Методическая разработка психологического занятия на развитие эмоционального интеллекта с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Путешествие в страну эмоций»
методическая разработка по психологии (старшая группа)
План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Путешествие в страну эмоций». Данная методическая разработка занятия направлена на развитие эмоционального интеллекта детей старшей группы (4-5 лет). В ходе 30-минутного занятия дети учатся распознавать, выражать и регулировать свои эмоции, а также понимать чувства других. Занятие построено на основе словесно-игровых и практических методов, включая арт-терапевтические техники (песочная терапия, рисование), специальные упражнения (дыхательная гимнастика, мышечная релаксация) и игры ("Эмоциональный оркестр", "Зеркало эмоций"). В работе используются разнообразные материалы: песочница с миниатюрами, художественные принадлежности, "волшебный мешочек" с предметами для тактильного восприятия и аудиозапись спокойной музыки. Разработка способствует расширению эмоционального словаря, развитию коммуникативных навыков и созданию положительного эмоционального фона в группе из 8-10 детей. Занятие проводится в кабинете психолога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №88 «Исток»
Красносельского района Санкт-Петербурга
План-конспект
организованной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Путешествие в страну эмоций»
в рамках открытого занятия
Составила:
Педагог-психолог
Гнатюк Елена Светославовна
Санкт- Петербург
2025 г.
Цель: Развитие эмоционального интеллекта, навыков саморегуляции и выражения эмоций у детей старшей группы.
Задачи:
- Расширить словарный запас, обозначающий эмоции (радость, грусть, страх, удивление, гнев).
- Развивать умение распознавать и выражать свои эмоции и эмоции других людей.
- Обучить элементарным приемам саморегуляции эмоциональных состояний через арт-терапевтические техники (песочная терапия, рисование) и специальные упражнения.
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
- Создать положительный эмоциональный фон.
- Познакомить детей с техниками управления своими эмоциями (дыхательные упражнения, мышечная релаксация).
Продолжительность занятия: 30-35 минут.
Оптимальное число участников: 8-10 человек.
Тип занятия: словесно-игровой, практическое.
Место проведения: кабинет психолога.
Форма и методы, используемые в занятии: Словесный, практический, наглядный, игровой. Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материал:
- Песочница с песком, наборы миниатюрных фигурок (люди, животные, предметы).
- Листы бумаги А4, гуашь, кисти, восковые мелки, цветные карандаши, стаканчики с водой.
- Аудиозапись спокойной музыки.
- «Волшебный мешочек» с различными предметами на ощупь (мягкая игрушка, шершавый камешек, гладкий шарик и т.д.).
Ход образовательной деятельности | ||||
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Педагогические задачи |
Вводная часть (2-3 мин.) | Дети сидят на стульчиках полукругом. | Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – в страну Эмоций! | Дети приветствуют психолога. | Создать дружелюбную комфортную обстановку. Заинтересовать детей темой занятия. |
Основная часть: 1. Приветствие «Эмоциональный оркестр» (3 мин.) | Дети остаются сидеть полукругом. | Педагог-психолог: Представьте, что каждый из вас – музыкант в необычном оркестре, где музыка создается из наших эмоций. Выберите звук, который отражает ваше настроение прямо сейчас. (Психолог помогает детям выбрать звуки. «Дирижирует», предлагая детям по очереди озвучить свою эмоцию, затем все вместе.) | (Дети выбирают звуки. Возможные реплики: «Я выбираю «ля-ля-ля», «А я хочу «у-у-у», «Я выберу «динг-динг»!) (Дети озвучивают свои эмоции по очереди и все вместе.) | Развитие эмоционального восприятия, осознание собственного эмоционального состояния. |
2. Игра «Зеркало эмоций» (5 мин.) | Дети разбиваются на пары. | Педагог-психолог: Разделимся на пары. В каждой паре один показывает эмоцию мимикой и жестами, другой – повторяет, как зеркало. Начнем с радости! (Затем: грусть, гнев, страх, удивление, интерес, спокойствие). | Дети изображают и «отражают» эмоции. (Возможные реплики: «Смотри, как я радуюсь!», «А я повторяю!», «У тебя хорошо получается!») | Развитие умения распознавать и выражать эмоции, развитие эмпатии. |
3. Игра «Волшебный мешочек» (5 мин.) | Дети сидят полукругом. Психолог держит мешочек. | Педагог-психолог: У нас волшебный мешочек. Доставайте по очереди предмет, не подглядывая, и рассказывайте о тактильных ощущениях. После угадывания предмета, назовите свою эмоцию. | Дети достают предметы, описывают ощущения, угадывают предмет, называют эмоцию. (Возможные реплики: «Мягкий и пушистый!», «Твердый и холодный!», «Круглый и гладкий! Это шарик! Я обрадовался!») | Развитие тактильного восприятия, связь ощущений с эмоциями. |
4. Упражнение «Воздушный шарик» (2-3 мин.) | Дети стоят. | Педагог-психолог: Представьте, что вы – воздушные шарики. Вдох – шарик надувается, выдох – сдувается. (Показывает и комментирует: «Вдох – животик надувается. Выдох – животик сдувается». Повторяют упражнение.) | Дети выполняют дыхательное упражнение. | Обучение приемам саморегуляции через дыхание. |
5. Песочная терапия «Страна Эмоций» (5 мин.) | Дети делятся на две группы. Каждая группа работает у своей половины песочницы. | Педагог-психолог: Разделимся на две группы. Одна создает «Страну Радости», другая – «Страну Грусти». Используйте фигурки, песок, фантазию! Обсудите, что должно быть в каждой стране, и объясните свой выбор. (Психолог наблюдает, помогает, задает вопросы.) | Дети работают в группах. (Возможные реплики: «Давайте поставим цветочки!», «А в стране грусти пусть будет дождик», «Пусть будет замок принцессы!») | Развитие творческого воображения, умения выражать эмоции через символы, развитие коммуникации в группе. |
6. Упражнение «Сжимаем кулачки» (2 мин.) | Дети стоят. | Педагог-психолог: Иногда мы чувствуем напряжение. Сожмем кулачки крепко-крепко, подержим и расслабим. Чувствуете, как напряжение уходит? (Показывает и комментирует.) | Дети выполняют упражнение. | Обучение приемам мышечной релаксации. |
7. Рисование «Моя эмоция» (5 мин.) | Дети сидят за столами. | Педагог-психолог: Нарисуйте эмоцию, которую чувствуете сейчас наиболее ярко. Используйте любые материалы. (Звучит спокойная музыка. Психолог помогает детям.) | Дети рисуют. (Возможные реплики: «Я рисую радость желтым!», «А у меня грусть синяя») | Развитие умения выражать эмоции через рисунок. |
Заключительная часть. Рефлексия «Солнечный круг» (2 мин.) | Дети встают в круг. Музыка плавно затихает. | Педагог-психолог: Встанем в круг. Что вам понравилось? Какую эмоцию испытываете сейчас? Что нового узнали? (Психолог подводит итоги.) | Дети делятся впечатлениями. (Возможные реплики: «Мне понравилось играть в зеркало!», «Я узнал, что грусть можно нарисовать синим») | Подведение итогов, рефлексия, закрепление полученного опыта. |
Методическое обеспечение
Использованная литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 3 1 0 с. ISBN 5-9268-0022-6
- Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева; М. В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – (Психологический практикум). – ISBN 5-9268-0408-6. – EDN QVAEOJ.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум. ISBN5-92G8-0163-X
- Учебное пособие / А. И. Копытин — «Когито-Центр», 2015 — (Университетское психологическое образование). ISBN 978-5-89353-437-5
- Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. ISBN 5-7695-0829-9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения
Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....
Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»
Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»
quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...
Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста игра драматизация «Театр эмоций»
Возрастная группа: дети 5-7 лет.Виды деятельности детей: познавательная, игровая, коммуникативная.Направление: Игра драматизация...

Методическая разработка НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Дымково. Знакомство с дымковской игрушкой».
занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка в образовательной области «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная запискаЭмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распозна...

Занятие "Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: отработка посредством повторения изученного материала о распознавании и выражении эмоций, развитие способности к эмпатии и социальному взаимодействию.Задачи:Закрепить знания детей о различн...
