Методическая разработка в образовательной области «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Пояснительная записка

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распознавать эмоции в себе и других, правильно интерпретировать эмоциональные сигналы и эффективно управлять эмоциями в различных ситуациях. ЭИ имеет важное значение во многих аспектах жизни, включая общение, межличностные отношения, руководство, принятие решений и достижение успеха. Развитие эмоционального интеллекта может помочь нам лучше понять и контролировать свои эмоции, повысить эмоции, повысить эмпатию и улучшить качество взаимодействий с окружающими людьми.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение в их обучении и социальной адаптации. В этом возрасте дети уже обладают базовыми навыками саморегуляции, но им нужна поддержка и направление в развитии их эмоционального интеллекта.

Тема развития эмоционального интеллекта в наше время очень актуальна, т.к занятые телевизорами и компьютерами, дети все реже находят время для общения с окружающими — взрослыми и сверстниками. Однако именно взаимодействие с другими людьми способно обогатить их внутренний мир. Современные дети проявляют меньшую чувствительность к эмоциям окружающих, поэтому очень важно способствовать развитию их эмоциональной сферы.

Основной целью развития эмоционального интеллекта у детей является помощь им в понимании и управлении своими эмоциями, развитие сочувствия и эмпатии, улучшение коммуникативных навыков и умение решать конфликты конструктивно. Это помогает детям лучше адаптироваться к социальным ситуациям, снижает уровень стресса, способствует лучшим отношениям со сверстниками и взрослыми.

Воспитание эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста играет важную роль в их будущем развитии. Вот несколько задач, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей:

1. Помощь детям распознавать и выражать свои эмоции. Обучение распознаванию различных эмоций на лицах (радость, грусть, злость и т.д.) и умение называть их.

2.Привитие навыков социального взаимодействия. Обучение детей уважению к чувствам других людей, а также обучение справляться с конфликтными ситуациями мирным путем.

3.Развитие навыков саморегуляции. Помощь детям понимать, как управлять своими эмоциями и реагировать на них адекватно в различных ситуациях.

4.Поддержка развития эмпатии. Обучение детей переживать эмоции других людей и проявлять заботу и внимание к ним.

5.Способствование культуре общения. Создание условий для развития коммуникативных навыков, включая умение выражать свои мысли и чувства словами.

6.Игровая деятельность. Игровые ситуации помогут детям экспериментировать с различными эмоциями и научат их выражать в безопасной обстановке.

Предполагаемые результаты:

1. Лучшее самопонимание и самоконтроль

2. Улучшенные отношения с окружающими и лучшая адаптация в социальных ситуациях.

3. Повышенная способность к сотрудничеству и эмпатии.

4. Более успешное решение конфликтов и принятие решений.

5. Улучшенная концентрация внимания и успех в учебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_emots.intel_.odt159.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка в образовательной области

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Можайская Мария Николаевна

Петергоф

 2024

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………...3

Введение………………………………………………………..….5

Педагогические условия, способствующие формированию

эмоционального интеллекта у дошкольников……………………..8

Методики для диагностики эмоциональной сферы у детей….….…11

   Чтение произведений художественной литературы и вопросы, которые    

   можно задать после прочтения……………………………...17

   Беседы способствующие раскрытию эмоционального интеллекта….. 21

   Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта……. 26

   Театрализованные игры…………………….. 31

Заключение………………………………………………….........28

Список литературы……………………………………………....29

Пояснительная записка

Эмоциональный интеллект (ЭИ)  — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распознавать эмоции в себе и других, правильно интерпретировать эмоциональные сигналы и эффективно управлять эмоциями в различных ситуациях. ЭИ имеет важное значение во многих аспектах жизни, включая общение, межличностные отношения, руководство, принятие решений и достижение успеха. Развитие эмоционального интеллекта может помочь нам лучше понять и контролировать свои эмоции, повысить эмоции, повысить эмпатию и улучшить качество взаимодействий с окружающими людьми.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение в их обучении и социальной адаптации. В этом возрасте дети уже обладают базовыми навыками саморегуляции, но им нужна поддержка и направление в развитии их эмоционального интеллекта.

Тема развития эмоционального интеллекта в наше время очень актуальна, т.к  занятые телевизорами и компьютерами, дети все реже находят время для общения с окружающими — взрослыми и сверстниками. Однако именно взаимодействие с другими людьми способно обогатить их внутренний мир. Современные дети проявляют меньшую чувствительность к эмоциям окружающих, поэтому очень важно способствовать развитию их эмоциональной сферы.

Основной целью развития эмоционального интеллекта у детей является помощь им в понимании и управлении своими эмоциями, развитие сочувствия и эмпатии, улучшение коммуникативных навыков и умение решать конфликты конструктивно. Это помогает детям лучше адаптироваться к социальным ситуациям, снижает уровень стресса, способствует лучшим отношениям со сверстниками и взрослыми.

Воспитание эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста играет важную роль в их будущем развитии. Вот несколько задач, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей:

1. Помощь детям распознавать и выражать свои эмоции. Обучение распознаванию различных эмоций на лицах (радость, грусть, злость и т.д.) и умение называть их.

2.Привитие навыков социального взаимодействия. Обучение детей уважению к чувствам других людей, а также обучение справляться с конфликтными ситуациями мирным путем.

3.Развитие навыков саморегуляции. Помощь детям понимать, как управлять своими эмоциями и реагировать на них адекватно в различных ситуациях.

4.Поддержка развития эмпатии. Обучение детей переживать эмоции других людей и проявлять заботу и внимание к ним.

5.Способствование культуре общения. Создание условий для развития коммуникативных навыков, включая умение выражать свои мысли и чувства словами.

6.Игровая деятельность. Игровые ситуации помогут детям экспериментировать с различными эмоциями и научат их выражать в безопасной обстановке.

Предполагаемые результаты:

1. Лучшее самопонимание и самоконтроль

2. Улучшенные отношения с окружающими и лучшая адаптация в социальных ситуациях.

3. Повышенная способность к сотрудничеству и эмпатии.

4. Более успешное решение конфликтов и принятие решений.

5. Улучшенная концентрация внимания и успех в учебе.

Введение

Влияние эмоционального интеллекта на жизненный и профессиональный успех человека огромно. Именно эмоциональный интеллект является основой адекватной самооценки и обоснованной уверенности в себе, доверия, чуткости и гибкости в межличностных отношениях.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их общем развитии. Важно научить детей распознавать и понимать свои эмоции, контролировать их, а также эффективно выражать их. Родители и педагоги могут помочь детям развивать их эмоциональный интеллект через игры, обсуждение чувств, моделирование правильного поведения и создание эмоционально поддерживающей среды.

Актуальность

Эмоциональный интеллект играет важную роль в формировании успешной социальной адаптации, управлении эмоциями и отношениях с другими людьми.

 Эмоциональный интеллект включает в себя умение понимать, выражать и управлять своими эмоциями, а также эмпатию и умение устанавливать отношения с окружающими. Воспитание эмоционального интеллекта у детей имеет несколько важных аспектов:

1. Способствует социальному взаимодействию.

Развитие эмоционального интеллекта помогает детям лучше понимать свои эмоции и эмоции других, что важно для успешного общения и формирования положительных отношений.

2. Помогает в управлении стрессом и адаптации.

 Обучение детей эмоциональной саморегуляции может снизить уровень стресса и помочь им лучше справляться с изменениями и трудностями.

3. Формирует позитивное отношение к самому себе.

Развитие эмоционального интеллекта способствует укреплению самооценки и самоуважения у детей, что важно для их психологического благополучия.

4. Поддерживает учебный процесс.

 Дети с хорошо развитым эмоциональным интеллектом обычно более успешны в учебе, поскольку они лучше сосредотачиваются, умеют решать проблемы и легче справляются с эмоциональными вызовами, связанными с учебой.

5. Предупреждает конфликты

Развитие эмоционального интеллекта может помочь предотвращать конфликты, так как дети научатся эффективно общаться и решать конфликты без агрессии.

Существует множество вариантов развивать эмоциональный интеллект. Имея комплексный подход к этой теме, включая игры, беседы, тренинги и другие методы, можно значительно повлиять на развитие детей и подготовить их к успешному общественному и учебному опыту. 

Такая методическая разработка поможет создать здоровую и поддерживающую среду для детей, а также является основой для их будущего саморазвития и успеха в жизни.

Цель методической разработки: развивать и укреплять эмоциональный интеллект детей, создавая условия для формирования их эмоциональной компетентности, саморегуляции и успешного взаимодействия в социальной среде. 

Задачи методической разработки:

1. Учить детей распознавать и понимать свои собственные эмоции, а также эмоции окружающих.

2. Содействовать формированию у детей способности поставить себя на место других, понимать их чувства и переживания.

3. Обучать эмоциональной саморегуляции: помогать детям в освоении навыков управления своими эмоциями, в том числе использованию различных стратегий справляться со стрессом.

4. Развивать у детей умение эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, а также слушать и уважать мнение других.

5. Обеспечить условия, при которых дети чувствуют себя комфортно в выражении своих эмоций, не боясь осуждения или непонимания.

6. Интегрировать в процесс обучения разнообразные игры, упражнения и творческие занятия, способствующие развитию эмоционального интеллекта.

7. Вовлекать родителей в процесс развития эмоционального интеллекта, предоставлять рекомендации и ресурсы для поддержки дома.

8. Регулярно оценивать уровень развития эмоционального интеллекта у детей.

Ожидаемые конечные результаты

Дети умеют распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, смогут справляться со стрессом и контролировать свои реакции, будут более внимательными и чувствительными к чувствам других, улучшится способность воспринимать и понимать перспективы других людей.

Дети станут более открытыми к общению и поддержке своих сверстников, развиваются навыки коммуникации и сотрудничества. Дети учатся эффективному решению конфликтов и управлению своими эмоциями в группе, формируются лидерские навыки, такие как мотивация и влияние.

Дети развивают здоровое чувство уверенности и самооценки, формируется позитивное отношение к себе и к своим возможностям.

У детей сформируется осознание социальных норм и ценностей, развиваются навыки адаптации в различных социальных ситуациях. Дети обучаются конструктивному общению со взрослыми.

Эти результаты могут способствовать более полному и гармоничному развитию личности ребенка, создавая прочный фундамент для его будущего успеха и благополучия.

Аудитория методики:

Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольных учреждений, работающим с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.

Педагогические условия, способствующие формированию эмоционального интеллекта у дошкольников.

1.Использование музыки и танцев для выражения эмоций и развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Музыка и танцы позволяют детям выразить свои эмоции через музыкальные ритмы и движения. Это помогает им осознавать и понимать свои чувства. При танце в паре или группе дети учатся слушать друг друга, сопереживать и сочувствовать, развивая эмпатию и понимание эмоций окружающих. Через музыку и танцы дети могут творчески выражать свои чувства, фантазию и воображение, что способствует развитию их эмоциональной саморегуляции.

Изучение музыкальных ритмов и координация движений при танцах способствуют развитию мозговой активности и улучшают когнитивные функции. Танцы помогают детям быть более физически активными, что способствует общему здоровью и хорошему настроению.

2. Чтение художественной литературы

Чтение литературных произведений является важным инструментом в развитии эмоционального интеллекта у детей. Через знакомство с сюжетами и персонажами дети учатся сопереживать, понимать чувства других и развивать эмпатию. Различные истории помогают им вживаться в разнообразные ситуации, расширяя свое воображение и эмоциональную интуицию.

Обсуждение прочитанного с взрослыми и другими детьми способствует не только развитию навыков общения, но и умению выразить свои эмоции и точку зрения. Литературные произведения с моральным уклоном помогают детям осознать последствия своих поступков, учат контролировать эмоции и делать взвешенные решения.

Знакомство с разными эмоциями и способами их выражения через тексты помогает детям обогатить свой эмоциональный словарь, что способствует лучшему самопониманию и пониманию окружающих. Чтение литературы не только развивает интеллект, но и формирует эмоциональную грамотность у маленьких читателей.

3. Изобразительная деятельность

Искусство творчества является мощным инструментом для выражения эмоций у детей. Рисование, лепка и другие формы художественной деятельности открывают перед маленькими художниками возможность выразить свои чувства и эмоции с помощью ярких красок, форм и композиций. Путем создания своих произведений искусства дети могут осознать и передать те самые эмоции, которые они хотят выразить в своих творениях.

Изобразительное творчество является важным способом для детей выразить свои внутренние переживания, даже если они еще не в состоянии или не готовы высказывать их вслух. Творческий процесс стимулирует воображение и помогает детям взглянуть на мир с различных эмоциональных ракурсов.

Кроме того, изобразительное искусство способствует развитию навыков саморегуляции у детей, помогая им управлять своими эмоциями и справляться со стрессом. Таким образом, через художественную деятельность дети не только развивают свою творческую сторону, но и обогащают свой эмоциональный мир, находят способы самовыражения и саморегуляции.

4. Театрализованная деятельность

Через ролевые игры дети погружаются в мир эмоций, где изучают разнообразные чувства, разбираясь, как они выражаются у окружающих, и научаются выражать свои собственные эмоции. В процессе этого погружения они учатся эмпатии и пониманию других, встречаясь с различными ситуациями жизни, что открывает им новые перспективы и помогает постигать чужие точки зрения.

В театрализованных представлениях дети развивают навыки коммуникации, сотрудничества, умения слушать и уважать других, что способствует формированию социальной компетенции. Участие в постановках театра помогает детям находить свой уникальный голос, раскрывать творческий потенциал и укреплять уверенность в себе.

Создание и интерпретация ролей в театральных играх стимулирует воображение, развивает креативное мышление и способствует формированию у детей способности видеть мир через призму разнообразных эмоций. Через участие в театральной деятельности дети смогут более глубоко погрузиться в самоисследование, продвигаясь в развитии эмоционального интеллекта, улучшая навыки общения и культивируя эмпатию. Таким образом, театр является мощным инструментом для развития эмоционального интеллекта и личностного роста у детей.

5. Работа в группе играет важную роль в развитии эмоционального интеллекта у детей, поскольку она способствует формированию навыков социального взаимодействия, эмпатии, сотрудничества и саморегуляции.

 Виды работ для развития эмоционального интеллекта у детей через работу в группе:

-совместные проекты: дети могут работать вместе над общими проектами, такими как создание коллективной рисованной книги или постановка мини-спектакля. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться и принимать общие решения;

-ролевые игры: игры, где дети берут на себя определенные роли и выполняют их в группе, помогают развивать навыки эмпатии, понимание чувств других участников и способность сотрудничать;

-творческие мастерские: общее творчество, например, создание коллективного художественного произведения или коллективная мозаика, способствует развитию воображения, уважения к мнению других и умению совместно творить;

-групповые обсуждения и игры на внимание: различные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, эмпатии и понимания чувств партнеров, могут эффективно улучшить навыки эмоциональной грамотности;

-работа над конфликтами и решение проблем: практика разрешения конфликтов, диалогов и обсуждений в группе помогает детям развивать навыки управления эмоциями, эффективного общения и поиска компромиссов;

Через работу в группе дети учатся строить здоровые отношения, развивать эмпатию, общаться с окружающими и управлять своими эмоциями. Важно создавать безопасную и поддерживающую атмосферу в группе, где дети могут выражать свои мысли и чувства, а также учиться слушать и уважать друг друга.

Интеграция с другими формами творчества: например сочетание изобразительного и музыкального искусства, танца или драматического выражения может усилить разносторонний эмоциональный опыт детей.

Методики для диагностики эмоциональной сферы детей

Методики для диагностики эмоциональной сферы у детей помогают понять и выявить эмоциональные потребности, проблемы, и помогают специалистам развивать индивидуальные стратегии поддержки и помощи для детей.

1. Методика «Волшебная страна чувств»

(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: исследование психоэмоционального состояния.

Возраст: от 5 до 13 лет

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый,

фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.

Инструкция 1:«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.»

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана

жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому        жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой        перечислены названия чувств.

В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется        у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3:«Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы.

Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления        страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну,        можешь        раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется ».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте  очертание разных стран может быть похоже        на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас        и подкрепить свои        слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит        ребят        и говорит, что в следующий раз они начнут        ближе знакомиться с этой страной и узнают        много интересных историй.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

    1. Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

    2. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.

    3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта

человека. Причем целесообразно символически        разделить силуэт        на 5 зон:

    • голова и шея (символизируют        ментальную деятельность);

 • туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

    • руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);

    • тазобедренная        область (символизирует область творческих переживаний);

    • ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В ногах живут чувства,        которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные»        чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

2. Графическая методика: «Кактус» (Автор: М.А. Панфилова)

Методика проводится с детьми с 4-х лет.

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Материал – бумага (формат А4), карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов

Тревога - использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. Этот кактус домашний или дикий?
  2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
  5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

3.Методика « Паровозик».

Цель. Определение        позитивного(ППС) и негативного (НПС) психического состояния ребенка .

Стимульный материал. Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков ( красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Паровозики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция.

« Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.»

Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл – вагон фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый на - 3 позицию; красный, желтый, зеленый – на 6.

2 балла - вагон фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый на - 2 позицию; красный, желтый, зеленый – на 7; синий на – 8.

3 балла – черный, серый, коричневый – 1 позиция; синий на – 7; красный, желтый, зеленый – на 8.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказалось менее 3, то психическое состояние оценивается как позитивное.

При 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени ( НПС нс)

При 7-9 баллов – НПС средней степени. Больше 9 – НПС высокой степени.

Наряду        с        полученными        данными        можно        определить        и общий психологический климат группы детского сада.

Сумма всех ППС ( а) и НПС ( б), разница между ними делиться на количество детей и умножается на 100%.

70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата ( с БПК).

42 – 69% - средняя (сБПК).

26 – 41,9 – незначительная (сБПК).

0-25% - незначительная степень неблагоприятного психологического климата (с НПК).

-1 до-25% - средняя (с НПК).

-26 и ниже – сильная (с НПК).

Протокол по методике « Паровозик».

1

2

3

4

5

6

7

8

цвет

Высказывание Ребенка.



Чтение произведений художественной литературы и вопросы, которые можно задать после прочтения

После чтения художественной литературы важно задавать детям вопросы, которые могут исследовать их эмоциональное восприятие и стимулировать развитие их эмпатии. Отвечая на такие вопросы, дети имеют возможность обдумать чувства персонажей и более глубоко понять их эмоциональный мир, что способствует формированию в них умения сопереживать.

Анализ своих собственных эмоций в ответ на вопросы после чтения помогает детям лучше понять себя. Обсуждение сюжетов и персонажей активизирует мыслительные процессы и способствует развитию навыков коммуникации. Вопросы после чтения также способствуют развитию критического мышления у детей, позволяя им анализировать содержание произведения, выражать свои взгляды и делать выводы о последствиях действий персонажей.

Проведение диалога на основе вопросов после чтения поддерживает формирование эмоциональной грамотности у детей, помогая им выразить свои чувства, расширить эмоциональный словарь и более полно понять разнообразие эмоций и их выражений.

Ниже будет приведён список вопросов, которые можно задать детям после прочтения рассказов.

Книга "Что я люблю" В.Ю. Драгунского предлагает много возможностей для развития эмоционального интеллекта у детей. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям, чтобы обсудить содержание книги и помочь им расширить свое эмоциональное понимание:

1. Что вызывает у тебя чувство радости, как у героя книги, когда он узнает новое?

2. Какие моменты в твоей жизни наполняют тебя счастьем и радостью, как это описано в книге?

3. Какие события или ситуации могут вызвать у тебя грусть или печаль, как у героя, когда у него что-то не получается?

4. Что ведет тебя в ярость или злость, как у персонажа, когда он видит негативные изменения?

5. Какие слова и действия других людей могут поднять настроение, как у главного героя, который нашел компанию для веселых игр?

6. Какие вещи или моменты иногда могут быть загадкой для тебя, как для главного персонажа, который не понимает, почему все вокруг накрыли его теплыми шерстяными пледами?

7. Что значит для тебя любовь, как важное чувство, которое испытывает герой к своим близким и друзьям?

Драгунский В.Ю. Он живой и светится

1. Какие чувства ты испытываешь, когда читаешь эту книгу? Какие моменты вызывают у тебя радость или улыбку?

2.Каким образом автор описывает эмоции персонажей? Что тебе нравится в способе, как автор передает чувства героев?

3.Какие эмоции переживает главный герой книги? Почему ты думаешь, что он чувствует именно так?

4.Какие события или повороты сюжета вызывают у тебя сопереживание к героям? С какими эмоциями ты связываешься с ними?

5.Каким образом герои реагируют на сложные ситуации? Чему они учат тебя о том, как управлять своими эмоциями в трудных моментах?

6. Какие уроки или ценности ты можешь извлечь из этой книги, касательно понимания эмоций и важности выражения своих чувств?

7.Какие параллели можешь провести между эмоциями героев книги и своими собственными чувствами? Как ты можешь применить уроки из книги в своей повседневной жизни?

«На катке» Осеева В.А.

1. Какие чувства ты испытываешь, когда представляешь, что находишься на катке вместе с героями книги?

2. Какие эмоции переживают главные персонажи книги? Как это влияет на их действия и отношения друг с другом?

3. Какие моменты в книге вызывают у тебя радость или веселье? Почему?

4. Что заставляет героев чувствовать грусть или разочарование? Каким образом они преодолевают эти сложные эмоции?

5. Какие навыки общения и управления эмоциями ты можешь выучить из истории о детях на катке?

6. Как друзья помогают друг другу в ситуациях, когда возникают разногласия или конфликты? Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы разрешить споры мирно?

7. Какие уроки из книги ты можешь применить к своей собственной жизни? Как можно проявить дружелюбие, терпимость и умение слушать друг друга?

«Буква «ты» Пантелеев Л.

1. Какие эмоции ты испытывал(а), читая эту книгу? Какие части истории вызывали у тебя сильные чувства?

2. Какие эмоции переживают главные персонажи книги? Почему они чувствуются таким образом?

3. Каким образом автор описывает взаимоотношения между персонажами? Что можно извлечь из книги о важности сочувствия и понимания других людей?

4. Какие события из книги тебя печалят или трогают? Почему эти моменты вызывают у тебя такие эмоции?

5. Какие уроки о дружбе, сострадании и взаимопонимании ты извлек(ла) из истории? Как можно применить эти уроки в жизни?

6. Какие стратегии и навыки общения можно выучить из книги для улучшения отношений с другими людьми?

7. Какие ситуации или персонажи ты смог(ла) лучше всего себе представить или сопоставить с собой? Почему?

Осеева В.А. «Отомстила»

1. Какие эмоции ты испытывал(а), читая эту книгу? Какие части истории вызвали у тебя наибольшие эмоциональные отклики?

2. Что тебе пришло в голову о главных чувствах героев книги? Какие эмоции переживают они, и почему?

3. Какие взаимоотношения между персонажами книги тебе запомнились? Как эти отношения отражают важность эмпатии и понимания других людей?

4. Какие моменты в книге вызывают у тебя грусть или сострадание? Почему эти сцены настолько тронули тебя?

5. Как герои реагируют на сложные ситуации? Что можно извлечь из истории о том, как эмоции влияют на их поведение?

6. Какие уроки о принятии решений, решении конфликтов и выражении эмоций можно вынести из книги "Отомстила"?

7. Как ты думаешь, что мог бы(ла) сделать герой книги по-другому, чтобы изменить развитие событий? Какие альтернативные пути развития событий ты видишь?

Осеева В.А. «Что легче?»

1. Какие чувства и эмоции вызвала у тебя эта книга? Что было интересным или волнующим для тебя?

2. Какие действия главных героев книги тебе запомнились? Как эти действия влияли на их эмоциональное состояние?

3. Какие отношения и взаимодействия между персонажами тебе показались важными? Какие уроки об эмпатии и толерантности ты извлек из книги?

4. каких ситуациях герои испытывали грусть или разочарование? Как они справлялись с этими эмоциями?

5. Какие моменты вызывали у героев гнев или раздражение? Как ты думаешь, каким образом можно управлять этими чувствами?

6.Что в истории было для героев источником радости и счастья? Как они относились к этим моментам?

7.Какие уроки ты можешь извлечь из прочитанной книги для своей собственной жизни? Как можно применить полученные знания и опыт в повседневных ситуациях?

Осеева В.А. «Долг»

1. Как вы думаете, чему научилась главная героиня в истории?

2. Чувствуете ли вы себя грустными или радостными, когда читаете эту книгу? Почему?

3. Как бы вы помогли герою в трудной ситуации?

4. Какие игрушки или занятия помогают вам успокоиться, когда вы чувствуете себя грустными или раздраженными?

5. Какие цвета ассоциируются у вас с разными эмоциями? Что такое красный для вас означает?

6. Есть ли персонажи, чье поведение вызывает у вас раздражение или злость? Почему, на ваш взгляд, они так поступают?

7. Какие действия персонажей книги вас вдохновляют или радуют?

8. Что вам нравится больше: читать книги о дружбе или о приключениях? Почему?

Беседы способствующие раскрытию эмоционального интеллекта

Беседа о Дружбе и Лучшем друге

Цель: познакомить детей с правилами дружбы; формировать такие качества, как умение дружить; беречь дружбу.

Задачи: учить доброжелательности, стремиться понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей. Развивать умение рассуждать; показать важность истинных друзей в жизни человека. Воспитывать уважение друг к другу, любовь доброжелательные отношения, ценить дружбу.

 Организационный момент

Дети сидят в кругу, улыбаются друг другу.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Как вы сегодня себя чувствуете?

Дети: Здравствуйте! Хорошо!

Воспитатель: Рада слышать, что у вас все в порядке. Сегодня у нас особая тема для разговора. Давайте поговорим о дружбе и лучших друзьях.

"Дружба как солнце в жизни светит,

Она тепло и радость дарит.

Лучший друг как ангел хранит,

Всегда помощь и поддержку дарит."

У вас есть лучший друг?

Дети начинают отвечать, рассказывая о своих друзьях.

Воспитатель: Это замечательно! Друзья - это особенные люди, которые делают нашу жизнь веселой и интересной. Кто хочет рассказать, почему именно его друг - лучший?

Дети начинают рассказывать о своих друзьях, о том, как весело им вместе играть, как они друг друга поддерживают.

Воспитатель: Очень здорово! Важно помнить, что дружба - это что-то очень ценное. Мы учимся быть добрыми, заботиться друг о друге и делиться радостью. Как вы думаете, что значит быть хорошим другом?

Дети начинают высказывать свои мысли: быть добрым, не оскорблять, помогать друг другу и слушать.

Воспитатель: Вы правильно понимаете. Дружба - это важное чувство. Давайте вспомним, как мы можем проявлять дружбу в нашей группе. Какие добрые поступки мы можем делать друг для друга?

Дети предлагают идеи: дарить улыбки, помогать, делиться игрушками.

Воспитатель: Какие хорошие поступки делают настоящие друзья?

Пословицы и поговорки о дружбе

Воспитатель:

"Друг познается в беде." Что это значит?

"Друзья познаются в радости, а в беде проверяются." Что вы думаете об этом?

 Игра "Добрые поступки"

Дети называют добрые поступки, которые делают хорошие друзья.

Итог беседы

Воспитатель: Дети, дружба - это очень важно и прекрасно! Будьте добрыми и заботливыми друг к другу, как настоящие друзья. Помните, что лучший друг всегда поддержит, улыбнется и поможет в трудную минуту.

Такая беседа поможет детям понять ценность дружбы, научить их заботиться и проявлять добрые поступки по отношению к окружающим.

Беседа о любимом сказочном герое

Цель: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через обсуждение сказочных героев.

Задачи:

Познакомить детей с понятием эмоций и чувств.

Побудить детей к выражению своих эмоций.

Обсудить эмоции и поступки сказочных героев.

Поддерживать позитивное и открытое общение.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, я рада вас видеть. Садитесь полукругом.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

Сегодня мы с вами поговорим о сказках и о сказочных героях. У вас есть любимые сказочные герои? Назовите их (Ответы детей)

Игра «Любимый сказочный герой»: Мы вспомнили и назвали своих любимых героев, а теперь давайте попробуем превратиться в этого сказочного героя. Вам надо по очереди представиться от имени любимого героя и сказать о том какой он, например, «Я — Золушка», я добрая и трудолюбивая.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю, нам более подробно поговорить о героях, которые вам интересны.

1. Какие эмоции ты испытываешь, когда читаешь или смотришь истории о своем любимом сказочном герое?

2. Какие чувства были у твоего любимого героя в самом интересном моменте сказки?

3. Если бы ты был(а) сказочным героем, какие эмоции бы ты испытывал(а) в различных ситуациях?

4. Как ты думаешь, чем помогают эмоции героям в сказках принимать решения?

5. Что твой любимый сказочный герой делает, когда он(а) счастлив / грустит / испуган и т.д.?

6. Какие эмоции ты испытываешь, когда герой твоей сказки встречает препятствия на своем пути?

7. Если бы ты мог(ла) дать совет своему любимому герою, что бы ты посоветовал(а) ему делать в определенной ситуации?

8. Какие эмоции тебе хотелось бы испытывать так же, как твой любимый сказочный герой?

9. Как ты думаешь, что такое сострадание и как твой любимый герой проявляет это чувство?

Рисунок «Мой любимый сказочный герой». Мы с вами говорили сегодня о сказках и о сказочных героях. А теперь закройте глаза и еще раз представьте себе какого-нибудь сказочного героя. Постарайтесь запомнить, как он выглядит. Откройте глаза и нарисуйте этого сказочного героя.

Прощание: давайте передадим привет нашим сказочным героям, задув свечку по-очереди.

Беседа с детьми: Как узнать настроение?

Программные задачи:
1. Систематизировать представления детей о настроении человека
2. Развивать умение узнавать настроение по выражению лица
3. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции
Материалы:
- фотографии эмоций и настроения
- смайлики с хорошим и плохим настроением на каждого ребенка

Ход беседы:

Воспитатель Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы).
А бывает ли настроением плохим? (
Ответы)
Посмотрите на эти картинки (
воспитатель показывает фотографии веселого и грустного человека).

Чем отличаются люди на этих фотографиях? (Настроением).
Правильно. А как вы узнали? (у веселого человека на лице улыбка, а у грустного улыбки нет).
Да, ребята, улыбка выражает радость. А как можно увидеть грусть? (нет улыбки, слезы, по взгляду)
  А что у человека может вызвать радость, хорошее настроение? (подарки, приятные слова и т.д.)
  Из-за чего настроение может испортиться? (если кто-то обидел и т.д.)
Вы правы. Предлагаю вам послушать одну
историю.
    В гости к белочке пришел ежик. Она была очень рада гостю. И предложила поиграть своими игрушками, ведь белочка не была жадной. Ежик взял любимую игрушку хозяйки, это была яркая, разноцветная юла, и, разыгрался так, что нечаянно ее сломал. Белочка очень расстроилась и заплакала. Настроение было испорчено, ведь это была ее самая любимая игрушка. Ежику стало стыдно, он пожалел белочку и попросил у нее прощения. Он взял сломанную юлу домой, отремонтировал ее и вернул белочке. Радости белочки не было предела, когда она увидела свою игрушку целую, как новенькую. Рад был и ежик.
Вопросы по прочитанному:
- Какой была белочка? (доброй, щедрой, веселой)
- Почему она заплакала?
- Каким стало ее настроение?
- Как менялось настроение ежика?
- Как ежик поднял белочке настроение?

Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Вы знаете, на лице человека мы можем увидеть не только радость и грусть. Есть еще и другие эмоции (показ фото с эмоциями):
Удивление, страх, злость, спокойствие (картинки с эмоциями)

Давайте попробуем изобразить эти эмоции:
1. Радость. Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены, уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь.
2. Печаль. Мне грустно. Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу.
3. Спокойствие. Мои движения плавны. Мое лицо спокойно. Глаза слегка приоткрыты.
4. Удивление. Мои брови приподняты. Рот слегка приоткрыт, округлен. Глаза широко раскрыты.
5. Страх. Мои брови приподняты. И слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты.
6. Злость. Мои брови сильно сведены к переносице. Зубы и губы сомкнуты. Глаза сужены.
 
Воспитатель. Теперь вы знаете, что такое эмоции и как меняется настроение. Предлагаю вам показать смайлик с тем настроением, какое у вас оно сейчас. (Дети показывают свои смайлики)

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта

«Пресс-конференция»

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку…. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть,)

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

«Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)

«Моё настроение. Настроение группы»

Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

«Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Содержание: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Котёл»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Содержание: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

«Приветствие короля»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Содержание: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

«Разведчики»

Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, балансировал по мостику и т. д.

Театрализованные игры

Больной зуб

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

Игры - этюды:

Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму... Впереди арбузы — вот!.. Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду — Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно. 9. Жадный пес дров принес, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напек, спрятал в уголок И съел сам. гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже

11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом Под развесистым кустом И доволен был косой: — Крыша есть над головой! — А настала осень, Куст листочки сбросил, Дождь как из ведра полил, Заяц шубу промочил. – Мерзнет заяц под кустом: — Никудышный этот дом!

15. Шерсть чесать — рука болит, письмо писать — рука болит, Воду носить — рука болит, кашу варить — рука болит, А каша готова — рука здорова.

Игры на развитие выразительной мимики. 

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф, И ходит, голову задрав. У всех он вызывает смех, А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. А лизнув его бочок, Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: — В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

Угадай, что я делаю

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры.

Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

Заключение

Эмоциональное развитие человека играет важную роль в его жизни и оказывает влияние на различные аспекты его жизни.

Особую значимость имеет работа дошкольных учебных заведений, поскольку именно здесь можно эффективно организовать систематическую и комплексную педагогическую деятельность по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Для воспитателей, особенно при работе с детьми старшего дошкольного возраста, важно уделять специальное внимание развитию эмоционального интеллекта. Необходимо создавать атмосферу уважения, доверия и заботы, помогать детям узнавать свои эмоции и управлять ими грамотно.

Исследования указывают на две основные группы факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта: биологические и социальные. Биологические факторы включают в себя врожденные особенности, такие как асимметрия мозга и темперамент. Социальные факторы формируются в семейной среде.

Развитие эмоционального интеллекта у детей требует сотрудничества педагогов с родителями. Важно создавать для детей поддерживающую эмоциональную обстановку, проявлять к ним уважение и внимательно слушать их точку зрения. Родители должны обращать внимание на личностные качества своих детей, взаимоотношения с другими детьми и эмоциональное самочувствие.

Необходимо уделять внимание педагогическим условиям, способствующим развитию эмоционального интеллекта, таким как создание стимулирующей обучающей среды, организация мероприятий и предоставление рекомендаций родителям и воспитателям.

Педагогические условия, специально созданные для развития эмоционального интеллекта, помогут оптимизировать эмоциональное развитие детей, укрепить их самосознание, способность к рефлексии и эмпатии. Эти меры помогут комплексно решать вопросы развития эмоционального интеллекта у детей.

Список литературы

1. Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов [Текст] / И. А. Пазухина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 

2. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. — М. : Педагогика, 2001.

3. Быкова А.А. Как подружить детей с эмоциями [Текст]: советы «ленивой мамы» / Анна Быкова. - Москва: Бомбора, 2019.

4.Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - Москва: Academia, 2003.

5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

6.Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / В. М. Минаева. — М. : АРКТИ, 2003. 

7. Д.Грейтс «Женский эмоциональный интеллект»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...

Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»

Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшней день все больше возрастает  интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...