Картотека игр для развития эмоционально- волевой сферы у дошкольников 5-6 лет с ЗПР
картотека по психологии (старшая группа)

Игры для дошкольников 5–6 лет, направленных на обучение саморегуляции:

 

  • «Летает — не летает». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов. Дети встают в круг, педагог называет разные слова. Если названное существо способно летать, то дети поднимают руки вверх, если нет — не совершают никаких движений. 
  • «Море волнуется». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения. Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. По команде педагога «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — замри!» дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри». 
  • «Клубочек». Цель — развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения. Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это волшебный клубочек, и как только дети начинают его сматывать, сразу же успокаиваются. 
  • «Минута тишины». Цель — развитие самоконтроля, временного восприятия. Детям предлагается точно одну минуту посидеть в тишине, при этом никто не должен разговаривать, ходить по группе тоже запрещается. 
  • «Кричалки — шепталки — молчалки». Цель — развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции. Необходимы три силуэта ладони из разноцветного картона: красный, жёлтый, зелёный. Это — сигналы. Когда педагог поднимает зелёную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтую — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; красную — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. 
  • «Важные хлопки». Цель — тренировка внимания и обучение контролю двигательной активности. Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, дети должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). Если ведущий хлопнет три раза, дети возобновляют ходьбу.

 

 

 

 

 

Упражнения для мышечного расслабления:

  • «Крылья бабочки». Упражнение выполняется сидя. Нужно поднять руки вверх, согнуть их в локтях и сомкнуть пальцы в замок на затылке. На вдохе развести локти максимально в стороны, раскрывая грудную клетку и сводя лопатки друг к другу. На выдохе свести локти перед лицом, округляя и раздвигая лопатки в стороны. 
  •  «Сосулька». Нужно вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что тело — сосулька, все мышцы напряжены. Зафиксировать это положение на 1–2 минуты. Затем представить, что выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук и сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги.  
  • «Насос и мяч». Играют двое: один — «большой надувной мяч», другой — «насос», который надувает этот «мяч». « Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). « Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается всё больше. Когда «мяч» надут, «насос» перестаёт накачивать, и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякает и возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями. 
  • «Водопад». Нужно представить, что человек стоит возле водопада, где вместо воды падает мягкий белый свет. Необходимо почувствовать, как этот свет струится по голове: льётся по лбу, затем по лицу, по шее, помогает плечам стать мягкими и расслабленными.
  • «Ласковые лапки». Цель — снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие. На стол выкладывают 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д.. Ребёнку предлагают оголить руку по локоть. Затем объясняют, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Нужно с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке — отгадать предмет.  
  • «Штанга». Цель — расслабить мышцы рук и спины. Ребёнку предлагают представить, что на полу лежит тяжёлая штанга. Нужно сделать вдох, оторвать штангу от пола на вытянутых руках, приподнять её. Затем выдохнуть, бросить штангу на пол, отдохнуть.  
  •  «Давайте поздороваемся». Цель — снять мышечное напряжение, переключить внимание. По сигналу ведущего дети начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определённым образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.

 

 

 

Игр и упражнений для работы с гневом:

  • «Рубка дров». Игра помогает избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости. Нужно изобразить процесс рубки дров, при этом рекомендуется выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. 
  • «Маленькое приведение». Игра учит в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Участники играют роль маленьких добрых приведений и по хлопку ведущего делают определённые движения руками и произносят звук «У». 
  • «Колотим воздух». Упражнение направлено на выплеск гнева и снятие напряжения. Нужно кулачками, руки вытянуты перед собой, совершать движения вверх-вниз. 
  • «Бой воздушными шарами». Игра помогает выплеснуть гнев и снять напряжение. У участников шары или пластиковые бутылки, они ведут бой, но по сигналу останавливаются. 
  • «Прогони Бабу-Ягу». Упражнение помогает ребёнку проявить его агрессию в конструктивных целях. Нужно представить, что на стул залезла Баба-Яга, и её надо прогнать. Для этого нужно покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками. 
  • «Сердитый журнал». Упражнение направлено на осознание и оценку собственного агрессивного поведения, его основных проявлений, целей и последствий. Нужно вспомнить ситуации, в которых человек вёл себя агрессивно, и проанализировать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игр и упражнений, которые помогают формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию у дошкольников :

  • «Чувственное зеркало». Нужно сесть лицом к лицу с участником и попросить его повторить эмоции и выражения лица, когда демонстрируются различные чувства, например радость, грусть, страх или удивление. Затем участник берёт на себя роль лидера и демонстрирует свои эмоции, а другой человек служит ему «зеркалом». 
  • «Книга чувств». Нужно создать «книгу чувств», в которой будут изображены различные ситуации и эмоции. Участники рассматривают изображения и описывают, какие чувства они вызывают у персонажей на картинках. Также обсуждают, какие реакции были бы адекватными в таких ситуациях и почему. 
  • «Понятие перспективы». Участникам предлагают представить себя на месте другого человека в различных ситуациях. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у этого человека, и почему. 1
  • «Эмоциональный детектив». Подготавливают карточки с различными эмоциями (радость, грусть, страх, злость и т. д.). Участники выбирают карточку и действуют в соответствии с эмоцией, которая на ней изображена. Другие участники должны угадать, какая эмоция изображена на карточке. 1
  • «Эмпатический рисунок». Участникам предлагают нарисовать ситуацию, в которой они помогают кому-то другому. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у персонажей на рисунке, и почему помощь важна. 1
  • «Пойми персонажа». Упражнение выполняется в группе. Каждый участник выбирает кого-то из присутствующих, внимательно наблюдает за ним, записывает настроение и переживания. Затем все по очереди зачитывают текст. Тот человек, о котором ведётся рассказ, должен подтвердить или опровергнуть выводы о своём состоянии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для дошкольников 5–6 лет, направленных на обучение саморегуляции:

  • «Летает — не летает». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов. Дети встают в круг, педагог называет разные слова. Если названное существо способно летать, то дети поднимают руки вверх, если нет — не совершают никаких движений. 
  • «Море волнуется». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения. Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. По команде педагога «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — замри!» дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри». 
  • «Клубочек». Цель — развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения. Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это волшебный клубочек, и как только дети начинают его сматывать, сразу же успокаиваются. 
  • «Минута тишины». Цель — развитие самоконтроля, временного восприятия. Детям предлагается точно одну минуту посидеть в тишине, при этом никто не должен разговаривать, ходить по группе тоже запрещается. 
  • «Кричалки — шепталки — молчалки». Цель — развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции. Необходимы три силуэта ладони из разноцветного картона: красный, жёлтый, зелёный. Это — сигналы. Когда педагог поднимает зелёную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтую — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; красную — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. 
  • «Важные хлопки». Цель — тренировка внимания и обучение контролю двигательной активности. Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, дети должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). Если ведущий хлопнет три раза, дети возобновляют ходьбу.

Упражнения для мышечного расслабления:

  • «Крылья бабочки». Упражнение выполняется сидя. Нужно поднять руки вверх, согнуть их в локтях и сомкнуть пальцы в замок на затылке. На вдохе развести локти максимально в стороны, раскрывая грудную клетку и сводя лопатки друг к другу. На выдохе свести локти перед лицом, округляя и раздвигая лопатки в стороны. 
  •  «Сосулька». Нужно вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что тело — сосулька, все мышцы напряжены. Зафиксировать это положение на 1–2 минуты. Затем представить, что выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук и сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги.  
  • «Насос и мяч». Играют двое: один — «большой надувной мяч», другой — «насос», который надувает этот «мяч». « Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). « Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается всё больше. Когда «мяч» надут, «насос» перестаёт накачивать, и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякает и возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями. 
  • «Водопад». Нужно представить, что человек стоит возле водопада, где вместо воды падает мягкий белый свет. Необходимо почувствовать, как этот свет струится по голове: льётся по лбу, затем по лицу, по шее, помогает плечам стать мягкими и расслабленными.
  • «Ласковые лапки». Цель — снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие. На стол выкладывают 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д.. Ребёнку предлагают оголить руку по локоть. Затем объясняют, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Нужно с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке — отгадать предмет.  
  • «Штанга». Цель — расслабить мышцы рук и спины. Ребёнку предлагают представить, что на полу лежит тяжёлая штанга. Нужно сделать вдох, оторвать штангу от пола на вытянутых руках, приподнять её. Затем выдохнуть, бросить штангу на пол, отдохнуть.  
  •  «Давайте поздороваемся». Цель — снять мышечное напряжение, переключить внимание. По сигналу ведущего дети начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определённым образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.

Игр и упражнений для работы с гневом:

  • «Рубка дров». Игра помогает избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости. Нужно изобразить процесс рубки дров, при этом рекомендуется выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. 
  • «Маленькое приведение». Игра учит в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Участники играют роль маленьких добрых приведений и по хлопку ведущего делают определённые движения руками и произносят звук «У». 
  • «Колотим воздух». Упражнение направлено на выплеск гнева и снятие напряжения. Нужно кулачками, руки вытянуты перед собой, совершать движения вверх-вниз. 
  • «Бой воздушными шарами». Игра помогает выплеснуть гнев и снять напряжение. У участников шары или пластиковые бутылки, они ведут бой, но по сигналу останавливаются. 
  • «Прогони Бабу-Ягу». Упражнение помогает ребёнку проявить его агрессию в конструктивных целях. Нужно представить, что на стул залезла Баба-Яга, и её надо прогнать. Для этого нужно покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками. 
  • «Сердитый журнал». Упражнение направлено на осознание и оценку собственного агрессивного поведения, его основных проявлений, целей и последствий. Нужно вспомнить ситуации, в которых человек вёл себя агрессивно, и проанализировать их.

игр и упражнений, которые помогают формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию у дошкольников :

  • «Чувственное зеркало». Нужно сесть лицом к лицу с участником и попросить его повторить эмоции и выражения лица, когда демонстрируются различные чувства, например радость, грусть, страх или удивление. Затем участник берёт на себя роль лидера и демонстрирует свои эмоции, а другой человек служит ему «зеркалом». 
  • «Книга чувств». Нужно создать «книгу чувств», в которой будут изображены различные ситуации и эмоции. Участники рассматривают изображения и описывают, какие чувства они вызывают у персонажей на картинках. Также обсуждают, какие реакции были бы адекватными в таких ситуациях и почему. 
  • «Понятие перспективы». Участникам предлагают представить себя на месте другого человека в различных ситуациях. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у этого человека, и почему. 1
  • «Эмоциональный детектив». Подготавливают карточки с различными эмоциями (радость, грусть, страх, злость и т. д.). Участники выбирают карточку и действуют в соответствии с эмоцией, которая на ней изображена. Другие участники должны угадать, какая эмоция изображена на карточке. 1
  • «Эмпатический рисунок». Участникам предлагают нарисовать ситуацию, в которой они помогают кому-то другому. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у персонажей на рисунке, и почему помощь важна. 1
  • «Пойми персонажа». Упражнение выполняется в группе. Каждый участник выбирает кого-то из присутствующих, внимательно наблюдает за ним, записывает настроение и переживания. Затем все по очереди зачитывают текст. Тот человек, о котором ведётся рассказ, должен подтвердить или опровергнуть выводы о своём состоянии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.

Предложен практический материал по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет....

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.

Картотека является подборкой игр и упражнений удобных для использования в повседневной деятельности детей....

Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников

В картотеке игр на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников подобраны игры для детей от 3 до 8 лет...

Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников.

Игры имеют наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми, малыши приучаются действовать согласованно, учатся  уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. Они осваив...