Картотека игр для развития эмоционально- волевой сферы у дошкольников 5-6 лет с ЗПР
картотека по психологии (старшая группа)
Игры для дошкольников 5–6 лет, направленных на обучение саморегуляции:
- «Летает — не летает». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов. Дети встают в круг, педагог называет разные слова. Если названное существо способно летать, то дети поднимают руки вверх, если нет — не совершают никаких движений.
- «Море волнуется». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения. Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. По команде педагога «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — замри!» дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
- «Клубочек». Цель — развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения. Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это волшебный клубочек, и как только дети начинают его сматывать, сразу же успокаиваются.
- «Минута тишины». Цель — развитие самоконтроля, временного восприятия. Детям предлагается точно одну минуту посидеть в тишине, при этом никто не должен разговаривать, ходить по группе тоже запрещается.
- «Кричалки — шепталки — молчалки». Цель — развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции. Необходимы три силуэта ладони из разноцветного картона: красный, жёлтый, зелёный. Это — сигналы. Когда педагог поднимает зелёную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтую — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; красную — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
- «Важные хлопки». Цель — тренировка внимания и обучение контролю двигательной активности. Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, дети должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). Если ведущий хлопнет три раза, дети возобновляют ходьбу.
Упражнения для мышечного расслабления:
- «Крылья бабочки». Упражнение выполняется сидя. Нужно поднять руки вверх, согнуть их в локтях и сомкнуть пальцы в замок на затылке. На вдохе развести локти максимально в стороны, раскрывая грудную клетку и сводя лопатки друг к другу. На выдохе свести локти перед лицом, округляя и раздвигая лопатки в стороны.
- «Сосулька». Нужно вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что тело — сосулька, все мышцы напряжены. Зафиксировать это положение на 1–2 минуты. Затем представить, что выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук и сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги.
- «Насос и мяч». Играют двое: один — «большой надувной мяч», другой — «насос», который надувает этот «мяч». « Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). « Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается всё больше. Когда «мяч» надут, «насос» перестаёт накачивать, и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякает и возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
- «Водопад». Нужно представить, что человек стоит возле водопада, где вместо воды падает мягкий белый свет. Необходимо почувствовать, как этот свет струится по голове: льётся по лбу, затем по лицу, по шее, помогает плечам стать мягкими и расслабленными.
- «Ласковые лапки». Цель — снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие. На стол выкладывают 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д.. Ребёнку предлагают оголить руку по локоть. Затем объясняют, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Нужно с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке — отгадать предмет.
- «Штанга». Цель — расслабить мышцы рук и спины. Ребёнку предлагают представить, что на полу лежит тяжёлая штанга. Нужно сделать вдох, оторвать штангу от пола на вытянутых руках, приподнять её. Затем выдохнуть, бросить штангу на пол, отдохнуть.
- «Давайте поздороваемся». Цель — снять мышечное напряжение, переключить внимание. По сигналу ведущего дети начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определённым образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.
Игр и упражнений для работы с гневом:
- «Рубка дров». Игра помогает избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости. Нужно изобразить процесс рубки дров, при этом рекомендуется выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно.
- «Маленькое приведение». Игра учит в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Участники играют роль маленьких добрых приведений и по хлопку ведущего делают определённые движения руками и произносят звук «У».
- «Колотим воздух». Упражнение направлено на выплеск гнева и снятие напряжения. Нужно кулачками, руки вытянуты перед собой, совершать движения вверх-вниз.
- «Бой воздушными шарами». Игра помогает выплеснуть гнев и снять напряжение. У участников шары или пластиковые бутылки, они ведут бой, но по сигналу останавливаются.
- «Прогони Бабу-Ягу». Упражнение помогает ребёнку проявить его агрессию в конструктивных целях. Нужно представить, что на стул залезла Баба-Яга, и её надо прогнать. Для этого нужно покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
- «Сердитый журнал». Упражнение направлено на осознание и оценку собственного агрессивного поведения, его основных проявлений, целей и последствий. Нужно вспомнить ситуации, в которых человек вёл себя агрессивно, и проанализировать их.
игр и упражнений, которые помогают формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию у дошкольников :
- «Чувственное зеркало». Нужно сесть лицом к лицу с участником и попросить его повторить эмоции и выражения лица, когда демонстрируются различные чувства, например радость, грусть, страх или удивление. Затем участник берёт на себя роль лидера и демонстрирует свои эмоции, а другой человек служит ему «зеркалом».
- «Книга чувств». Нужно создать «книгу чувств», в которой будут изображены различные ситуации и эмоции. Участники рассматривают изображения и описывают, какие чувства они вызывают у персонажей на картинках. Также обсуждают, какие реакции были бы адекватными в таких ситуациях и почему.
- «Понятие перспективы». Участникам предлагают представить себя на месте другого человека в различных ситуациях. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у этого человека, и почему. 1
- «Эмоциональный детектив». Подготавливают карточки с различными эмоциями (радость, грусть, страх, злость и т. д.). Участники выбирают карточку и действуют в соответствии с эмоцией, которая на ней изображена. Другие участники должны угадать, какая эмоция изображена на карточке. 1
- «Эмпатический рисунок». Участникам предлагают нарисовать ситуацию, в которой они помогают кому-то другому. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у персонажей на рисунке, и почему помощь важна. 1
- «Пойми персонажа». Упражнение выполняется в группе. Каждый участник выбирает кого-то из присутствующих, внимательно наблюдает за ним, записывает настроение и переживания. Затем все по очереди зачитывают текст. Тот человек, о котором ведётся рассказ, должен подтвердить или опровергнуть выводы о своём состоянии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для дошкольников 5–6 лет, направленных на обучение саморегуляции:
- «Летает — не летает». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов. Дети встают в круг, педагог называет разные слова. Если названное существо способно летать, то дети поднимают руки вверх, если нет — не совершают никаких движений.
- «Море волнуется». Цель — развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения. Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. По команде педагога «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — замри!» дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
- «Клубочек». Цель — развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения. Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это волшебный клубочек, и как только дети начинают его сматывать, сразу же успокаиваются.
- «Минута тишины». Цель — развитие самоконтроля, временного восприятия. Детям предлагается точно одну минуту посидеть в тишине, при этом никто не должен разговаривать, ходить по группе тоже запрещается.
- «Кричалки — шепталки — молчалки». Цель — развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции. Необходимы три силуэта ладони из разноцветного картона: красный, жёлтый, зелёный. Это — сигналы. Когда педагог поднимает зелёную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтую — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; красную — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
- «Важные хлопки». Цель — тренировка внимания и обучение контролю двигательной активности. Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, дети должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). Если ведущий хлопнет три раза, дети возобновляют ходьбу.
Упражнения для мышечного расслабления:
- «Крылья бабочки». Упражнение выполняется сидя. Нужно поднять руки вверх, согнуть их в локтях и сомкнуть пальцы в замок на затылке. На вдохе развести локти максимально в стороны, раскрывая грудную клетку и сводя лопатки друг к другу. На выдохе свести локти перед лицом, округляя и раздвигая лопатки в стороны.
- «Сосулька». Нужно вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что тело — сосулька, все мышцы напряжены. Зафиксировать это положение на 1–2 минуты. Затем представить, что выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук и сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги.
- «Насос и мяч». Играют двое: один — «большой надувной мяч», другой — «насос», который надувает этот «мяч». « Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). « Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается всё больше. Когда «мяч» надут, «насос» перестаёт накачивать, и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякает и возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
- «Водопад». Нужно представить, что человек стоит возле водопада, где вместо воды падает мягкий белый свет. Необходимо почувствовать, как этот свет струится по голове: льётся по лбу, затем по лицу, по шее, помогает плечам стать мягкими и расслабленными.
- «Ласковые лапки». Цель — снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие. На стол выкладывают 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д.. Ребёнку предлагают оголить руку по локоть. Затем объясняют, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Нужно с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке — отгадать предмет.
- «Штанга». Цель — расслабить мышцы рук и спины. Ребёнку предлагают представить, что на полу лежит тяжёлая штанга. Нужно сделать вдох, оторвать штангу от пола на вытянутых руках, приподнять её. Затем выдохнуть, бросить штангу на пол, отдохнуть.
- «Давайте поздороваемся». Цель — снять мышечное напряжение, переключить внимание. По сигналу ведущего дети начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определённым образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.
Игр и упражнений для работы с гневом:
- «Рубка дров». Игра помогает избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости. Нужно изобразить процесс рубки дров, при этом рекомендуется выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно.
- «Маленькое приведение». Игра учит в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Участники играют роль маленьких добрых приведений и по хлопку ведущего делают определённые движения руками и произносят звук «У».
- «Колотим воздух». Упражнение направлено на выплеск гнева и снятие напряжения. Нужно кулачками, руки вытянуты перед собой, совершать движения вверх-вниз.
- «Бой воздушными шарами». Игра помогает выплеснуть гнев и снять напряжение. У участников шары или пластиковые бутылки, они ведут бой, но по сигналу останавливаются.
- «Прогони Бабу-Ягу». Упражнение помогает ребёнку проявить его агрессию в конструктивных целях. Нужно представить, что на стул залезла Баба-Яга, и её надо прогнать. Для этого нужно покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
- «Сердитый журнал». Упражнение направлено на осознание и оценку собственного агрессивного поведения, его основных проявлений, целей и последствий. Нужно вспомнить ситуации, в которых человек вёл себя агрессивно, и проанализировать их.
игр и упражнений, которые помогают формировать способность к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию у дошкольников :
- «Чувственное зеркало». Нужно сесть лицом к лицу с участником и попросить его повторить эмоции и выражения лица, когда демонстрируются различные чувства, например радость, грусть, страх или удивление. Затем участник берёт на себя роль лидера и демонстрирует свои эмоции, а другой человек служит ему «зеркалом».
- «Книга чувств». Нужно создать «книгу чувств», в которой будут изображены различные ситуации и эмоции. Участники рассматривают изображения и описывают, какие чувства они вызывают у персонажей на картинках. Также обсуждают, какие реакции были бы адекватными в таких ситуациях и почему.
- «Понятие перспективы». Участникам предлагают представить себя на месте другого человека в различных ситуациях. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у этого человека, и почему. 1
- «Эмоциональный детектив». Подготавливают карточки с различными эмоциями (радость, грусть, страх, злость и т. д.). Участники выбирают карточку и действуют в соответствии с эмоцией, которая на ней изображена. Другие участники должны угадать, какая эмоция изображена на карточке. 1
- «Эмпатический рисунок». Участникам предлагают нарисовать ситуацию, в которой они помогают кому-то другому. Затем обсуждают, какие чувства и мысли могут быть у персонажей на рисунке, и почему помощь важна. 1
- «Пойми персонажа». Упражнение выполняется в группе. Каждый участник выбирает кого-то из присутствующих, внимательно наблюдает за ним, записывает настроение и переживания. Затем все по очереди зачитывают текст. Тот человек, о котором ведётся рассказ, должен подтвердить или опровергнуть выводы о своём состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.
Предложен практический материал по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет....
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.
Картотека является подборкой игр и упражнений удобных для использования в повседневной деятельности детей....

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.
Игры на развитие эмоциональной сферы....

Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
В картотеке игр на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников подобраны игры для детей от 3 до 8 лет...
Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников.
Игры имеют наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми, малыши приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. Они осваив...
