишек принимали участие все родители. Как и что мы будем делать в группе на практике, определимся позже, а сегодня давайте помечтаем о том, как бы вы хотели, чтобы выглядела наша группа, группа, в которой ваши ребятишки проводят по 10 часов в сутки.

                Планирование работы и практическое выполнение занимает 20-30 минут. Обсуждение результатов работы и самого процесса. – Что было трудно? -  Что понравилось? – Что помогало в работе?

                5. Подарки. Каждой семье дарятся памятки «Правильная тактика взаимодействия с ребенком, начавшим посещать детский сад».

            6. Первое фото в «Семейный альбом». Делается  общая фотография участников тренинга на фоне совместно сделанной работы.

            7. Получение обратной связи. Применение невербальных форм взаимодействия («Почта доверия», «Вопрос-ответ и т.д.)

  III этап. Игротека для родителей проводится воспитателем в декабре с родителями каждой из адаптационных групп отдельно.

    Задачи этого этапа взаимодействия.

  1. Сформировать представление о роли игры в развитии ребенка и значении совместной с взрослыми деятельности;
  2. Обучить родителей несложным совместным играм для детей  младшего возраста.

                Подготовительная работа. Педагоги группы организуют выставку детских  игрушек и игрушек – самоделок, изготовленных руками родителей и педагогов, с подробными комментариями по их использованию. В «Родительском уголке» консультация на тему: «Какие игрушки нужны детям». Педагоги групп изготавливают красочные приглашения под девизом «Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!». Педагог готовит необходимое оборудование для  каждой из запланированных игр и проводит видеосъемку игровой деятельности детей в группе. В качестве подарка родителям готовятся заранее изготовленные настольные игры, с которыми они знакомятся на Игротеке и будут использовать в домашних условиях.

                Этапы проведения «Игротеки».

1.Вступительное слово педагога о значении игры как ведущей деятельности в развитии ребенка (формирование мотивационной основы деятельности у участников «Игротеки»).

  • Играя, ребенок знакомится с сенсорными эталонами: цвет, форма, размер.
  • Учится сосредотачиваться, понимать речь взрослого, взаимодействовать с другими людьми.
  • У ребенка развивается память, мышление, воображение, формируется пассивный и активный словарь.
  • В игре происходит развитие крупной и мелкой моторики.
  • Первые, даже самые незначительные успехи в игре формируют у ребенка желание что-то делать и уверенность в своих силах, высокую самооценку.
  • Основным источником радости для ребенка является совместная с взрослым деятельность и самая интересная и ценная в познавательном отношении деятельность – это игра.

2.Беседа с  родителями. – Что  Вы помните об играх своего детства? В какие игры Вы любили играть? – Почему? – В какие игры играете с ребенком? – В какое время? -  Как проводите вечера и выходные дни?

3.Демонстрация видеозаписи игровой деятельности детей в группе. Комментарии психолога: особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

4.Знакомство родителей с некоторыми играми в форме их непосредственного проигрывании. В каждой игре принимает участие психолог (в роли взрослого) и один или несколько родителей (родители меняются в каждой игре).

5.Свободное общение с родителями по их желанию, получение обратной связи.

      IV этап. Родительское собрание  «Наши традиции» проводят педагоги групп  в апреле.

 Задачи:

  1. Расширять представление родителей  о содержании и формах работы дошкольного учреждения;
  2. Формировать интерес к учебно-воспитательному процессу и ответственность за его результат.

        Подготовительная работа. Педагог проводит анкетирование родителей. Педагоги готовят на каждого родителя медаль с надписью «Почетный Садовник» и красочные пригласительные открытки для каждой семьи; организуют видеосъемку различных видов деятельности детей: занятия, прогулка, одевание и пр.

                Этапы проведения родительского собрания.

        1.Экскурсия по детскому саду: посещение мастерской художественного труда, изостудии, выставочного зала, музыкального и спортивного залов. Комментарии специалистов дополнительного образования о задачах и содержании своей работы излагаются в форме представления традиций дошкольного учреждения (с какого возраста начинаются занятия этим видом деятельности, цель работы на каждом этапе, участие родителей и пр.)

        2. Информационная справка о деятельности дошкольного учреждения (традиции детского сада). Представляет заместитель заведующего по методической работе.

        3. Показ фрагментов различных видов деятельности детей группы, сопровождающийся комментариями  педагогов: что происходит, цели и задачи деятельности, перспективы работы в этом направлении в следующем учебном году.

        4. «Круглый стол». Высказывания родителей  и педагогов с целью подведения итогов адаптации: какие трудности испытала семья? – Что помогало с ними справиться? – Чему научился ребенок за прошедший период? – Чему научились Вы? – Что пожелали бы тем, кто придет к нам после вас?

        5. Вручение медали родителям  как подтверждение успешно пройденной семьей адаптации.

        Выводы: В ходе осуществления данного проекта существенно расширяются представления родителей об особенностях психофизического развития ребенка на данном возрастном этапе; формируется умение родителей качественно и продуктивно строить взаимодействие со своим ребенком; уточняются знания родителей о целях, содержании и формах общения сотрудников дошкольного учреждения с ребенком. Это повышает педагогическую компетентность родителей и вызывает желание сотрудничать со специалистами дошкольного учреждения для решения задач всестороннего развития ребенка. Подтверждением результативности проводимой работы служат показатели измерения успешности адаптационного периода, проводимые педагогом-психологом. позволяющие констатировать позитивную динамику в адаптации детей к условиям дошкольного учреждения за последние три года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

 Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие...

План работы педагога-психолога МБДОУ в период адаптации детей к условиям ДОУ

Создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям ДОУ...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...

Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...

Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...