Мастер - класс.Тема: "Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками"
методическая разработка по психологии

Сусликова Ирина Сергеевна

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, распространение нетрадиционных методов и форм в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Октябрьский детский сад «Сказка»

Мастер-класс  «Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками»

Подготовила педагог-психолог

первой квалификационной категории:

 Сусликова Ирина Сергеевна

с.Октябрьское 2024-2025 учебный год

Мастер-класс  «Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, распространение нетрадиционных методов и форм в работе с детьми.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
  2. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
  3. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста для развития социально-коммуникативных навыков и основных психических процессов.

Прогнозируемый результат мастер-класса: 

  • Получение воспитателями представления о методике проведения и выполнения кинезиологических упражнений;
  • Ознакомление педагогов с разнообразием нейропсихологических игр разной направленности;
  • Внедрение в образовательный процесс методов и приёмов нейроигр для активации психологических процессов и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников.

Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу ведущего мастер-класса, игровой метод.

Материалы и оборудование: карандаши, маркеры, мячи, бумага, куб.

План проведения мастер-класса:

1 этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

2 этап. Практический.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

1 этап. Вводный.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы и провести  мастер-класс по теме «Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками».

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. 

Сегодня, я хочу рассказать вам о нейройграх. И так, что же такое нейроигры? Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой.

Нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания.

Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие развитие психических процессов.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

2 этап. Практический.

  1. Нейроигра «Кулак, ребро, ладонь»  (разминка на месте)

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.)

Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух.

  1. Нейроигра  – «Рисование обеими руками».

Данное упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание новых знаний.

Приглашаются двое участников

Задание 1. Уважаемы коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно двумя руками зеркально симметричные волнистые линии.  А теперь правой  рукой нарисуйте волнистую линию, а левой рукой зигзагообразную.

Приглашаются  несколько участников

  1. Нейроигра  «Хлоп–Шлеп-Топ» детям предложили нейропсихологические игры и упражнения на соотнесение знаковой системы и движений.

  1. Нейроигра  «Мячики» 

Нейропсихологические игры и упражнения на кординацию  перекрестных  движений.

  1.  «Мяч по кругу»;
  2. «Мяч за головой»;
  3. «Мяч и скрещенные руки».

  1. Мастер – класс по изготовлению нейроигры.

Цель: знакомство с созданием нейропсихологической игры дошкольного возраста.

Задачи: расширять знания в области педагогики; научить создавать нейроигры из подручных средств и применять их.

Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.

Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие, взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться

ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка.

В современном мире существует великое множество разных игр – настольно-

печатные (лото, домино, пазлы), дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки, скороговорки и т.п), подвижные игры.

Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических

процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой.

Игра «Цветные пальчики»

Оборудование:

картон А4 – 1 лист;

бумага А4 – 2 листа;

фломастеры желтый, зеленый, синий, красный, черный, фиолетовый цветов.

Изготовление:

  1.  Необходимо обвести обе руки на листе картона. Обязательно хорошо нарисовать контур!
  2.  Затем цветными фломастерами закрасить часть пальцев левой и правой руки. Обязательно раскрасить одинаково очертания обоих рук.
  3.  Из листов бумаги вырезать полоски 8 см. И на каждой части нарисовать

посередине линию.

  1.  Вверху над линией написать цифры от 1 до 10, в любом порядке.
  2.  Внизу под линией закрасить теме же цветами, что и часть пальцев на картоне! В

различных вариантах.

Нейропсихологическая игра ГОТОВА!

Правила игры:

Положить свои ладошки на нарисованные.

Взять приготовленную карточку с заданием.

Называть,  что нарисовано на карточке (цвет) и поднимать пальчик в цвет кружка,

который располагается под линией.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сегодня я продемонстрировала вам нейроигры, которые  использую в своей работе. Хочу получить от вас обратную связь.

Проведем рефлексию. Я вам бросаю кубик, ловите и смотрите, что у вас написано и отвечаете на вопрос.

На этом наш мастер-класс подходит к концу, в заключении я вам хотела бы предложить познакомиться с моими нейроиграми, которые я изготовила собственноручно.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс " Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками"

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные параллелепипеды, которые изготавливаются из дерева или пластика. Они могут быть длиной от 1 до 10 сантиметров. Их длина показывает значение чисел. Сам...

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс на тему: "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в работе с дошкольниками"

       В рамках мастер-класса "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкол...

Мастер-класс для педагогов «Создание карты для квест -игры в работе с дошкольниками».

подробная инструкция по созданию старинной карты для квест-игры...

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей (законных представителей) Тема: «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками»

Мастер-класс предполагает практическое знакомство родителей (законных представителей) с игровым пособием технологии В.В. Воскобовича "Кораблик "Плюх-плюх". Данное пособие обладает огром...

Мастер-класс «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками по развитию речи»

Мастер-класс раскрывает возможности пособия технологии В.В.Воскобовича кораблик "Плюх-плюх" в работе с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области "Речевое развитие&quo...